Создание СССР: причины образования и последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абрамов, С. Г. Создание СССР: причины образования и последствия / С. Г. Абрамов, А. А. Кузнецова, Н. В. Филина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57841/ (дата обращения: 18.12.2024).



Необходимость создания данного союза была продиктована военными действиями и интервенцией иностранных, враждебно настроенных государств. Стоит учесть, что Российская Империя и без того переживала сложные времена после октябрьской революции, а внешнеполитические конфликты обостряли шаткое положение страны. Важную роль также сыграло желание властей восстановить унитарное государство на территории бывшей империи. Еще одной важной предпосылкой стало неустойчивое положение отдельных республик и их стремление к стабильности. [1]

Директ об объединении был подписан 1 июля 1919 года. Данный документ лег в основу военного командования; поспособствовал объединению в совнархозы, созданию комиссариатов труда и финансов. Также было оговорено положение национальных воинских образований — они должны были подчиняться Красной Армии. [2] Управление объединенной системой осуществлялось по-прежнему из Москвы, центральными партиями.

Кроме того, директ диктовал следующие принципы объединения республик и разделения власти: равенство всех народностей, наций; неприкосновенность религий, традиций и обычаев, а также сохранение культурных и учебных учреждений.

Можно смело говорить о том, что именно данный военно-политический союз сыграл важнейшую роль в разгроме сил интервенции, что увеличило и уровень доверия республик к бывшей империи, и их уверенность в данном союзе.

В результате ВСНХ РСФСР стал, фактически, органом управления объединенными республиками. Активно создавались планы по электрификации России, рассчитанные на новое, более крупное государство. В любых документах говорилось уже не только о России, как об отдельном государстве, но и обо всех союзниках. Тем самым центральные партии старались добиться большего доверия и усилить свое влияние на республики. В августе 1921 года возник Федеральный комитет по земельным делам. Его ролью было развитие сельского хозяйства по всей стране. [3]

Первые годы правления советская власть стремилась к автономии и единству экономическому, национальному, территориальному. Республики же стремились к созданию своих суверенных государств, независимых национальных республик, но это рассматривалось как шаг на пути к объединению.

После завершения войны, малые народы, проживающие на небольших территориях, смогли получить автономию в составе РСФСР. Автономия была двух уровней: республиканского и областного. В итоге было признано 11 автономий (таких, как Турецкая и Татарская, например) и 10 республик (Адыгейская и другие). Помимо этого, были созданы две трудовые коммуны — Карельская и Поволжская. Их зависимость от главенствующей партии была более выражена, т. к. коммуны могли самостоятельно решать меньшее число вопросов, по сравнению с областными и республиканскими автономиями.

До 1921 года завершилась советизация национальных окраин. Вместо договора о военно-политическом союзе, с Украиной и некоторыми другими странами были подписаны военно-экономические. Также партии республик входили в состав РКП(б) — это обуславливало подчинение руководства республик центру.

Рассмотрение так называемого «плана автономии» состоялось в 1922 году. В данном проекте был рассмотрен вопрос о вхождении независимых республик в состав РСФСР. Данный план был составлен ПГК (партийно-государственной комиссией), и на его реализации настаивал Сталин. Однако проект так и не нашел поддержки у других республик и союзных стран: Украина и Грузия, например, отказались. Отрицательно отнесся к этому проекту и Ленин, он предлагал форму федеративного союза, т. е. республики объединялись на условии равноправия. Республики передавали часть своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

В том же году, 30 декабря, состоялся первый съезд Советов, на котором был утвержден договор об образовании в СССР. Кроме того, была подписана декларация: в данном документе закреплялись принципы устройства нового, союзного государства. Правила входа и выхода из союза также закреплялись на законодательном уровне, однако система, по которой должен был осуществляться выход, не предлагалась. На съезде назначили и главенствующий орган — Центральный Исполнительный Комитет. Его полномочия вступали в силу во время перерывов между съездами.

Несколько позже, зимой 1924 года, была принята конституция Советского Союза. В данном документе оговаривалось, что ЦИК СССР состоит из трех комиссариатов: союзных, унифицированных, республиканских. Первые занимались вопросами армии и флота, иностранными делами и т. д. Следующие же решали вопросы на уровне республик, а внимание третьих было направлено на внутреннюю политику. Конституция закрепила право центра контролировать органы власти союзных государств. [5]

Вплоть до новой конституции 1936 года шло образование новых союзных республик, изменение государственной и правовой формы некоторых автономий, вводились новые формы административно-территориального деления — создавались области, края и т. д.

Если говорить о влиянии Союза ССР на республики, то можно выделить несколько пунктов. Во-первых, уровень развития отдельных регионов повысился и, можно сказать, выровнялся по стране. Во-вторых, улучшения затронули и здравоохранительную систему, и образовательную. Активно строились театры, школы, издавались книги на разнообразных языках народов, входящих в Союз, что повысило и уровень культуры. В-третьих, на практике оказалось, что суверенитет республик был условным — реальная власть заключалась в руках партийных комитетов. Как результат, все решения, принимаемые центром (т. е. центральными партиями), становились обязательными и для республик. Стоит упомянуть и о негативном влиянии Сталинских репрессий и депортации народов. [4] При чем от данных мер страдали не только жители союзных республик, но и коренной народ России. Своей политикой правительство добилось достаточно острой ситуации среди населения: назревали межнациональные конфликты. Национально-языковое многообразие было признано отмирающим, а интернационализм и вовсе вылился в игнорирование культурной, национальной самобытности республиканских народов.

В завершение хотелось бы отметить, что переход к унитарной модели управления завершился лишь к 1930 году.

Можно говорить о том, что положительных последствий от заключения данного союза больше, чем отрицательных. Именно благодаря созданию Союза Советских Социалистических республик произошло укрепление геополитического положения бывшей империи, а также, несмотря на все негативные последствия, новое государство в большинстве своем отвечало традициям (культурным и историческим) многих народов.

Литература:

  1. Верт Н. «История советского государства», Москва, 1992–560с
  2. Волков С. В. Актуальные исторические вопросы // История. — 2013. — № 8.
  3. Радомыльский Я. И. «Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик», Екатеринбург, 2015–200с
  4. Московкин В. В., Климов И. П. Отечественная история. М.: Юнити, 2004
  5. Страунинг А. А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2012
Основные термины (генерируются автоматически): республика, бывшая империя, автономия, военно-политический союз, состав РСФСР, союз, Украина.


Задать вопрос