Раскрываются вопросы об особенностях развития графической грамотности среди студентов технических специальностей посредством использования соответствующих средств обучения и различных приемов в образовательном процессе; роли графической грамотности в формировании современных компетенций, предъявляемых к выпускникам вузов.
Ключевые слова: графическая информация, графические средства, информационные технологии, компьютерная поддержка.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Аристотель
В настоящее время к современному человеку выдвигается много требований, к уровню его функциональной грамотности, владению ключевых и предметных компетенций. Что такое «функциональная грамотность»? Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов XX века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в широком понятии выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. [1]
Важным направлением модернизации образования на современном этапе в Казахстане остается информатизация образовательного процесса, использование интерактивных форм обучения в учебном процессе, а также внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения.
Владение информационными и коммуникационными технологиями становится одним из важнейших компетенций современного человека, так как «технологии могут служить мощным инструментом для образования — при этом они должны быть грамотно встроены в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения. Для осуществления этого многим странам требуется переход к более интерактивному и проектному процессу обучения с использованием инноваций и технологических решений». [2]
В настоящее время не только в образовательном процессе, но и в общем развитии современного человека особое место занимает графическая грамотность, которая, как и всякий объект, обладает свойствами. Наиболее важными представляются следующие качественные свойства графической информации: объективность, достоверность, полнота, точность, понятность, доступность. Необходимо отметить, что графическая грамотность способствует расширению возможностей обучающихся, развивает пространственное мышление, творческие способности, наблюдательность и внимание. Вполне объяснимо, что развитие графической грамотности происходит, в том числе, средствамиИТ-технологий. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. [3]
Закономерно, что внедрение ИКТ-технологий, развитие цифровых устройств и техники, т. е. изменение технологичной среды образовательного процесса, привело к изменению среды обучения в целом, в ом числе и за счет инновационных методов обучения, к созданию интеллектуальной среды непрерывного развития компетентностей обучающихся. Технической базой реализации такого образования является весь имеющийся парк устройств, как принадлежащих учащимся, так и учебным заведениям: компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и др. устройства. [2]
Графическая подготовка, основанная на информационных технологиях это процесс, результатом которого является графическая и информационная грамотность обучающихся, что позволяет быстрее и качественнее ориентироваться в большом объёме информационных средств. Также графическая подготовка вырабатывает умения рациональных приёмов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека. [4]
В условиях информатизации образовательного процесса высшей школы педагогическая деятельность специфицируется содержанием дисциплин, направленностью на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Одной из задач высшего профессионального образования в условиях информатизации общества и с развитием графической информации является формирование графической грамотности. Безусловно, от специалиста на производстве требуется способность оперировать полученными знаниями в профессионально-инженерном аспекте, готовность к анализу и прогнозированию производственного процесса, умение совершенствовать технологический процесс, что невозможно без способности воплощать свои мысли, идеи, рационализаторские предложения в графические образы — схемы, чертежи, эскизы. Как отмечает А. Д. Ботвинников: «использование и создание современных технических средств предъявляют повышенные требования к научно-технической подготовке лиц, связанных с автоматизацией многих сфер деятельности человека, и в частности, к развитию уровня пространственных представлений и общей графической грамотности трудящихся». [3]
Современное образование предусматривает серьезную графическую подготовку будущих специалистов, качество которой призваны обеспечить преподаваемые в педагогическом вузе именно эти общепрофессиональные дисциплины (начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика), которые способствуют развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления специалиста, а также воспитанию профессиональной и графической культуры обучающихся. Графические дисциплины способствуют формированию у студентов графической и профессиональной компетентности, основ знаний и умений, необходимых для качественного освоения преемственных дисциплин технического профиля, изучаемых в последующем. Эти знания необходимы при работе над графической частью курсового проекта и других видах работ, изучении теории машин и их деталей, различных механизмов, специальных дисциплин. [4]
Эффективное использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров является приоритетом в процессе модернизации системы высшего технического образования. Надо отметить, что на сегодняшний день развитие информационных технологий значительно опережает практику их использования в процессе обучения в высшей школе. Эти «ножницы» говорят о том, что вопросы овладения стратегиями самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий становятся одними из основных компонентов в профессиональной подготовке будущих инженеров. Поэтому предъявляются новые требования к информационным технологиям обучения, техническому и методическому обеспечению учебного процесса в техническом вузе. [5]
Как известно, компьютерная поддержка позволяет вывести современное занятие на качественно новый уровень; повысить статус преподавателя; внедрить в учебный процесс информационные технологии; расширить возможности иллюстрированного сопровождения занятия; использовать различные формы обучения и виды деятельности в рамках одного занятия; эффективнее организовать контроль знаний, умений и навыков обучающихся; облегчить и усовершенствовать разработку и подготовку творческих работ, проектов. [6]
Особое значение на сегодняшний день имеет применение на занятиях ИКТ за счет задействования широких возможностей интерактивного оборудования. Использование интерактивного оборудования дает возможность сделать занятия более продуктивными по следующим причинам:
1) разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;
2) возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране; все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;
3) аудиовложения и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. [7]
Компьютер позволяет студентам работать в диалоге с наглядными изображениями различных геометрических фигур (графики функций, кривые, различные поверхности, многогранники и т. д.), что создает благоприятные психологические условия для усвоения знаний, а также способствует развитию их графической культуры. В силу наглядности и лаконичности графическое предоставление информации поддерживает образовательные услуги в сфере образования: визуализацию моделирования различных процессов при изучении теоретического и практического материала, создание иллюстраций к электронным учебникам, демонстрационных программ и т. д. [6]
Развитию графической грамотности, самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их познавательного интереса к графическим объектам способствует внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов. В качестве примера приведем применение в учебной практике одной из разновидностей графического дизайна — компьютерная графика. Строго говоря, это графические редакторы, предназначенные для автоматизации графических работ, которые совместно с компьютером и монитором представляют собой «электронный кульман». Они позволяют строить любые самые сложные геометрические построения на плоскости. Среди объектов оформления чертежа — все виды шероховатостей, линии выносок, линии разреза и сечения, многое другое. Само изображение на мониторе можно редактировать в целой гамме возможностей (сдвиг, поворот, масштабирование, симметрия, деформация и др.). [8]
При наличии компьютера есть возможность решать несколько важных задач. Оказываются востребованными знания по информационным технологиям, полученные учащимися ранее. Это продуктивный учебный процесс, направленный на перспективу, так как трудно себе представить возврат к традиционному кульману, исполнению чертежей вручную. Если качество изображения на обычных чертежах во многом зависит от остроты зрения и мастерства исполнителя, то печатающие устройства вычерчивают высококачественные линии и тексты независимо от индивидуальных способностей человека.
Таким образом, графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств. При этом каждый выпускник вуза должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, архитектурно-строительной и др.). [9]
Литература:
- https://infourok.ru Лоренц О. В.(г.Жезказган) Формирование функциональной грамотности школьников.
- http://zkoipk.kz Бектурова З. К.(г. Уральск). Интерактивные технологии SMART в обучении
- http://www.dissercat.com. Развитие графической грамотности у учащихся VI-VIII классов на уроках геометрии и черчения
- https://pandia.ru Влияние ИТ на формирование компетентности студентов
- http://dissers.ru/1pedagogika Брыкова Л. В. Формирование графической культуры студентов технического ВУЗа в процессе профессиональной подготовки
- http://www.dissercat.com. Ганеев С. М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки
- https://infourok.ru Зубко Н. Н. (г.Костанай) Использование современных педагогических технологий как фактора повышения уровня системы образования Казахстана
- http://masters.donntu.org/ Вольхин К. А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета
- https://moluch.ru/conf/ped/archive