Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Оруджев, Полад Шамистан. Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг» / Полад Шамистан Оруджев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57885/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по которому проходят этот коридор. В глобализированном мире из года в год растут перевозки грузов и пассажиров по международными транспортными путями. Эксплуатация транспортного коридора Север-Юг, одного из основных транспортных путей Азербайджана, будет способствовать экономическому развитию и ускорит взаимную экономическую интеграцию государств-участников. Обеспечение экологической безопасности в этом коридоре является важной задачей.

Ключевые слова:глобализация, транспортные коридоры, экологическая безопасность окружающей среды, транспортный коридор Север-Юг, загрязнение.

The article identifies the features of the ecological status of the Azerbaijan part of the international transport corridor «North-South». The external threats to environmental security are located in the coasts of the Azerbaijan sector of the Caspian Sea, along which this corridor passes. In the globalized world, the transport of goods and passengers by international transport routes increases year by year. The operation of the North-South transport corridor, one of the main transport routes in our region, will promote economic development and accelerate the mutual economic integration of the participating states. Ensuring environmental safety in this corridor is an important link.

Keywords: globalization, transport corridors, ecological safety of the environment, transport corridor North-South, pollution.

Транспорт — это инструмент экономического развития и внедрения интеграционных процессов, посредством которых готовая продукция доставляется потребителю или, наоборот, сырье для производителя.

Создание и развитие международных транспортных коридоров зависит от изменений мировой географии торговли и экономики. Такие коридоры влияют на развитие межрегиональных, межрегиональных экономических связей [2].

Интенсивная интеграция транспортных процессов развивается как в Европе, так и в Азии, наиболее ярким проявлением которой является формирование международных транспортных коридоров. Россия и Азербайджан, как и все страны региона, заинтересованы в участии в этих процессах.

Транспортный коридор Север-Юг рассматривается как аналог маршрута ТРАСЕКА, который будет играть важную роль в укреплении и развитии существующих экономических и коммерческих отношений между Азербайджаном и Россией, а также в обеспечении экономической безопасности в регионе.

Основная цель этого коридора — соединить Северную Европу и Южную и Юго-Восточную Азию, интенсифицировать экономические отношения между странами региона. Благодаря этому коридору увеличится объем грузоперевозок по железной дороге между Европой и Азией, и будет обеспечен доступ стран Азии и Кавказа в Европу. Основными преимуществами являются меньшие транспортные расходы и продолжительность перевозки, каторая меньше чем продолжительность аналогичной морской перевозки [7, 10].

В настоящее время предусмотрены три основных маршрута для Северо-Западного транспортного коридора: Транс Каспийский маршрут, западный маршрут, восточный маршрут (рисунок 1).

Безымянный

Рис. 1. Маршруты транспортировки грузов в направлении Север — Юг (Иран — Европейский Союз) [7]

Транспорт считается одним из основных видов экономической деятельности человека, загрязняющих окружающую среду. Основными экологическими повреждениями являются выброс вредных токсических веществ в атмосферу, загрязнение почвы и воды, загрязнение флоры и фауны, шумовое загрязнение [5].

Ущерб окружающей среде от железной дороги меньше, чем у автомобильного транспорта. Затем идет в порядке убывания воздушный, морской и внутренний водный транспорт [4].

На данный момент основные экологические проблемы Азербайджанской Республики состоят из следующих: загрязнение водных ресурсов, загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и транспортными средствами; загрязнение плодородных земель (эрозия, солончак); вырубка лесов, изменения уровня Каспийского моря и др. [9].

Транспортная система нашей страны также должна быть подчеркнута в причинах этих экологических проблем. После обретения независимости быстрый рост нефтегазовой промышленности в Азербайджане увеличил объем грузоперевозок, что, в свою очередь, негативно сказалось на окружающей среде.

Транспортный коридор Север-Юг, один из главных трансконтинентальных коридоров в Евразии, проходит через Азербайджан вдоль Каспийского моря.

Ожидается, что по этому коридору через территорию Азербайджана будет транспортироваться до 15 миллионов тонн грузов в год. Учитывая это, самой опасной ситуацией здесь является негативное влияние железных дорог на экологическое состояние Каспийского моря.

По этому транспортному коридору в основном будет транспортироваться нефтепродукты. Это создает реальную угрозу для экологической ситуации Азербайджанского прибрежье Каспии. Таким образом, любая опасность, которая может возникнуть на участке железной дороги или автомагистрали коридора, а также на морском пути, приведет к серьезным неблагоприятным последствиям в регионе [1].

На пути коридора находятся три основных туристических района Азербайджана: Набрань-Ялама в северной части, Абшеронский полуостров и Ленкоранско-Астаринский районы на юге (рисунок 2).

Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг

Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8]

Абшеронский полуостров, в котором расположены основные промышленные центры Азербайджана — Баку и Сумгайыт, считается наиболее экологически уязвимым районом вдоль коридора через Азербайджан. Отходы крупных промышленных объектов нефтяной и химической промышленности, работающих в этих городах, являются одним из основных источников загрязнения почвы и атмосферы. В последнее время в результате усиления экологического мониторинга в нашей стране был усилен контроль за деятельностью таких предприятий и начали использоваться новые современные фильтры. Кроме того, на Апшеронском полуострове, где проживает большое население, были проведены кампании по повышению осведомленности об охране окружающей среды. В северной и южной частях экологический баланс сохраняется.

Ожидается, что Транскаспийский маршрут, один из маршрутов транспортного коридора Север-Юг, пройдет через порт Баку — главный морской порт нашей страны. Одним из основных источников загрязнения в настоящее время в Каспийском море является нефтяная промышленность.

Перевозка нефти и нефтепродуктов, оказывает большое экологическое воздействие на порты и приморские районы страны. Большое количество сточных вод с нефтяных танкеров, паромов и других судов нарушает экологическую ситуацию в азербайджанском секторе Каспийского моря. Чтобы предотвратить это, Новый Бакинский Морской Торговый Порт работает с принципами зеленой гавани.

Заключение

На региональном уровне необходимо принять ряд мер для обеспечения экологической безопасности транспортного коридора Север-Юг, проходящего через территорию Азербайджана. Для них важно принять законодательство о государственном экологическом контроле над всеми видами транспорта. Эти акты должны следить за экологической ситуацией на транспортных маршрутах коридора Север-Юг, а также за ведением административных дел за нарушение этого закона. [3] [6].

Литература:

  1. Азербайджан: Развитие Экологических Проектов, режим доступа: http://www.casfactor.com/ru/news/2301.htmt
  2. Вардомский Л. Б., Тураева М. О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). — М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с. (стр.9–10)
  3. Гасымова Е. Е. «Влияние стихийных бедствий на автомобильный транспорт Азербайджана», Баку, 2017, 209 с.
  4. Киселева Л. В. «Экология железнодорожного транспорта», Москва, 1999, 170 с.
  5. Колесников С. И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008. 303 с.
  6. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология. Москва, 2001, 295 с.
  7. Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 года). URL: http://base.garant.ru/2561372/
  8. https://www.ady.az — Азербайджанские Железные Дороги, официальный сайт
  9. http://eco.gov.az — Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики, официальный сайт
Основные термины (генерируются автоматически): транспортный коридор, Азербайджан, окружающая среда, коридор, экологическая безопасность, Европа, экологическая ситуация, азербайджанская часть, Азия, экономическое развитие.


Ключевые слова

глобализация, загрязнение, транспортные коридоры, экологическая безопасность окружающей среды, транспортный коридор Север-Юг

Похожие статьи

Азербайджан в орбите мировой дипломатии

Основная проблема, которую автор ставит в работе, заключается в поиске ответа на вопрос «Как разумно использовать энергетические ресурсы Каспия, чтобы Азербайджанская Республика, обладающая огромными материальными и моральными богатствами, смогла вст...

Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России

Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федера...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Морская безопасность как актуальная проблема Азиатско-Тихоокеанского региона

Морская безопасность сегодня играет важную роль не только в сохранении мира того или иного региона, но и в стабильном развитии взаимоотношений между странами в различных сферах. На сегодняшний день в водных акваториях АТР присутствуют угрозы, которые...

Международная логистика Россия — Индия

Международная логистика — это очень важный элемент экономических отношений между странами. Такие крупные государства как Россия и Индия не могут обойтись без взаимовыгодного партнерства в сфере торговли, логистики и грузоперевозок на международном ур...

Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье рассматриваются перспективы развития МТК «Север-Юг».

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Похожие статьи

Азербайджан в орбите мировой дипломатии

Основная проблема, которую автор ставит в работе, заключается в поиске ответа на вопрос «Как разумно использовать энергетические ресурсы Каспия, чтобы Азербайджанская Республика, обладающая огромными материальными и моральными богатствами, смогла вст...

Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России

Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федера...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Морская безопасность как актуальная проблема Азиатско-Тихоокеанского региона

Морская безопасность сегодня играет важную роль не только в сохранении мира того или иного региона, но и в стабильном развитии взаимоотношений между странами в различных сферах. На сегодняшний день в водных акваториях АТР присутствуют угрозы, которые...

Международная логистика Россия — Индия

Международная логистика — это очень важный элемент экономических отношений между странами. Такие крупные государства как Россия и Индия не могут обойтись без взаимовыгодного партнерства в сфере торговли, логистики и грузоперевозок на международном ур...

Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье рассматриваются перспективы развития МТК «Север-Юг».

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Задать вопрос