В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по которому проходят этот коридор. В глобализированном мире из года в год растут перевозки грузов и пассажиров по международными транспортными путями. Эксплуатация транспортного коридора Север-Юг, одного из основных транспортных путей Азербайджана, будет способствовать экономическому развитию и ускорит взаимную экономическую интеграцию государств-участников. Обеспечение экологической безопасности в этом коридоре является важной задачей.
Ключевые слова:глобализация, транспортные коридоры, экологическая безопасность окружающей среды, транспортный коридор Север-Юг, загрязнение.
The article identifies the features of the ecological status of the Azerbaijan part of the international transport corridor «North-South». The external threats to environmental security are located in the coasts of the Azerbaijan sector of the Caspian Sea, along which this corridor passes. In the globalized world, the transport of goods and passengers by international transport routes increases year by year. The operation of the North-South transport corridor, one of the main transport routes in our region, will promote economic development and accelerate the mutual economic integration of the participating states. Ensuring environmental safety in this corridor is an important link.
Keywords: globalization, transport corridors, ecological safety of the environment, transport corridor North-South, pollution.
Транспорт — это инструмент экономического развития и внедрения интеграционных процессов, посредством которых готовая продукция доставляется потребителю или, наоборот, сырье для производителя.
Создание и развитие международных транспортных коридоров зависит от изменений мировой географии торговли и экономики. Такие коридоры влияют на развитие межрегиональных, межрегиональных экономических связей [2].
Интенсивная интеграция транспортных процессов развивается как в Европе, так и в Азии, наиболее ярким проявлением которой является формирование международных транспортных коридоров. Россия и Азербайджан, как и все страны региона, заинтересованы в участии в этих процессах.
Транспортный коридор Север-Юг рассматривается как аналог маршрута ТРАСЕКА, который будет играть важную роль в укреплении и развитии существующих экономических и коммерческих отношений между Азербайджаном и Россией, а также в обеспечении экономической безопасности в регионе.
Основная цель этого коридора — соединить Северную Европу и Южную и Юго-Восточную Азию, интенсифицировать экономические отношения между странами региона. Благодаря этому коридору увеличится объем грузоперевозок по железной дороге между Европой и Азией, и будет обеспечен доступ стран Азии и Кавказа в Европу. Основными преимуществами являются меньшие транспортные расходы и продолжительность перевозки, каторая меньше чем продолжительность аналогичной морской перевозки [7, 10].
В настоящее время предусмотрены три основных маршрута для Северо-Западного транспортного коридора: Транс Каспийский маршрут, западный маршрут, восточный маршрут (рисунок 1).
Рис. 1. Маршруты транспортировки грузов в направлении Север — Юг (Иран — Европейский Союз) [7]
Транспорт считается одним из основных видов экономической деятельности человека, загрязняющих окружающую среду. Основными экологическими повреждениями являются выброс вредных токсических веществ в атмосферу, загрязнение почвы и воды, загрязнение флоры и фауны, шумовое загрязнение [5].
Ущерб окружающей среде от железной дороги меньше, чем у автомобильного транспорта. Затем идет в порядке убывания воздушный, морской и внутренний водный транспорт [4].
На данный момент основные экологические проблемы Азербайджанской Республики состоят из следующих: загрязнение водных ресурсов, загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и транспортными средствами; загрязнение плодородных земель (эрозия, солончак); вырубка лесов, изменения уровня Каспийского моря и др. [9].
Транспортная система нашей страны также должна быть подчеркнута в причинах этих экологических проблем. После обретения независимости быстрый рост нефтегазовой промышленности в Азербайджане увеличил объем грузоперевозок, что, в свою очередь, негативно сказалось на окружающей среде.
Транспортный коридор Север-Юг, один из главных трансконтинентальных коридоров в Евразии, проходит через Азербайджан вдоль Каспийского моря.
Ожидается, что по этому коридору через территорию Азербайджана будет транспортироваться до 15 миллионов тонн грузов в год. Учитывая это, самой опасной ситуацией здесь является негативное влияние железных дорог на экологическое состояние Каспийского моря.
По этому транспортному коридору в основном будет транспортироваться нефтепродукты. Это создает реальную угрозу для экологической ситуации Азербайджанского прибрежье Каспии. Таким образом, любая опасность, которая может возникнуть на участке железной дороги или автомагистрали коридора, а также на морском пути, приведет к серьезным неблагоприятным последствиям в регионе [1].
На пути коридора находятся три основных туристических района Азербайджана: Набрань-Ялама в северной части, Абшеронский полуостров и Ленкоранско-Астаринский районы на юге (рисунок 2).
Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8]
Абшеронский полуостров, в котором расположены основные промышленные центры Азербайджана — Баку и Сумгайыт, считается наиболее экологически уязвимым районом вдоль коридора через Азербайджан. Отходы крупных промышленных объектов нефтяной и химической промышленности, работающих в этих городах, являются одним из основных источников загрязнения почвы и атмосферы. В последнее время в результате усиления экологического мониторинга в нашей стране был усилен контроль за деятельностью таких предприятий и начали использоваться новые современные фильтры. Кроме того, на Апшеронском полуострове, где проживает большое население, были проведены кампании по повышению осведомленности об охране окружающей среды. В северной и южной частях экологический баланс сохраняется.
Ожидается, что Транскаспийский маршрут, один из маршрутов транспортного коридора Север-Юг, пройдет через порт Баку — главный морской порт нашей страны. Одним из основных источников загрязнения в настоящее время в Каспийском море является нефтяная промышленность.
Перевозка нефти и нефтепродуктов, оказывает большое экологическое воздействие на порты и приморские районы страны. Большое количество сточных вод с нефтяных танкеров, паромов и других судов нарушает экологическую ситуацию в азербайджанском секторе Каспийского моря. Чтобы предотвратить это, Новый Бакинский Морской Торговый Порт работает с принципами зеленой гавани.
Заключение
На региональном уровне необходимо принять ряд мер для обеспечения экологической безопасности транспортного коридора Север-Юг, проходящего через территорию Азербайджана. Для них важно принять законодательство о государственном экологическом контроле над всеми видами транспорта. Эти акты должны следить за экологической ситуацией на транспортных маршрутах коридора Север-Юг, а также за ведением административных дел за нарушение этого закона. [3] [6].
Литература:
- Азербайджан: Развитие Экологических Проектов, режим доступа: http://www.casfactor.com/ru/news/2301.htmt
- Вардомский Л. Б., Тураева М. О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). — М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с. (стр.9–10)
- Гасымова Е. Е. «Влияние стихийных бедствий на автомобильный транспорт Азербайджана», Баку, 2017, 209 с.
- Киселева Л. В. «Экология железнодорожного транспорта», Москва, 1999, 170 с.
- Колесников С. И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008. 303 с.
- Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология. Москва, 2001, 295 с.
- Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 года). URL: http://base.garant.ru/2561372/
- https://www.ady.az — Азербайджанские Железные Дороги, официальный сайт
- http://eco.gov.az — Министерство Экологии и Природных Ресурсов Азербайджанской Республики, официальный сайт