Сложности создания безопасности в полетах безопасности полетов рассматриваются и решаются специалистами самых разных профилей. Это и состав инженерно-технический, и научные работники, и летный состав — то есть, все те профессионалы, которые участвуют в авиационном деле, начиная от проектирования и заканчивая, собственно, полетом. В данном материале представлена система IOSA, благодаря которой обеспечивается безопасность полетов.
Ключевые слова: IOSA, безопасность полетов, экипаж.
Серьезный взгляд на вопросы обеспечения безопасности полетов дает понять, то таковая представляет собой совокупность и для того, чтобы ее решить положительно, необходим определенный системный подход. Здесь важно грамотное освоение тех свойств авиатехники, которые напрямую отвечают за ее использование. Сюда относятся и эргономичность, и надежность, и техничность и т. п. В решение вопросов безопасности не обойтись и без знания физических особенностей, благодаря которым появляются те или иные неисправности и техника отказывает; психофизиология человека и ее пределы.
Действия, призванные сделать полеты безопасными, продумываются с учетом самых важных групп аспектов, имеющих прямое влияние на уровень безопасности. По тому, как именно они воздействуют на абсолютно все стороны авиационного транспорта в плане безопасности проведения полетов, эти аспекты делятся на следующие категории:
– организационно технические;
– технические;
– психофизиологические.
Категория техническая подразумевает, что действия должны быть сконцентрированы на повышении безопасности рейсов согласно увеличению качественных характеристик и аппаратов летательных, и средств наземных. Здесь учитываются, прежде всего, надежность и эргономичность, а так же назначение средства и его технические характеристики и возможности.
Для того чтобы уровень безопасности полетов соответствовал высочайшему качеству и всем необходимым требованиям, крайне важно создавать таковые летательные средства, технические свойства которых могли бы априори исключить разнообразные негативные результаты. Например, исключение тех же аварийных ситуаций, которые могут произойти во время рейса вследствие отказа техники, делают нагрузку на экипаж во много раз меньшей.
Авиационные аппараты в обязательном порядке должны быть укомплектованы самыми современными и надежными техническими конструкциями, а также бортовыми системами контроля, призванными следить за безопасностью и автоматически устранять любые последствия отказов оборудования на протяжении полета.
Со стороны части технической важным фактором является увеличение возможности парирования членами экипажа всех возможных последствий, которые имеют место быть в результате отказов технических средств во время полета. Чтобы можно было увеличить располагаемое время, следует подходить к проектированию летательных аппаратов с таким условием, которое бы позволяло во время отказов как результатов возмущающих моментов показаниям отклоняться от тех, что были заданы, в замедленном темпе.
Крайнюю важность данное действие имеет в связи с тем, что при массовом введении в эксплуатацию систем автоматического управления, т. е. САУ, которые позволяют управлять авиационной техникой в режимах взлетном и посадочном, когда отказ САУ приводит к отклонению руля от положения балансировки. Это, в свою очередь, способно вызвать большие проблемы в безопасности полета.
Одним из последних направлений в авиации является и внедрение СОБ, т. е. специальных систем, призванных обеспечить безопасность полета аппарата. Эти системы обеспечивают сигнализацию — как звуковую, так и световую, посредством которой экипаж узнает об отказах. Так же СОБ может передавать речевую информацию о том, что следует предпринять дальше.
Огромную роль играют в обеспечении безопасности полетов и такие моменты, как оборудование и комплектация кабин, являющие собой эргономические параметры летательной техники. Все элементы оснащения подчинены одному важному аспекту, а именно, посредством размещения рычагов управления, общей конструкции кабины, а также размещение индикаторов и сигнализации и даже окраски, позволить свести к самому минимуму возможность совершить ошибку при использовании всех этих элементов, чтобы исключить создание чрезвычайных ситуаций.
Действия, которые являются частью технического направления, соединены с обеспечением аэропортов и летательной техники всей установленной сертификацией. Кроме того, обязательно введение в эксплуатацию автоматических систем руководства полетами, диагностических систем, позволяющих досконально проверять летательные аппараты «от и до», систем автоматизированного поиска поломок и т. п. [1]
Лицами, отвечающими за разработку действий технического аспекта, являются. Прежде всего, конструкторы. Сюда же относятся и те специалисты, которые непосредственно участвуют в производстве. Не следует забывать, что не меньшую важность в техническом аспекте имеет и летный состав вкупе с инженерно-техническим. Инженерно-технический состав занимается проведением исследований реальной обстановки эксплуатации всех авиационных единиц. Так же он проводит и полную аналитическую работу в исследовании причин отказов и неисправностей тех или иных узлов, функциональных систем и занимаются составлением рекомендательной документации для заводов-изготовителей. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем все выявленные недочеты были устранены либо исправлены, и при разработке новых аппаратов для авиации были учтены все указанные ими моменты и результаты исследований. Особую роль играет в разработке подобных действий инженерно-авиационная служба авиации гражданской.
Действия, связанные с направлением психофизиологическим, призваны улучшить показатели эргономические. Сюда относятся не только летательные аппараты и наземные средства, но и человек (увеличение и раскрытие потенциала).
Для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность полетов, стоит иметь в виду и такой немаловажный аспект, как постоянные тренировки экипажа с тем, чтобы не просто привить летному составу необходимые для работы навыки, но и постоянно поддерживать их на необходимом уровне. Для решения указанных задач конструируются разнообразные тренажеры, с помощью которых экипаж может изучать и прорабатывать все необходимые действия, которые потребуются при тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Действия, которые входят в направление организационно-техническое:
– улучшение в эксплуатационных компаниях планирования как руководства полетами, так и их управления;
– создание условий подготовки экипажей, а также наземных работников и постоянное повышение их квалификации;
– забота о повышении уровня трудовой дисциплины, а так же поддержание порядка и высокой организованности в компаниях;
– работа с документацией, призванная постоянно совершенствовать таковую в целях повышения безопасности полетов. К указанной документации относятся различные инструкции, правила и руководства, связанные с эксплуатацией авиационных единиц;
– постоянное улучшение методик технического обслуживания и тех средств, которые при этом применяются;
– улучшение работы службы, ответственной за управление полетами и воздушного движения в целом;
– повышение качества работы наземных средств, необходимых для обеспечения полетов.
Воздушный океан планеты является единым для всего человечества, и понимание этого факта позволяет скоординировать действия всех имеющихся программ данного аспекта с тем, чтобы создать новую, единую систему проверки безопасности авиакомпаний, каковой и стала IOSA, созданная в 2003 году по инициативе Международной ассоциации воздушного транспорта. Программа эта обеспечивает международные проверки безопасности, связанной с авиацией [3].
IOSA (IATA Operation Safety Audit) представляет собой определенную программу, состоящую из специализированных технологий, а также подходов и чек-листов, собранных по результатам исследований из множества аудит- программ, применяемых в самых разных государствах. При составлении IOSA был учтен опыт крупнейших авиакомпаний мира.
IATA позиционировала данную программу, как непреложную для всех стран, входящих в Ассоциацию. Кроме того, были определены сроки, за которые необходимо было пройти сертификацию для подтверждения нахождения в составе этой Ассоциации. Если какая-либо компания считает необходимым войти в IATA, она обязана пройти IOSA. Полученный сертификат считается действительным в течении 24-х месяцев со дня получения.
Если во время действия сертификата становится известно о снижении уровня безопасности полетов в той или иной авиакомпании-члене IATA, то Ассоциация имеет полное право затребовать внепланового аудита. Если подтвердится, что уровень безопасности понижается, то сертификат членства отзывается. Таким образом, предприятия, связанные с авиацией, имеющие членство в ассоциации, обязаны поддерживать безопасность полетов на самом высоком уровне.
Стоит отметить, что предприятия, в которых проводился аудит, позволяющий проверить их соответствие правилам IOSA, получают в ходе таковой проверки возможность узнать досконально обо всех технических аспектах состояния собственного имущества, используемого для эксплуатации в воздухе и обеспечении полетов наземными возможностями. Кроме того, происходят и качественные изменения, что ощутимо позитивно влияет на работу предприятия в целом.
Благодаря сертификату Ассоциации предприятие входит в число тех перевозчиков, которые имеют статус безопасных. Это позволяет им не только успешно работать, но и постоянно расширяться, а также получать выход на интересующие рынки.
В IOSA входит более восьми сотен стандартов обязательных, а также около сотни рекомендаций. Последние разделены на секции (всего их восемь), которые есть суть работы предприятия, связанного, так или иначе, с осуществлением полетов. Стандарт является непрекословно исполняемым.
Соответствие стандарту отсутствует в следующих случаях:
– требование отсутствует во внутренней документации предприятия;
– требование не внедрено в работу предприятия;
– отсутствуют оба вышеуказанных аспекта.
Все действия, предпринимаемые авиакомпанией, в обязательном порядке должны быть зафиксированы в документации (это документация руководящая, техническая, документация всех управляющих уровней, вплоть до федерального).
IOSA — это программа, которая беспрерывно совершенствуется во всех аспектах своей деятельности. IATA, в свою очередь, неотрывно отслеживает все перемены в гражданской авиации с тем, чтобы по результатом собранных и проанализированных данных, связанных с эксплуатацией летательных средств, спецтехники и т. п., совершенствовать стандарты IOSA [2]. В 2006 году вышло в свет второе издание Руководства, согласно которому введены новые стандарты, вступившие в действие с весны 2007 года. С тех пор количество стандартов повысилось до девятисот. Стоит отметить, что в качестве требований обязательных теперь выступают и некоторые из прежних рекомендаций.
Прохождение IOSA будет достаточно несложным для тех, что имеют ISO-2000, сертификат системы управления качеством. Стандарты, установленные в IOSA, в подавляющем своем большинстве соответствуют программе Международных стандартов качества.
Литература:
- Ашфорд Н. Функционирование аэропорта. М.: Транспорт, 1990. 159 с.
- Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005, 29 с
- Зубков Б. В., Шаров В. Д. Теория и практика определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов. — М.: МГТУ ГА, 2010.