Национальные проекты в сфере агропромышленного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 4629 раз

Библиографическое описание:

Каримов, С. А. Национальные проекты в сфере агропромышленного комплекса / С. А. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57896/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одним из важнейших звеньев экономики нашей страны является агропромышленный комплекс, центром которого является сельское хозяйство.

Развитие аграрного сектора сегодня считается одним из ведущих национальных проектов.

Таким образом, можно сказать, что в этой области существует много серьезных проблем, которые требуют определенных решений, в том числе на законодательном уровне, но, с другой стороны, решение возникающих проблем приведет к появлению новых подходов, которые будут направлены на формирование аграрной государственной политики и определение необходимых направлений влияния на процессы в сфере агропромышленного комплекса.

На данном этапе есть несколько важных задач в этой области, которые необходимо решить в кратчайшие сроки.

Во-первых, необходимо законодательным путем регулировать механизм сертификации российских экспортеров. При экспорте товаров, которые, в свою очередь, контролируются государственным ветеринарным надзором, необходимо полностью соблюдать различные ветеринарные требования страны-импортера. Включение предприятия в реестр экспортеров непосредственно означает, что его продукция производится точно с их учетом. [1]

Указанная практика на данный момент используется в Европейском союзе, Америке, Австралии, Японии, в целом почти в большинстве развитых стран.

Существуют, разумеется, разные позиции относительно того, как именно создать реестр предприятий — экспортеров продукции. Но в любом случае, стоит отметить, что данный реестр не должен стать каким-либо новым административным барьером.

Поэтому предприниматель сам должен иметь собственную возможность добровольным путем решить, хочет ли он быть включен в такой реестр или нет.

Вторым важным направлением работы в указанной области, в свою очередь, является создание открытой, а также действительно прозрачной системы ветеринарного контроля за уровнем качества сельскохозяйственной продукции как внутри страны, так и за ее пределами. Ветеринарные службы тех стран, куда Россия непосредственно поставляет сельскохозяйственную продукцию, регулярно посещают страну. Это нормальная практика, государство также контролирует качество импорта, который поступает в нашу страну.

Поэтому возможность проведения внезапных проверок предприятий-экспортеров должна быть предусмотрена нашим действующим законодательством. [2]

Необходимо также значительно усилить контроль над производством сельскохозяйственной продукции в регионах нашей страны. Производство мяса и молока в России развивается очень интенсивными темпами в последнее время. Это, конечно, большой плюс, но необходимо полностью минимизировать риск распространения различных заболеваний, опасных для животных и человека, вспышки которых могут непосредственно появиться в нескольких регионах одновременно.

Третье направление работы — это полноценное создание современной системы управления, через которую можно увидеть всю картину, то есть непосредственное перемещение сельскохозяйственной продукции с поля на прилавок магазина, чтобы в будущем можно было найти информацию о каждом этапе перемещения сельскохозяйственной продукции, узнать, где она была произведена, отгружена, где была продана каждая бутылка молока, упаковка рыбы или мяса, тонна зерна и т. д.

Более того, необходимо ввести этот контроль с первого этапа. Внедрение этой системы — непростая задача, которая непосредственно потребует времени и определенных подходов. Здесь следует окончательно решить, что делать, что не делать, какие административные механизмы использовать.

Во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были разработаны нацпроекты в 12 сферах (демография, культура, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малый и средний бизнес, международная кооперация и экспорт). Их планируется реализовать до 2024 года.

Национальные проекты непосредственно направлены на полное обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. Также стоит заметить, что национальные проекты содержат конкретные параметры, а не абстрактные обещания, их выполнение должно реально отражаться на благополучии граждан.

Стоит отметить, что реализация ключевых национальных проектов в различных сферах фактически является инструментом достижения социальной справедливости в стран, а выполнение проектов будет строго контролироваться и за их выполнение будут отвечать определённые чиновники.

Одним из важнейших условий развития экспорта является возможность выхода на новые рынки.

В рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» предпринимаются действия по устранению существующих барьеров для экспорта и открытию новых рынков.

Для полного обеспечения выполнения требований стран — импортёров российского зерна и продуктов его переработки по показателям безопасности проведено 200 тыс. диагностических исследований.

В целях значительного повышения эффективности государственной политики в сфере поддержки экспорта и расширения доступа на рынки зарубежных стран, обеспечения информационно-аналитической поддержки российских действующих и потенциальных экспортёров продукции АПК, определения продукции АПК с высоким экспортным потенциалом, составления локальных рыночных моделей, анализа условий торговли, ведения специализированных информационных ресурсов, анализа экспорта продукции АПК создан Центр анализа экспорта продукции АПК («Агроэкспорт»).

Также подготовлены и утверждены программы продвижения и увеличения объёмов экспорта отдельных видов продукции свеклосахарной, зерноперерабатывающей, масложировой, кондитерской промышленности, нишевой продукции АПК с высокой маржинальностью, а также зерновой и птицеводческой продукции. [3]

Проект работает уже второй год, очевидно, что непосредственно надо усилить работу по некоторым направлениям.

Чтобы успешно продавать за рубеж, надо и производить, и перерабатывать по стандартам стран-импортёров — а они, кстати, разные, есть специфика в зависимости от того, на какой рынок мы пытаемся зайти, — учитывать их требования по качеству и безопасности сельхозпродукции, а иногда просто традиции, включая религиозные.

Надо предусмотреть всё это в качестве условий в нашем законодательстве. Причём сделать новое экспортное регулирование удобным и понятным для сельхозпроизводителей, чтобы оно стимулировало агробизнес зарабатывать на внешних рынках.

Реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК» потребует финансирования из бюджета РФ в размере 406,8 млрд рублей до конца 2024 года.

Основная цель проекта «Экспорт продукции АПК» — увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса к концу 2024 года до $45 млрд.

В рамках наращивания экспорта к 2023 году должны быть запущены шесть экспортно-ориентированных оптово-распределительных центров общей мощностью 410 тыс. т единовременного хранения.

7,9 млрд руб. планируется выделить на создание шести оптово-распределительных центров (ОРЦ), которые будут ориентированы на экспорт.

В соответствии с проектом, три из них предполагается запустить до конца 2022 года, совокупная мощность составит 220 тыс. т единовременного хранения.

Еще три — мощностью до 190 тыс. т — должны быть введены в эксплуатацию до конца 2023 года.

В перечне мероприятий уточняется, что предполагается предоставить субсидии на возмещение капзатрат на строительство ОРЦ и заключить с инвесторами договор о льготном кредитовании. Также должны быть организованы регулярные маршрутные отправки аграрной и пищевой продукции на экспорт: не менее 500 тыс. т в год до конца 2019-го и не менее 1 млн т в год до конца 2021-го, однако финансирование для достижения этой цели в проекте не предусмотрено.

Федеральный проект предусматривает заключение в 2019–2021 годах не менее ста корпоративных программ международной конкурентоспособности в таких сегментах, как зерновая продукция, рыба и ракообразные, масложировая продукция, товары пищевой и перерабатывающей промышленности.

Так, уже в этом году должно быть разработано не менее 50 корпоративных программ международной конкурентоспособности (КПМК): 16 — для зерновой продукции, 14 — продукции пищевой перерабатывающей промышленности, 10 — масложировой продукции и 10 — для рыбы.

Россия к концу 2024 года должна вдвое увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) — до $45 млрд.

Планируется, что в 2019 году Россия может экспортировать сельхозпродукции на $24 млрд, в 2021 году — на $28 млрд, следует из материалов.

В том числе продажи за рубеж зерновых предполагается нарастить в 1,5 раза до $11,4 млрд, масложировой продукции — в 2,8 раза до $8,6 млрд, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — в 2,5 раза до $8,6 млрд, рыбы и морепродуктов — в 1,9 раза до $8,5 млрд, мясной и молочной продукции — в 4,7 раза до $2,8 млрд. [4]

Что касается задачи по устранению торговых барьеров, то 17,7 млрд руб. до 2024 года предполагается направить на содействие деятельности Россельхознадзора по расширению доступа на зарубежные рынки, 3,1 млрд руб. — на создание сети представителей Минсельхоза России — атташе по АПК (не менее 50 человек).

Еще 4,7 млрд руб. будет потрачено на проведение дегустационно-демонстрационных мероприятий, бизнес-миссий и экспозиций российских компаний АПК на международных выставках. В том числе в 2019-м на эти цели пойдет 263 млн руб.

Также стоит указать, что в рамках проекта будет проводиться системная работа по продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Эта задача будет решаться как посредством создаваемой сети представителей Минсельхоза за рубежом, так и за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра.

Литература:

  1. Дусыева Я. О. Экологические проблемы в области правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 89–93.
  2. Ганюхина О. Ю., Макарова Ю. С. Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 113–115.
  3. Минсельхоз РФ представил национальный проект «Экспорт продукции АПК»: Электронный ресурс https://agrardialog.ru/news/details/id/3126 (дата обращения: 20.03.2019)
  4. Официальный сайт Правительства РФ: Электронный ресурс http://government.ru/(дата обращения: 20.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, сельскохозяйственная продукция, агропромышленный комплекс, млрд, масложировая продукция, проект, единовременное хранение, зерновая продукция, международная конкурентоспособность, федеральный проект.


Похожие статьи

Интегрированные проекты в образовательной области «Технология»

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Развитие кредитной инфраструктуры субъектов малого бизнеса Российской Федерации

Возможности маркетингового консалтинга для повышения эффективности деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Развитие страхования в инновационной сфере

Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга

Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры

Инновационные проекты в сфере услуг

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Похожие статьи

Интегрированные проекты в образовательной области «Технология»

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Развитие кредитной инфраструктуры субъектов малого бизнеса Российской Федерации

Возможности маркетингового консалтинга для повышения эффективности деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Развитие страхования в инновационной сфере

Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга

Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры

Инновационные проекты в сфере услуг

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Задать вопрос