В данной статье речь идет о самом эффективном методе нравственного воспитания учащихся начальных классов в системе «Ибрат-намуна», о её проявлениях, о примере родителей, наставников, великих мыслителей, великих предков, а также о национальных основах воспитания.
Ключевые слова: система непрерывного образования, начальное образование, воспитания, нравственное воспитание, методы воспитания, воспитание гармонически развитой личности.
This article deals with the national bases of upbringing which is estimated as an effective method is edifying models regime and its looks: parents, teacher, sacred generations.
Keyword: system of continuous education, primary education, upbringing, moral education, upbringing methods, upbringing of a harmoniously developed personality.
В непрерывной образовательной системе Республики Узбекистан в соответствии с государственным заказом и социальным требованием служащих в них педагогических кадров возложено осуществление таких важных задач, как повышение эффективности процесса образования-воспитания, через внедрение в практику последних достижений науки воспитания творческой, социально активной, с высокой духовностью, профессиональной, преданной народу, воспитанной в духе национальных и общечеловеческих ценностей, творчески и самостоятельно мыслящей, чувствующей свою ответственность перед государством и обществом и гармонически развитой личности, привитие в ее сознание идею национальной независимости. В частности, Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияев в Послании Олий Мажлису подчеркнул: «В нашем народе есть мудрое изречение: «Образование и воспитание начинаются с колыбели. Только знание ведет человека к совершенству, общества к прогрессу. Поэтому государственная политика в области образования должно начинаться с детского сада и продолжаться всю жизнь». Ибо знания и навыки, полученные в ходе первоначального обучения еще в детские годы, так важны для человека, что во многом решают участь всей его жизни. Воспитание должно быть направлено на выработку у молодого поколения гражданской позиции, активного, действенного патриотизма.
Известно, что на любом этапе развития общества особое внимание уделено образованию-воспитанию будущего молодого поколения. Воспитание должно быть связано с национальным характером, обычаями, историей народа, мировоззрением нации. Жизнь всякого народа проявляется в своих, ей одной свойственных формах, следовательно, и воспитание должно связываться с жизнью, с духовностью народа. В нашей стране существуют письменные источники, духовные и научные ценности, своеобразная система национального воспитания, могущие быть основой для воспитания гармонически развитой личности, продолжающегося долго и непрерывно.
Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила» писал: «…Фундамент нашего будущего создается в учебных заведениях, иначе сказать, зависит от того, какое образование и воспитание получат наши дети сегодня. Для этого каждый родитель, наставник и воспитатель в лице каждого ребенка, прежде всего, должны видеть личность. Исходя из этого простого требования, вырастить наших детей самостоятельными и обладающими способностью мыслить широко, разумно живущими совершенными людьми должны быть основной целью и задачей в области образования и воспитания. А это требует вести дело образования и воспитания гармонично». Поэтому образование нельзя отделить от воспитания — это взгляд по-восточному, философия жизни по-восточному.
Для достижения великого будущего нашей страны, конечно, необходимо воспитать в стране совершенных, умственно зрелых, нравственно воспитанных, психически устойчивых людей. Основа такого воспитания ставится в начальном образовании. Так, уже на первых ступенях образования должны дать детям основы различных знаний, воспитывать чувства, как любовь к семье, правдивость, трудолюбие, щедрость, гуманизм, справедливость, совестливость, благочестие, гордость, дисциплинированность, сознание общественного долга. Нравственное воспитание детей в школе проводятся в процессе урока, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Жизнь школы — это часть жизни нашей страны. Школа должна жить в едином ритме с народом, чтобы цели, стремления, заботы народа стали целями, заботами, стремлениями каждого юного гражданина, чтобы школьник жил в мире высоких национальных идей и высоких дел. Только так можно воспитать человека, чувствующего свое идейное, духовное родство с народом. В процессе такого воспитания большое значение приобретает воспитание на основе системы «Ибрат-намуна».
Во-первых, учащиеся должны видеть в окружающих их людей самые лучшие нравственные качества и очень важно, что культура поведения родителей, старших, учителей и воспитателей должна быть в достаточной степени образцом для подражания людей. Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы учитель проявлял интерес к его жизни и впечатлениям, был готов помочь ему в разрешении любой проблемы. Надо верить в возможности каждого школьника, замечать любой, даже самый небольшой шаг вперед в его духовном росте, формулировать для каждого ребенка перспективу развития и поощрять его движение в направлении этого идеала. Доброжелательность в отношениях между педагогом и школьниками, в отношениях между детьми, заботливость, чуткость, взаимопомощь — все это условия для выявления личностных возможностей каждого младшего школьника. Главное в работе педагога — это высокий профессионализм, обладая им, он делом служит подрастающему поколению, осуществляет на практике поставленные перед собой воспитательные цели, своим трудом созидает будущее каждого учащегося. Педагог должен создать в классе творческий настрой, лишь при этом условии в нем расцветает личность каждого ученика. А это значит, дети сами должны быть инициаторами, организаторами всех коллективных дел. Надо предоставить детям возможность делать самостоятельно все, с чем они уже в состоянии справиться. Лишь при условии развития инициативы, творчества, самодеятельности, самоуправления коллектив выполнит свою роль в формировании людей современного склада. Во-вторых, личный пример учителя для подражания оказывает детям большое влияние. Учащиеся стараются подражать поведению близких к себе людей. Поведения окружающих, старших, особенно, учителей-педагогов оказывают сильное влияние становлению у детей нравственных качеств. Педагоги, учителя, воспитатели, родители должны в своем поведении удовлетворять всем требованиям, вытекающих из целей воспитания. Воспитание, по словам В. Г. Белинского, — великое дело, им решается участь человека. Этим определяется и роль педагога. Поэтому учителя и родители в любом случае должны вести себя достойно, примерно, не должны забывать, что всюду их окружают дети. Между словом и делом старших не должно быть расхождений. В-третьих, встречи с передовиками производства, проводимые в школах, имеют важное значение. Учащиеся гордятся успехами своих близких на производстве и стремятся им подражать. В-четвертых, показание как пример поучительный жизненный путь великих ученых, государственных деятелей, мыслителей, поэтов и писателей прекрасные идеи литературных героев играет важную роль в нравственном воспитании молодёжи. Поэтому в целях привития в сознание молодёжи национальных идей, всемирное значение изобретений наших предков, в целях воспитания достойных им наследников в сотрудничестве с ЮНЕСКО отмечены юбилеи следующих великих ученых, государственных деятелей, мыслителей, поэтов-писателей:
1991 год-550-летие Алишера Наваи;
1994 год-600-летие Мирзо Улугбека;
1996 год-660-летие Амира Темура;
1997 год-2500-летие Бухары и Хивы;
1998 год-1200-летие Ахмад Ал-Фаргони;
1999 год-1000-летие эпоса Алпамыш;
2000 год-545-летие Камолиддина Бегзода;
2003 год-900-летие Абдухолика Гиждувони;
2006 год-670-летие Амира Темура Счастливого
Цель празднования вышеуказанных дат — формирование нравственного воспитания молодёжи на примере деятельности великих людей.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов в семье примером являются родители, старшие члены семьи, в образовательных учреждениях преподаватели и воспитатели, во внеклассных мероприятиях образцовые эпизоды из жизни деятельности великих предков. В начальном образовании на уроках математики в качестве примера рассказывается о мудрости, деятельности великого ученого — математика Аль-Хорезми, на уроках природоведения об изобретениях Аль-Бируни, о жизни и деятельности Ибн Сины, на уроках чтения о справедливости полководца Амира Темура, о покровительстве Мирзо Улугбека над наукой и культурой, неизмеримой любви и уважения Алишера Навои своему родному языку. В науке доказано огромное значение эффективного использования жизнедеятельности, образцов творчества национальных героев в системе образования-воспитания. Обществу нужны самостоятельные, активные люди, которые не ждут указаний по всякому поводу, а берут в свои руки их решение и ответственность за их реализацию возлагают на самих себя. Такая ответственность укрупняет личность, расширяет горизонты ее совершенствования. Глубокое уважение к достоинству каждого ребенка, вера в его способности и творчество — залог успешной работы учителя по развитию личности всех детей, которых доверило ему государство.
Литература:
- O’zbekiston Respublikasi «Kadrlar tayyorlash milliy dasturi»// «Barkamol avlod — O’zbekiston taraqqiyotining poydevori». — T.: «Sharq matbaa nashriyoti kontserni», 1997 y. 31–61s.
- O’zbekiston Respublikasining «Ta’lim to’g’risida»gi Qonuni.// «Barkamol avlod — O’zbekiston taraqqiyotining poydevori». — T.: «Sharq matbaa-nashriyoti kontserni», 1997 y. 20–29 s.
- Hasanboyev J., To’raqulov X., Ravshanov O., Xushvaktov N. Milliy pedagogikamiz tarixiy ildizlari va barkamol avlod tarbiyasi. Uslubiy qo’llanma. — Jizzax: 2007 y.- 45 s.
- A. Avloniy. Turkiy Guliston yoxud axloq, «O’qituvchi» nashriyoti, T. 1993 y.
- Педагогическое наследие / Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А.; сост. А. Ф. Смирнов. — М.: Педагогика, 1988.