Одним из важнейших звеньев экономики нашей страны является агропромышленный комплекс, центром которого является сельское хозяйство.
Развитие аграрного сектора сегодня считается одним из ведущих национальных проектов.
Таким образом, можно сказать, что в этой области существует много серьезных проблем, которые требуют определенных решений, в том числе на законодательном уровне, но, с другой стороны, решение возникающих проблем приведет к появлению новых подходов, которые будут направлены на формирование аграрной государственной политики и определение необходимых направлений влияния на процессы в сфере агропромышленного комплекса.
На данном этапе есть несколько важных задач в этой области, которые необходимо решить в кратчайшие сроки.
Во-первых, необходимо законодательным путем регулировать механизм сертификации российских экспортеров. При экспорте товаров, которые, в свою очередь, контролируются государственным ветеринарным надзором, необходимо полностью соблюдать различные ветеринарные требования страны-импортера. Включение предприятия в реестр экспортеров непосредственно означает, что его продукция производится точно с их учетом. [1]
Указанная практика на данный момент используется в Европейском союзе, Америке, Австралии, Японии, в целом почти в большинстве развитых стран.
Существуют, разумеется, разные позиции относительно того, как именно создать реестр предприятий — экспортеров продукции. Но в любом случае, стоит отметить, что данный реестр не должен стать каким-либо новым административным барьером.
Поэтому предприниматель сам должен иметь собственную возможность добровольным путем решить, хочет ли он быть включен в такой реестр или нет.
Вторым важным направлением работы в указанной области, в свою очередь, является создание открытой, а также действительно прозрачной системы ветеринарного контроля за уровнем качества сельскохозяйственной продукции как внутри страны, так и за ее пределами. Ветеринарные службы тех стран, куда Россия непосредственно поставляет сельскохозяйственную продукцию, регулярно посещают страну. Это нормальная практика, государство также контролирует качество импорта, который поступает в нашу страну.
Поэтому возможность проведения внезапных проверок предприятий-экспортеров должна быть предусмотрена нашим действующим законодательством. [2]
Необходимо также значительно усилить контроль над производством сельскохозяйственной продукции в регионах нашей страны. Производство мяса и молока в России развивается очень интенсивными темпами в последнее время. Это, конечно, большой плюс, но необходимо полностью минимизировать риск распространения различных заболеваний, опасных для животных и человека, вспышки которых могут непосредственно появиться в нескольких регионах одновременно.
Третье направление работы — это полноценное создание современной системы управления, через которую можно увидеть всю картину, то есть непосредственное перемещение сельскохозяйственной продукции с поля на прилавок магазина, чтобы в будущем можно было найти информацию о каждом этапе перемещения сельскохозяйственной продукции, узнать, где она была произведена, отгружена, где была продана каждая бутылка молока, упаковка рыбы или мяса, тонна зерна и т. д.
Более того, необходимо ввести этот контроль с первого этапа. Внедрение этой системы — непростая задача, которая непосредственно потребует времени и определенных подходов. Здесь следует окончательно решить, что делать, что не делать, какие административные механизмы использовать.
Во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были разработаны нацпроекты в 12 сферах (демография, культура, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малый и средний бизнес, международная кооперация и экспорт). Их планируется реализовать до 2024 года.
Национальные проекты непосредственно направлены на полное обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. Также стоит заметить, что национальные проекты содержат конкретные параметры, а не абстрактные обещания, их выполнение должно реально отражаться на благополучии граждан.
Стоит отметить, что реализация ключевых национальных проектов в различных сферах фактически является инструментом достижения социальной справедливости в стран, а выполнение проектов будет строго контролироваться и за их выполнение будут отвечать определённые чиновники.
Одним из важнейших условий развития экспорта является возможность выхода на новые рынки.
В рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» предпринимаются действия по устранению существующих барьеров для экспорта и открытию новых рынков.
Для полного обеспечения выполнения требований стран — импортёров российского зерна и продуктов его переработки по показателям безопасности проведено 200 тыс. диагностических исследований.
В целях значительного повышения эффективности государственной политики в сфере поддержки экспорта и расширения доступа на рынки зарубежных стран, обеспечения информационно-аналитической поддержки российских действующих и потенциальных экспортёров продукции АПК, определения продукции АПК с высоким экспортным потенциалом, составления локальных рыночных моделей, анализа условий торговли, ведения специализированных информационных ресурсов, анализа экспорта продукции АПК создан Центр анализа экспорта продукции АПК («Агроэкспорт»).
Также подготовлены и утверждены программы продвижения и увеличения объёмов экспорта отдельных видов продукции свеклосахарной, зерноперерабатывающей, масложировой, кондитерской промышленности, нишевой продукции АПК с высокой маржинальностью, а также зерновой и птицеводческой продукции. [3]
Проект работает уже второй год, очевидно, что непосредственно надо усилить работу по некоторым направлениям.
Чтобы успешно продавать за рубеж, надо и производить, и перерабатывать по стандартам стран-импортёров — а они, кстати, разные, есть специфика в зависимости от того, на какой рынок мы пытаемся зайти, — учитывать их требования по качеству и безопасности сельхозпродукции, а иногда просто традиции, включая религиозные.
Надо предусмотреть всё это в качестве условий в нашем законодательстве. Причём сделать новое экспортное регулирование удобным и понятным для сельхозпроизводителей, чтобы оно стимулировало агробизнес зарабатывать на внешних рынках.
Реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК» потребует финансирования из бюджета РФ в размере 406,8 млрд рублей до конца 2024 года.
Основная цель проекта «Экспорт продукции АПК» — увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса к концу 2024 года до $45 млрд.
В рамках наращивания экспорта к 2023 году должны быть запущены шесть экспортно-ориентированных оптово-распределительных центров общей мощностью 410 тыс. т единовременного хранения.
7,9 млрд руб. планируется выделить на создание шести оптово-распределительных центров (ОРЦ), которые будут ориентированы на экспорт.
В соответствии с проектом, три из них предполагается запустить до конца 2022 года, совокупная мощность составит 220 тыс. т единовременного хранения.
Еще три — мощностью до 190 тыс. т — должны быть введены в эксплуатацию до конца 2023 года.
В перечне мероприятий уточняется, что предполагается предоставить субсидии на возмещение капзатрат на строительство ОРЦ и заключить с инвесторами договор о льготном кредитовании. Также должны быть организованы регулярные маршрутные отправки аграрной и пищевой продукции на экспорт: не менее 500 тыс. т в год до конца 2019-го и не менее 1 млн т в год до конца 2021-го, однако финансирование для достижения этой цели в проекте не предусмотрено.
Федеральный проект предусматривает заключение в 2019–2021 годах не менее ста корпоративных программ международной конкурентоспособности в таких сегментах, как зерновая продукция, рыба и ракообразные, масложировая продукция, товары пищевой и перерабатывающей промышленности.
Так, уже в этом году должно быть разработано не менее 50 корпоративных программ международной конкурентоспособности (КПМК): 16 — для зерновой продукции, 14 — продукции пищевой перерабатывающей промышленности, 10 — масложировой продукции и 10 — для рыбы.
Россия к концу 2024 года должна вдвое увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) — до $45 млрд.
Планируется, что в 2019 году Россия может экспортировать сельхозпродукции на $24 млрд, в 2021 году — на $28 млрд, следует из материалов.
В том числе продажи за рубеж зерновых предполагается нарастить в 1,5 раза до $11,4 млрд, масложировой продукции — в 2,8 раза до $8,6 млрд, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — в 2,5 раза до $8,6 млрд, рыбы и морепродуктов — в 1,9 раза до $8,5 млрд, мясной и молочной продукции — в 4,7 раза до $2,8 млрд. [4]
Что касается задачи по устранению торговых барьеров, то 17,7 млрд руб. до 2024 года предполагается направить на содействие деятельности Россельхознадзора по расширению доступа на зарубежные рынки, 3,1 млрд руб. — на создание сети представителей Минсельхоза России — атташе по АПК (не менее 50 человек).
Еще 4,7 млрд руб. будет потрачено на проведение дегустационно-демонстрационных мероприятий, бизнес-миссий и экспозиций российских компаний АПК на международных выставках. В том числе в 2019-м на эти цели пойдет 263 млн руб.
Также стоит указать, что в рамках проекта будет проводиться системная работа по продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Эта задача будет решаться как посредством создаваемой сети представителей Минсельхоза за рубежом, так и за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра.
Литература:
- Дусыева Я. О. Экологические проблемы в области правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 89–93.
- Ганюхина О. Ю., Макарова Ю. С. Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 113–115.
- Минсельхоз РФ представил национальный проект «Экспорт продукции АПК»: Электронный ресурс https://agrardialog.ru/news/details/id/3126 (дата обращения: 20.03.2019)
- Официальный сайт Правительства РФ: Электронный ресурс http://government.ru/(дата обращения: 20.03.2019)