В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия — общение педагога с родителями. [1, с. 3]
Ежегодное плановое речевое обследование детей 4–5 лет в нашем ДОУ показывает, что количество детей с различными нарушениями речи растет. В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи в городе Иркутске и нашем детском саду — воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). В данные группы зачисляются дети по заключению Территориальной ПМПК. Речевой диагноз детей, зачисленных в группу с ТНР — Общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровня.
К сожалению, за последние несколько лет в группы все чаще зачисляются дети с первым уровнем речевого недоразвития (неговорящие дети), и со вторым уровнем (дети с зачатками общеупотребительной речи). Анализ документации показывает, что если в период с 2004 по 2010 годы с первым уровнем общего недоразвития речи в нашем ДОУ в группу с ТНР были зачислены три ребенка, то с 2011 года картина изменилась в худшую сторону, и такие дети зачисляются практически ежегодно. В 2004 по 2010 годы количество детей со вторым уровнем речевого недоразвития варьировалось от 30 до 50 %, то в последующие пять лет их количество увеличилось до 80–90 %. Наблюдается значительное превышение предельной наполняемости групп, что сказывается на уменьшении количества индивидуальных занятий в частности, и, на наш взгляд, ухудшение качества образовательных услуг в целом.
Для анализа ситуации и улучшения качества работы нами проведено анкетирование родителей младших и средних групп, которое показало, что родители, как правило, не знают возрастных особенностей речевого развития детей и специфики работы логопеда в детском саду. Родители, владеющие некоторыми знаниями, как правило, ссылались на нехватку времени или отсутствие результатов занятий. Многие не испытывают тревоги по поводу речевого развития своего ребенка, и попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая речевую патологию на особенности детской речи считая, что с возрастом речь появится или исправится сама по себе. Особенное недоумение вызвала выжидательная позиция родителей неговорящих детей трехлетнего и более старшего возраста, которые никогда не обращались к специалистам. Некоторые, наоборот, считали, что если в трехлетнем возрасте малыш «не выговаривает звуки», в основном, это звуки позднего онтогенеза, то логопед в ДОУ обязательно должен заниматься с таким ребенком. Родители не владели достаточными знаниями о правилах зачисления ребенка в группу, считая, что логопед ДОУ занимается со всеми детьми, имеющими те или иные нарушения в речи.
Еще одной немаловажной причиной такой ситуации мы видим и расположение нашего детского сада, который находится в интенсивно застраиваемом районе. С одной стороны, это два современных жилых комплекса, с другой — новый поселок, из которых к нам поступают дети старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи, ранее не посещавшие детские сады, т. к проживали ранее в местности, где данные учреждения отсутствовали. Иногда это дети, которые ходили в детские сады в других районах и городах, где функционируют логопункты. Их родители имели представления о работе логопеда в этих детских садах, и ассоциировали данные знания с работой логопедической службы в нашем учреждении.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что используемые нами ранее традиционные профилактические мероприятия малоэффективны и носят формальный характер. К ним мы относим: информацию на стенде в холле детского сада «Логопед советует», стендовые консультации в группах, в основном, по возрастным особенностям речи и консультации логопеда на сайте ДОУ. Родители просто не обращали внимания на данную информацию. Родительское собрание мы проводили в средней группе перед плановым обследованием детей и на нем возникало много вопросов и комментариев о том, что родители считали, что все дети с нарушениями речи попадут в группу с ТНР, не знали, в каком возрасте обращаться к специалистам и как должно идти речевое развитие ребенка. Некоторые говорили о том, что не знали, что в детском саду есть логопед.
Для устранение вышеперечисленных недочетов в дошкольном учреждении учителями — логопедами разработан комплекс мероприятий по просветительской работе с родителями групп общеразвивающей направленности.
Цель: поиск эффективных форм, приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на повышение активности родителей как участников образовательного процесса.
Задачи:
– Раннее информирование родителей;
– Выявление детей из группы риска;
– Профилактика речевых нарушений.
Основные формы работы:
– Родительские собрания;
– Стендовые консультации;
– Единые консультационные дни;
– Индивидуальные консультации;
– Семинары- практикумы;
– Открытый родительский университет;
– Оформление буклетов, бюллетеней;
– Информация на сайте;
– Проведение практических занятий.
Первое родительское собрание мы стали проводить в первой младшей группе во втором полугодии, когда в основном, заканчивается адаптация детей Его главная задача-знакомство родителей с учителем- логопедом, спецификой его работы в ДОУ. Важно на этом собрании найти психологический контакт с родителями, установить доверительные отношения. Родители получают информацию о графике работы логопеда, консультационных часах, рекомендации в каких случаях желательно обратиться к специалисту. Также обращали внимание родителей на то, что информация по речевому развитию детей размещается на стендах группы и ДОУ, сайте детского сада и персональных сайтах учителей- логопедов, систематически обновляется, и может быть полезной для родителей. На информационных стендах в каждой группе и холле размещена информация о учителях- логопедах, работающих в учреждении и времени приема родителей. В каждой возрастной группе проведено анкетирование: «Информацию на какую тему вы хотели бы получить от логопеда?»
В первой младшей группе мы проводим одно собрание, а в остальных возрастных группах по два, в начале и конце года.
Темы собраний в группах общеразвивающей направленности:
Вторая младшая группа
– Речевое развитие ребенка 3–4 лет;
– Факторы риска при наборе в группу с ТНР.
Средняя группа:
– Речевое развитие ребенка 4- 5 лет;
– Порядок набора в группу с ТНР.
Старшая группа:
– Речевое развитие ребенка 5–6 лет;
– Проблемы речевого развития при поступлении детей в школу.
Подготовительная группа:
– Профилактика нарушений письма у дошкольников;
– Речевая готовность ребенка к школе.
В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы наряду с традиционным объявлением о предстоящем мероприятии, которое вывешивается н доске объявлений в группе, с помощью воспитателей изготавливаем индивидуальные приглашения. Дети сами раздают их своим родителям. Количество родителей на собраниях после этого значительно увеличилось.
Большой популярностью пользуются единые консультационные дни, которые проводят узкие специалисты, работающие в ДОУ раз в два месяца. В эти дни родители с ребенком могут побывать сразу у всех специалистов и в том числе получить консультацию двух логопедов одновременно, или выслушать их независимое мнение.
В рамках еженедельного консультационного часа учитель — логопед по обращению родителей и в их присутствии обследует детей, показывает приемы работы по различным направлениям речевого развития, дает рекомендации по обращению их к другим специалистам (психолог, дефектолог), или специалистам медицинских учреждений (невролог, ортодонт, стоматолог, массажист) и назначает сроки для следующих посещений. Все фиксирует в листах учета по работе с родителями. На основании этих данных логопед прослеживает динамику развития речи и общего развития ребенка, что помогает делать выводы по выбору дальнейшего образовательного маршрута ребенка
На Открытом родительском университете, который посещают не только родители нашего ДОУ, но и родители из других детских садов, и родители детей, не посещающих дошкольные учреждения, показываем игры для развития речи детей, мастер-классы специалистов, так как считаем эти формы работы наиболее интересными и полезными. Здесь же раздаем буклеты и памятки по речевому развитию.
Еще одной формой работы стали практикумы по речевым играм, которые вначале мы проводили для родителей групп с ТНР, но впоследствии стали приглашать на них родителей массовых групп. Они проходят интересно и увлекательно и получили положительные отзывы родителей.
В ходе такой целенаправленной работы считаем, что качество предоставляемых нами услуг улучшилось, поставленные цели и задачи выполнены. В результате реализации комплекса разработанных мероприятий получены следующие результаты:
– установлены доверительно- деловые контакты с родителями;
– у родителей сформирована установка на сотрудничество;
– возросла педагогическая компетентность родителей;
– более раннее определение образовательного маршрута ребенка;
– родители более объективно оценивают речевые возможности детей.
Литература:
- Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 143 с