Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.
Ключевые слова: Родина, героизм патриотическое воспитание, подвиг, бессмертный полк.
Патриотическое воспитание в наше время требует большого внимания.
Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем городе. Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события ВОВ. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы взрослые должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских солдат их мужество. Ведь у детей дошкольного возраста сформирован естественный интерес к своей семье, к истории своей Родины. Поэтому в своей работе мы обратились к родителям с просьбой рассказать детям о судьбах воевавших членов семьи. Посетить с дошкольниками памятники. После беседы с родителями дети принесли много фотографий своих близких, принимавших участие в ВОВ. Дошкольники делились своими рассказами о родных и рассматривали фотографии друг у друга. Во время празднования дня победы мы с детьми побывали у памятника Атаманского леса, где они возложили цветы к мемориалу. Также вместе с родителями посетили военно-историческую реконструкцию боя у Атаманского леса на 9 мая, у Майсюковой будки, 3 февраля приуроченной к 75 лет освобождения Старого Оскола.
Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства стараемся воспитать у детей с самого раннего возраста.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
На наглядных примерах дети получают знания и понимают, какое нужно было мужество и героизм русских солдат в годы ВОВ. В группе организовали выставку книг о ВОВ. Объяснили детям, чтобы сохранить все события, подвиги солдат, женщин, работавших в тылу, стариков и детей, писали стихи, песни, рассказы в честь героев.
Литературные произведения, которые можно почитать с детьми старшего дошкольного возраста:
Дмитрий Пентегов: «Паровоз «Овечка». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твердом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».
Солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука — носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
Еще один рассказ К. Паустовского — «Волшебное колечко»– о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка — невидимка», «Иван — виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.
Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921–2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Мультфильмы: «Солдатская сказка» (1983), «Воспоминание» (посвященный детям войны), «Сказка о громком барабане», «Легенда о старом маяке», «Салют» (1975), «Скрипка пионера».
Дети становились участниками тех событий, волновались, переживали за русских солдат и сердились на фашистов. Мы объяснили ребятам, что любой подвиг правительство награждало определенной наградой. Рассматривали фотографии ветеранов войны с наградами: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы». Провели с детьми цикл мероприятий «Старый Оскол — город Воинской Славы», «75 лет освобождения Старого Оскола», «Оружие в годы войны». «Наш город в дни войны», где дети помогали составлять альбом с фотографиями города во время войны. Провели беседы: «Что такое мужество?», «Земляки- освободители», «Дети и война», «Защитники нашей Родины», «Боевой путь наших дедов и прадедов». Слушая песни военных лет ребята легко их запоминают и подпевают. Вместе с детьми смотрели презентацию «Военные хроники», о мужестве и подвигах солдат. Дети делились впечатлениями от увиденного и услышанного. У них появляется желание играть в военных. Каждый хочет совершить подвиг, помочь раненному, победить фашистов... Дошкольники вместе с родителями посетили «Музей боевой славы», побывали на Курской дуге, участвовали на 9 мая в шествии «Бессмертный полк». Важно чтобы у дошкольников сформировалось представление, что мы победили в войне, потому что любим свою родину, уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям их подвигам. Рассказали, что в нашем городе есть улицы названы в честь героев войны: Хмелева, Конева, Ватутина,17 героев и др. В честь них воздвигнуты памятники и их надо охранять. В честь этих героев мы с детьми решили оформить альбом «Земляки-Освободители». А беседа «Боевой путь наших дедов и прадедов» оказалась фундаментом для создания книги — «Рассказы о моих прадедушках», написанные их внуками и правнуками. Была составлена родителями «Книга жизни» о боевых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, которые защищали Старый Оскол. В этой книге собраны фотографии, иллюстрации города с момента оккупации до освобождения от фашистов. Весь материал изложен в этой книге в доступной и понятной форме для детей дошкольного возраста. Беседуя с детьми об этой «Книге жизни», мы стараемся формировать у ребенка чувства гордости и уважения к своим землякам. Было предложено родителям к 9 мая оформить стенд «Бессмертный полк нашей группы». Чтобы дети понимали, что такое война, с уважением вспоминали прадедушек-ветеранов своей семьи, их подвиги.
Верно сказано: «Забыть прошлое — это потерять будущее»
Литература:
- Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» [текст]: методические рекомендации/ Н. В. Алешина.-М.:ЦГЛ,2005.-С.135–140.
- Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» [текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинская. –М.: ТЦ Сфера,2006- С.90–98.
- Рыбалкова И. К. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» [текст]: //Дошкольное воспитание -2003- № 6. — С.45–55.