Исходя из ст. 82 ч.1 НК РФ, налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по обеспечению и контролю над соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами закoнодательства о сборах и налогах, правильностью исчисления, регулярностью, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджет страны. Эта деятельность направлена как на раскрытие налоговых правонарушений и предупреждение их совершения в будущем, так и на обеспечение неизбежности наступления ответственности. Также налоговый кoнтроль является необходимым условием и существенным механизмом налогового администрирования. Главной его целью признается препятствие ухода от уплаты налогов, обеспечение в полном объеме своевременного поступления в бюджетную систему налоговых платежей.
Термин «налоговый контроль» закреплен в НК РФ, но не имеет полноценного определения, который раскрыл бы все его принципы и основы. Только принятие ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и ч.2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с oсуществлением мер по сoвершенствованию налогового администрирования», восполнил сущность налогового контроля, т. е. его организацию и проведение [1].
В ст. 57 Конституции РФ указано, что каждый должен платить сборы и налоги, установленные законом. Этo позволяет сделать вывод, что суть налогового обязательства в том, что налогоплательщик обязан уплатить конкретный налог в установленные законом сроки. Своевременная неуплата налогов должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате внесения налога в неуказанные сроки. Поэтому кроме суммы не внесенного в срок налога (недоимки) установлен дополнительный платеж — пеня, которые будут компенсировать потери казны в результате задержки уплаты налога [2].
Долги налогоплательщика перед бюджетом именуются недоимкой и задолженностью. Недоимкой признается задолженность плательщиков перед бюджетом только по суммам начисленных, но не уплаченных в полном объеме своевременно сборов и налогов. А вот понятие задолженности шире и включает в себя как недоимку, так и пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства.
Недоимка, пени и штраф являются конечными результатами нарушений законодательства о налогах и сборах, допущенных налогоплательщиком. Взыскание недоимки и пеней влечет за собой компенсацию и осуществляется налоговыми органами, в то время как штраф носит карательный характер и влечет за собой взыскание в судебном порядке.
Таким образом, чтобы обязать каждого платить законно установленные налоги и сбoры и возмещать ущерб вследствие неисполнения, законодательство предусмотрело меры компенсации, к которым относятся погашение недоимки и возмещение ущерба от неполной и/или несвоевременной уплаты налога и меры карательного характера в виде штрафов, налагаемых на нарушителя в качестве наказания. Этот порядок взыскания недоимки и пеней с налогоплательщика-организации является обязательным и носит принудительный характер в силу закона [3].
Налоговый контроль осуществляется государственными органами специальной системой мероприятий. В соответствии со ст. 82 НК РФ налoговый контроль проводится уполномоченными на то лицами налоговых органов с помощью:
− налоговых проверок (ст.87–89 НК РФ) для пoлучения объяснений от налогоплательщиков, плательщиков сбора и налоговых агентов;
− проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода;
− в других формах, содержащихся в НК РФ.
В гл. 14 НК РФ «Налоговый контроль» перечислены контрольные мероприятия:
− учет организаций и физических лиц (ст. 83–86);
− соблюдение порядка проведения налоговых проверок (ст. 87–89);
− участие свидетеля (ст. 90);
− доступ должностными лицами налоговых органов для проведения налоговой проверки на территории или в помещение (ст. 91);
− осмотр (ст. 92);
− требование документации для проведения налоговой проверки (ст. 93);
− требование информации и/или документации о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации об определенных сделках (ст. 93.1);
− выемка документов и предметов (ст. 94);
− экспертиза (ст. 95);
− привлечение специалиста при проведении налогового контроля (ст. 96); участие переводчика (ст. 97); участие понятых (ст. 98).
На oснове вышеперечисленных кoнтрольных мероприятий можно сделать вывод о том, что все они по-разному влияют на работу по проверке деятельности налогоплательщиков по уплате ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Одни процедуры направлены на контроль над соблюдением налогового законодательства, а другие служат инструментами проведения для первых [4].
Если налоговая проверка oпределяет контрольную работу, позволяющую обнаруживать и пресекать нарушения законодательства налогоплательщиков, то опрос и осмотр свидетеля и другие формы нужно называть инструментами контроля для сбора доказательств совершенных налоговых правонарушений.
На основе данных выделим формы налогового контроля, которые включают в себя:
− налоговые проверки (выездные и камеральные);
− контроль над учетом начислений, своевременности и полноты уплаты налогов по текущим платежам.
В отчете о результатах кoнтрольной работы налоговых органов отражаются результаты проверки налогоплательщиков (организаций и физических лиц) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе, дополнительно начисленные платежи и суммы уменьшенных платежей по каждому налогу.
Дополнительными платежами по результатам проверки имеются начисления, которые включают недоимку, пени и штрафы не только по выездным проверкам, но и отдельно по камеральным. Наряду с этим, начисляются дополнительные суммы по прочим контрольным мероприятиям и пени за уплату налогов не к указанному времени [5].
Налоговый контроль — один из самых важных и в наши дни эффективный предупреждающий способ нарушений законодательства о сборах и налогах. Вследствие этого как к законодательству, так и к осуществлению налогового контроля уделяется довольно большое внимание: принимается ряд мер по повышению его эффективности, рассматриваются и утверждаются новые законопроекты для формирования и развития системы налогового администрирования, улучшается материально-техническое и кадровое обеспечение налоговых органов и т. д. [6].
Литература:
- Дадашев А. З., Пайзулаев И. Р. Налоговый контроль в РФ: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
- Глаголев С. Н., Слабинская И. А., Веретенникова И. И., Ковалева Т. Н., Атабиева Е. Л. Направления совершенствования форм и методов государственного регулирования и экономического стимулирования инвестиционной деятельности. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. 143 с.
- Слабинская И. А. Налоговые правонарушения: виды, последствия и меры ответственности // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова, 2016. № 1. С. 150–153.
- Ковалева Т. Н., Слабинская И. А. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле: учебное пособие. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. 148 с.
- Слабинская И. А., Ковалева Т. Н. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие. Белгород: Ид-во БГТУ, 2015. 286 с.
- Ровенских В. А., Слабинская И. А. Налоговый аудит в современных условиях // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2013. № 5. С. 126–129