В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический компоненты.
Ключевые слова: дискурс, академический дискурс, научный дискурс, обучение, высшая школа.
Успешность в современном мире во многом зависит от усвоения социокультурных норм, характерных для определенной социальной группы. В области высшего образования это подразумевает, что обучающиеся должны овладеть комплексом компетенций, которые позволят им успешно реализоваться в выбранной профессии. Одним из направлений в освоении профессии является научная деятельность, поэтому изучение педагогических аспектов и закономерностей академического дискурса представляется актуальной задачей.
Задача преподавателей — разработать рабочие инструменты, которые помогут обучающимся развить речемыслительные навыки и реализоваться в данном виде дискурса.
Цель статьи — разработка педагогической модели обучения научному дискурсу при преподавании языковых дисциплин в юридическом вузе.
Компетентностный подход в высшем образовании предполагает переход от передачи разрозненных знаний к формированию комплексного подхода к рассмотрению различных социокультурных явлений, одним из которых является академический дискурс.
Методологическим основанием послужили работы Ю. Хабермаса, в которых указывается, что научное знание связано с познавательной и коммуникативной деятельностью человека.
Современные исследования Л. И. Зубковой, С. В. Гричина, Г. В. Грошевой, К. А. Зуева, Е. В. Кривцовой, Е. А. Кроткова, Н. А. Мишанкиной, М. М. Уткиной, Е. В. Харченко, K. Hyland, A. Duszak, B. Karpińska-Musiał, T. Thonney и др. посвящены философским, лингвистическим, социокультурным аспектам академического дискурса.
Изучение литературы показывает, что от широкого понимания дискурса как речи в потоке событий исследователи перешли к более прагматичному пониманию дискурса как социально обусловленной организации системы речи.
В коммуникативном подходе дискурс определяется как «коммуникативное поведение, выраженное вербально (текст), опирающееся на этнокультурные и групповые пресуппозиции, проявляющееся в определенной сфере общения в соответствии с присущими этой сфере нормами общения» [1].
Научный дискурс принадлежит к социокультурным явлениям и основывается на системе исторически сложившихся традиций, правил, ценностей [2].
Изначально для описания деятельности представителей научных школ использовалось понятие академического красноречия. Отечественная академическая школа была сформирована плеядой мыслителей и ученых, которые демонстрировали на лекциях мастерство учебных диалогов и полемических бесед. Российскую академическую школу характеризовали научная глубина и логика излагаемого материала, знание и учёт адресата, умение находить необходимый уровень доступности изложения для того, чтобы поддерживать интерес и мотивацию, будить мысль студентов, стимулировать развитие их способностей к научному поиску.
Академический дискурс в высшем образовании подразумевает его использование непосредственно при обучении и распространении знаний [3]. Отечественные исследователи выделяют подвиды академического дискурса: педагогический, дидактический, научный, воспитательный и учебный [4]. Важной характеристикой академического дискурса является наличие лингвокультурного скрипта, который понимается как «набор инструкций для языкового и поведенческого кодов» [5].
На практике педагогическая модель обучения основам научной деятельности обучающихся включает разработку такого лингвокультурного скрипта, который включает лингвориторический, социокультурный и ценностно-мировоззренческий компоненты.
Лингвориторический компонент научного дискурса связан с изучением языковых норм научного стиля, усвоением норм письменного научного изложения и устного представления результатов научного исследования. Изучение норм научного стиля включает изучение жанровых особенностей собственно научного, научно-популярного, учебно-научного подстилей.
Важной составляющей в обучении научному дискурсу является обучение письменной речи при работе с научным текстом. Обучение письменной научной речи включает такие компоненты работы с текстом как анализ языковых особенностей текстов научных жанров, выделение научного аппарата исследования, подготовка аннотации, выделение ключевых слов, составление библиографического описания.
Риторический компонент научного дискурса требует внимания к синтаксической связности текстов, их терминологической упорядоченности и логической корректности. Он включает знакомство с особенностями организации научного текста и правилами его украшения, спецификой научной аргументации и постановкой проблемных вопросов, выдвижением гипотез и правилами введения понятий в текст исследования.
Обучение устной научной речи предполагает организацию интерактивных форм взаимодействия обучающихся в рамках научных конференций, круглых столов, дискуссий.
При этом необходимо обратить внимание на этикетную функцию научного дискурса, который выражается в проявлении уважения к деятельности ученых, научному сообществу в целом, той или иной научной школе.
Социокультурный аспект научного дискурса включает изучение историко-культурных оснований академического красноречия и знакомство с современными научными исследованиями.
Инновационным социокультурным аспектом научного взаимодействия является участие исследователей в виртуальных научных сообществах (Researchgate, Google Scholar, Academia.edu и др.).
Этический компонент научного дискурса связан с усвоением норм научного этоса — истинности и гуманности исследования, добросовестности и ответственности исследователя перед обществом, достоверности результатов исследования и их значимости для прогресса науки. Ценностно-мировоззренческий компонент предполагает изучение таких аспектов как этические принципы научного исследования, правила цитирования, плагиат. Цитирование и комментирование научных исследований других авторов должно носить толерантный, сдержанный характер.
Наука — это способ взаимодействия с предшествующими культурами, поколениями, поэтому особое внимание следует уделить диалогичности научного текста и навыкам организации и ведения научного диалога.
Таким образом, все сказанное позволяет говорить о научной коммуникации как черте современного информационного мира. Научный дискурс становится одним из неотъемлемых элементов профессиональной коммуникации, поэтому обучение научному дискурсу является важной задачей современного образования. Научный дискурс следует отнести к высшему уровню коммуникативного взаимодействия, который требует высокой степени развития языковой личности. Предлагаемая педагогическая модель обучения научному дискурсу основана на междисциплинарном подходе и включает лингвориторический, социокультурный и этический компоненты.
Литература:
- Зубкова Л. И. Конститутивные признаки академического дискурса // Известия ВГПУ. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutivnye-priznaki-akademicheskogo-diskursa (дата обращения: 01.04.2019).
- Кротков Е. А., Зуев К. А. Проблема типов научного дискурса // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tipov-nauchnogo-diskursa (дата обращения: 04.04.2019).
- Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. L.: Continuum, 2009. 215 р.
- Дроздова Д. Р. Структура академического дискурса в учебном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. № 1 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-akademicheskogo-diskursa-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 01.04.2019).
- Зубкова Я. В. Лингвокультурные скрипты в академическом дискурсе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnye-skripty-v-akademicheskom-diskurse (дата обращения: 01.04.2019).