Как известно, семья была, есть и будет важнейшим фактором в полноценном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, физических качеств, умственных процессов. Однако, катастрофическая занятость родителей, связанная в основном материальным аспектом — необходимостью добывания денег, порождает потребность в квалифицированной педагогической помощи. Помимо этого, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, простейшими педагогическими знаниями, зачастую родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, что не приведет к позитивным результатам. Хотя статья 44 Федерального закона «Об образовании» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1].
Таким образом, огромная роль во всестороннем воспитании детей отводится детскому саду, где непосредственно происходит его социализация.
Однако для полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей, что также отражено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [1]. Данный закон обязывает педагогов и родителей быть не только равноправными, но и ответственными в равной мере участниками образовательного процесса.
Так, взаимодействие родителей воспитанников и педагогов, по мнению профессора И. Г. Галушко, следует рассматривать «как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов» [4].
Вышеизложенное позволяет нам говорить о необходимости взаимодействия педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, что и является одной из основных задач как в дошкольных образовательных учреждениях. В наши дни педагог обязан суметь выстроить такие отношения с родителями, в основе которых будет взаимопонимание.
Во ФГОС ДО говорится о взаимодействии с родителями (законными представителями) как о важном психолого‐педагогическом условии реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условии, необходимым для создания социальной ситуации развития детей [2].
Термин «взаимодействие» был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания по решению задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [9].
Основу взаимодействия ДОО и семьи представляет сотрудничество педагогов и родителей. По мнению Т. В. Кротовой, сотрудничество предполагает участие в общем деле, основанное на осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, указывать, и на стремлении к взаимопониманию [8, с. 25].
Основной целью всех видов и форм взаимодействия ДОО с семьей является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Педагоги и родители должны быть объединены в одну команду.
В свою очередь педагоги стремятся к наиболее полному использованию всего педагогического потенциала традиционных форм взаимодействия с семьей и поиску новых, современных форм сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
В первую очередь, педагог в обязательном порядке должен изучить семью воспитанника. Здесь мы подходим к системно-структурному подходу процесса взаимодействия педагога и родителей, предложенного Т. И. Бабаевой [3].
Системную структуру взаимодействия можно рассматривать как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов. Системообразующим звеном становится центральная связь «цель–результат». В содержательном компоненте раскрываются цели, описываются средства и способы совместной деятельности субъектов по достижению результатов. Коммуникативный компонент — как условие реализации содержательного и целевого компонентов. Только согласованность данных компонентов сделает процесс взаимодействия эффективным.
Т. Доронова говорит о взаимодействии с родителями, который основан на структурно-функциональной модели, включающей в себя три блока [5]:
1. Информационно-аналитический блок, в котором предполагается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. В качестве форм работы могут выступать: опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.
Например, начав работу с родителями с анкетирования «Давайте познакомимся», педагог получит реальную развернутую картину, анализ которой позволит ему оценить особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Все это непременно поможет педагогу выбрать ту или иную тактику общения с каждым родителем, лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.
Построение работы этого блока происходит в двух направлениях: просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.
2. Практический блок, который содержит информацию, направленную на решение комплексных задач, связанных со здоровьем и развитием детей.
Сюда же мы относим и ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами ДОУ. Из традиционных форм просветительской деятельности можно выделить различного рода наглядную информацию. Например, организованные в холле детского сада и каждой группы в отдельности родительские уголки, где источником информации являются информационные стенды, методическая литература, папки-передвижки и т. п. Просветительская деятельность, носящая обучающий характер, происходит при помощи бесед, консультаций, круглых столов, родительских собраний.
Возвращаясь к Стандарту, отметим, что в нем предполагается не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, что непосредственно связано с созданием такой среды в детском саду, где все субъекты образования принимали бы активное участие в совместной интегративной деятельности, объединяясь таким образом. Таким образом, у педагога и родителей вырабатывалась общая система ценностей в воспитании ребенка, в общении с ним и другими, в саморазвитии и самореализации [2].
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста должно осуществляться не только в процессе приобщения родителей к педагогическому процессу, а также в расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения. Педагог должен суметь создать условия для их творческой самореализации.
Можно выделить формы активности родителей:
– участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ и группы,
– помощь в организации досуговой деятельности;
– совместная работа на родительских собраниях;
– совместная деятельность с детьми (экскурсии, игры, литературные вечера, конкурсы, досуги);
– оформление группы и д/с;
– участие в творческих выставках детско-родительских работ;
– благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; оформление участков в летний период; изготовление фигур из снега).
Каждый из вариантов предполагает у родителей возможность обмена опытом друг с другом, обучения друг у друга определённым навыкам, что способствует появлению у родителей большего опыта по решению вопросов воспитания своего ребенка.
3. Контрольно-оценочный подразумевает анализ проводимых воспитателями мероприятий.
И педагогам, и родителям необходимо помнить, что объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. Именно поэтому детским садом и семьей в воспитании осуществляются одни и те же функции: информационная, собственно воспитательная, контролирующая.
Проанализировав особенности взаимодействия дошкольного учреждения и семьями воспитанников, мы можем выделить следующие условия, способствующие качественному взаимодействию современного дошкольного учреждения и семьи:
1) педагоги должны быть готовы к взаимодействию с родителями. Педагог — это профессионал в своей области. Именно он должен выступать инициатором данного взаимодействия. В арсенале педагога различные методы и приемы вовлечения родителей в жизнь ребенка в детском саду. Роль педагога как наставника заключается в обогащении представлений родителей о возрастных особенностях детей, методах и приемах воспитания.
2) родители должны быть настроены на воспитание своих детей совместно с педагогом. Однако инициатором диалога в построении индивидуальной траектории развития ребенка является педагог.
3) взаимодействие педагогов и родителей должно осуществляться согласно определенным целям и задачам, в основе которых учет индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,
4) должны быть созданы материальные условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Помимо этого, для положительного взаимодействия педагога с родителями решающим условием являются доверительные отношения. Как мы уже не раз говорили необходимо добиваться того, чтобы у родителей возник не просто интерес к процессу воспитания, а потребность добиться успеха и уверенность в собственных силах. Для этого педагогу следует, опираясь на положительный опыт воспитания той или иной семьи, планомерно, ненавязчиво формировать активную педагогическую позицию родителей, вооружать их педагогическими знаниями и умениями [10, c. 24].
Успех взаимодействия родителей и воспитателей определяют взаимные установки семьи и педагогов. Наиболее оптимальный путь заключается в осознании обеими сторонами необходимости целенаправленного воздействия на ребенка и доверия друг к другу. Важным аспектом является и то, что у родителей должна быть уверенность в хорошем отношении педагога к ребенку, они должны чувствовать его компетентность в вопросах воспитания [10]. При этом педагог должен обладать такими личностными качествами, как доброта, чуткость, заботливость. Воспитатель завоюет доверие родителей своим неравнодушным отношением к их детям, само собой оно не придет.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста должен происходить в системе «Педагог-Дети-Родители», в которой отношения должны быть выстроены на основе взаимоуважения, взаимопомощи и доверии. Происходящий в этой системе сбой влечет за собой непонимание сторон, что приводит к появлению конфликтов. На более глобальном уровне на возникновение конфликтов влияет падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в дошкольном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в дошкольном социуме, невротический стиль общения во многих семьях [7, c. 238].
Доверие родителей к воспитателю не приходит само собой: воспитатель должен завоевать его благодаря доброму, неравнодушному отношению к ребенку, умению растить в нем хорошее, великодушию и милосердию [7, c. 235]. При этом педагогу следует помнить о необходимой культуре общения с самими родителями, тактичности и взаимопонимании, что сделает картину психологии доверия достаточно полной.
Конструктивное общение педагога ДОО с родителями не всегда возможно в силу некоторых причин.
В первую очередь, это связано с тем, что у родители не располагают достаточным для этого количеством времени, что обусловлено современным темпом жизни — утром, приводя ребенка, торопятся на работу, вечером, забирая его, как и все люди после работы испытывают чувство усталости и спешат домой отдыхать. Однако, зачастую это не является основной причиной нежелания вступать в диалог с педагогом. Существуют более серьезные барьеры в общении между педагогом и родителями.
Так, не все родители позитивно настроены на контакт с воспитателем по вопросам воспитания их детей. Рассмотрим причины этого.
- Недоверие родителя к воспитателю как к человеку. То есть в случае, когда воспитатель оценивает деятельность его ребенка, его поведения, дает некоторые рекомендации по вопросам его воспитания, родитель субъективно принимает все замечания на свой счет, примеряя и оценивая слова относительно его ребенка к себе. Или же родителя считает, что тем самым воспитателей принижает его родительскую состоятельность. Как правило, подобного рода чувства способны вызвать у родителей неоправданную агрессию в отношении педагога, что непременно ведет к созданию конфликтной ситуации. Основную массу родителей, провоцирующих конфликты с педагогом на этой почве, составляют родители, ведущие асоциальный образ жизни — любое действие педагога вызывает с их стороны активное сопротивление.
- Недоверие родителя к воспитателю как к педагогу связано с неуверенностью родителя в его профессиональной компетентности, то есть не уверены в его полноценных знаниях в вопросах воспитания и обучения детей. Такого рода недоверие ведет к потере имиджа педагога в целом. Согласно, А. О. Кадайловой, имидж педагога для предъявления родителям воспитанников, может состоять, из таких компонентов таких, как:
– габитарная культура, к которой она относит культуру личности, включающую в себя индивидуальность, которая определяет физические и психофизиологические особенности; стиль и моду.
– речевая культура, предполагающая личностную культуру, развивающуюся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, а также чувство стиля;
– социальная и средовая (окружение и аксессуары) [6, c. 59–60].
- Педагог и сам может быть виновником недоверия к нему родителей в связи с отсутствием у него коммуникативной компетентности, заключающейся в неумении строить диалог, в отсутствии установки на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, в тактичности, уважительности и т. п. Неумение педагога вступать в контакт родителями может привести к тому, что в сознании родителей сложится мнение о «навязывание» своей точки зрения педагогом, особенно, если педагог высказывается в достаточно категоричной форме, что само собой разумеется, очень негативно воздействует на родителей.
- Излишняя озабоченность родителей нахождением своих детей в стенах детского сада нередко бывает причинной возникновения барьеров в общении с педагогом. Болезненная реакция родителя даже на небольшую царапину, принесенную ребенком из детского сада, может вызвать ряд претензий к воспитателю, который, по их мнению, «недосмотрел» за ребенком. Также родитель может полагаться на слова своего ребенка, особенно, если его возраст 5–6, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми, чем искусственно создают конфликт между родителем и педагогом во имя удовлетворения собственного любопытства.
Таким образом, общение педагога с родителями воспитанников с глазу на глаз сближает воспитателя с родителями, помогает лучше друг друга узнать и понять, если такое общение будет выстроено на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения:15.10.2018).
- ФГОС ДО № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 21.09.2018).
- Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». — 1998. — № 1. — С. 56–71.
- Галушко И. Г. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2014. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-vzaimodeystviya-dou-s-semiey (дата обращения: 21.09.2017).
- Доронова Т. Д. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2002. — 120 с.
- Кайдалова А. О. Особенности имиджа педагога дошкольной образовательной организации // Научное сообщество студентов: материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 59–63.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2000. — 416 с.
- Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дис.... канд. пед. наук. — М., 2005. — 254 с.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 112 с.
- Слепцова С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов // Молодой ученый. — 2010. — № 3. — С. 238.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.