В научной статье представлено комплексное исследование системы влияния ресторанного бизнеса на экономическое развитие страны, в частности, Российской Федерации.
Ключевые слова: ресторанный бизнес, экономика Российской Федерации, оценка влияния
На сегодняшний день под категорией «ресторанный сервис» следует понимать такое обслуживание, которое приносит значительное удовольствие и удовлетворение не только определенному клиенту, но и обслуживающему персоналу и государству в целом. [1, C. 411]
Проанализировав научную и учебную литературу, необходимо отметить то, что ресторанный бизнес — это важнейший вид деятельности в сфере общественного питания, который приносит доход либо иные личные выгоды владельцу, а также оказывает серьезное влияние на экономическое развитие и совершенствование страны в целом. [5, C. 272]
Современный ресторан в Российской Федерации, который осуществляет деятельность в качестве определенной независимой единицы либо как часть гостиничного комплекса, производит и предлагает своим посетителям определенные блюда для максимального удовлетворения их гастрономических потребностей. Экономической задачей рассматриваемого вида деятельности является получение максимального дохода, а следовательно, рентабельности и эффективности работы.
Для успешного развития ресторанной организации очень важно качество еды, уровень обслуживания, предлагаемое меню, атмосфера, цены и система управления, а также месторасположение, так как все они влияют на экономическое развитие ресторана, а следовательно, совершенствование отечественной рыночной экономики в целом. Среди важнейших критериев, по которым выбирается место для расположения того или иного ресторана можно назвать следующие ключевые виды:
− уровень привлекательности, то есть насколько гостеприимным будет казаться здание рассматриваемое организации для приезжающих либо приходящих людей;
− демография — показатель, который указывает на то, сколько людей живет либо приезжает в рассматриваемый район, то есть то место, где будет располагаться ресторан;
− определение среднего уровня доходов населения;
− рассмотрение аспектов о том, является ли определенное место расположения ресторана районом развивающимся либо наоборот находится в каком-то упадке, оказывающем влияние на его инфраструктурное обеспечение;
− максимальная доступность и удобство с позиции транспортного соединения, а также организации автомобильной парковки для посетителей;
− броскость, то есть показатель, который характеризует, насколько легко отличить и увидеть тот или иной ресторан среди множества иных подобных заведений;
− месторасположение — критерий, которые указывает информацию о том, насколько ухожены ближайшие к ресторану здания. [3, C. 28]
Ресторанный бизнес в Российской Федерации представляет собой современную предпринимательскую деятельность, выполняющую две ключевые функции или роли, а именно экономические и социальные. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Экономическая функция или роль современных ресторанов в Российской Федерации заключается в том, что подобные организации вносят значительный вклад в экономическое развитие за счет того, что оказывают положительное влияние на совершенствование иных отраслей хозяйственной деятельности. Все рестораны участвуют в формировании и развитии валового национального продукта, а также помогают формировать бюджет страны (при помощи налога на прибыль и НДС), участвуют в системе социальной защиты населения страны (к примеру, уплата социальных взносов), а также оказывают разнообразную помощь местным органам власти. Также стоит отметить то, что новые предприятия — это новые рабочие места, а следовательно, снижение уровня безработицы в стране. [2, C. 70]
Изучив данные научной и учебной литературы необходимо отметить то, что созданные изначально рестораны для удовлетворения нужд и потребностей также отражают степень и уровень экономического развития страны, в частности, Российской Федерации. В свою очередь, уровень экономического развития государства отражается на доходах населения, а также его желании потратить какую-либо часть денежных средств на предлагаемые услуги, в том числе и услуги предприятий системы общественного питания, к которым относятся ресторанные организации.
Помимо важных экономических функций или ролей, оказывающих влияние на экономическое развитие России, современные отечественные ресторанные предприятия выполняют и социальные роли, так как ресторанный бизнес служит важнейшим интересам общества, поскольку именно в нем формируется культура общественного потребления и воспитывают те или иные потребительские предпочтения или привычки. Помимо этого в большом количестве ресторанных организаций происходит формирование системы хорошего вкуса, эстетических и этических норм. Следует отметить то, что многие российские предприятия в сфере общественного питания очень активно участвуют в разнообразных процессах международных отношений, так как их услуги сопровождают разнообразные дипломатические приемы или международные встречи, то есть оказывают влияние на развитие иностранного туризма в стране. Необходимо отметить то, что рестораны не только удовлетворяют физиологические потребности посетителя, но и несут своеобразную самобытную культуру, национальные и исторические ценности, а также формируют более полное представление о месте пребывания туриста. Бесспорной является информация о том, что практически все современные мировые и российские ресторанные предприятия играют важную роль в системе гостеприимства, а также поддержания плодотворных творческих отношений между организациями и учреждениями культуры, поскольку они представляют собой место для проведения разнообразных культурных акций, оказывающих влияние на развитие всей страны в целом. [4, C. 261]
Опыт рациональной работы современных ресторанных организаций в Российской Федерации говорит о экономической целесообразности и рациональности вложения денежных ресурсов в эффективное развитие рассматриваемой системы. На сегодняшний день известно, что средняя оборачиваемость денежных ресурсов, вложенных в ресторанную организацию проходит приблизительно в пять раз быстрее, чем например, в развитие предприятий сферы торговли. Смысл любого современного бизнеса заключается в том, что вложенные денежные средства должны приносить еще больше денег. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации приблизительный оборот компаний в сфере общественного питания в 2018 году увеличился примерно на 4 процента, то есть до 1,5 триллиона рублей, даже несмотря на проблемы, связанные с экономическими санкциями в отношении России со стороны зарубежных государств. [2, C. 65]
В настоящее время государство в лице Правительства Российской Федерации и иных органов власти осуществляет комплексное регулирование процессов в современном ресторанном бизнесе при помощи рациональных экономических и правовых методов, а также создает нормативно-правовую и законодательную базу, корректирующую развитие ресторанных компаний и их влияние на экономическую систему страны. В качестве примера подобных нормативных актов можно привести Федеральный закон «О защите прав потребителей», ГОСТы «общественной питание», классификация «Термины и определения» либо «Услуги» и т. п. — документы, которые обеспечивают рациональное профессиональное регулирование деятельности в сфере общественного питания как единой системы сферы услуг Российской Федерации. [1, C. 412]
Поводя итог необходимо отметить то, что практически все современные отечественные предприятия, оказывающие разнообразные ресторанные услуги являются ключевой частью рыночной экономической системы, а следовательно, влияют на ее развитие и совершенствование.
Литература:
- Закиров Ш. Ш. Ресторанный бизнес в России и тенденции его развития // Построение и модернизация бизнес-моделей. — 2018. — С. 410–417.
- Зюкина С. Л. Изменение ресторанного рынка в условиях импортозамещения // Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. — 2018. — С. 65–71.
- Клящицкая Т. В. Тренды и инновации ресторанного бизнеса // Бенефициар. — 2018. — № 19. — С. 27–30.
- Лукманов Р. Д. Современное состояние рынка ресторанного бизнеса в России // Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 259–261.
- Юрко О. С. Место и роль ресторанного бизнеса в современной экономике России // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. — 2018. — С. 270–274.