Образовательная область «Познавательное развитие».
Тематическое событие: «Дикие животные».
Тема: «Шубки для лесных зверят».
Возрастная группа: вторая младшая (общеобразовательной направленности).
Тип: непосредственно- образовательной деятельности: игровой
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать обогащению знаний детей об образе жизни диких животных (познавательное развитие).
- Создать условия для активизации словарного запаса (речевое развитие).
- Обеспечить условия для исследовательской деятельности, работая в группах (социально- коммуникативное развитие)
- Способствовать развитию слухового внимания, памяти, творческой инициативы (социально- коммуникативное развитие)
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие.
Методы иприемы:
Наглядные (показ; рассматривание)
Словесные (вопросы- ответы; побуждение; поощрение)
Игровые (сюрпризный момент; художественное слово)
Практические (упражнения; выполнения заданий)
Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Педагогические технологии: РТВ (развитие творческого воображения); Игровые; Развивающие (Б. Н. Никитина)
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Времена года». Знакомство с дикими животными.
Материал: Макет зимнего леса; бумажные силуэты белок и зайцев по 8 штук; картина «Зима в лесу»; белый лист бумаги; 8 стаканчиков со льдом; варежки (4 цвета по 8 штук); клей, вата, мех.
Содержание занятия:
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) |
Игры с мячом в игровом уголке |
Игра с мячом «Закончи предложение» В: Я начну предложение, а вы закончите: У зайца хвост короткий, а уши…. Заяц пушистый, а ёжик…. Ёж маленький, а медведь…. Заяц летом серый, а зимой…. У лисы лисята, а у волка…. |
Ответы детей. |
Условия для создания положительного эмоционального настроя. |
Физминутка. (массажные коврики) |
Молодцы! Как называют животных, которые живут в лесу? —Как вы думаете, почему их так называют? —Ребята, а вы хотели бы отправится со мной в сказочный лес, посмотреть, что там происходит? —По дорожке мы пойдем и все вместе в лес придем. В лес ребята мы пришли. Всех зверей мы здесь нашли. А сейчас и сами, мы покажем с вами. Скачет зайка, прыг да скок, за кусточек и молчок. По снежку бежит лиса, заметает след она. Волк голодный рыщет, еду зимой ищет. А под снегом спит медведь. Тише, тише не шуметь. |
Дикие! Потому что живут в лесу, добывают себе еду сами. Да! Дети повторяют слова и движения. Идут на месте
Раскачиваются в стороны Прыгают и садятся на корточки Бег на месте. Наклоны вправо и влево |
Условия для развития внимательности. |
|
В группе создана развивающая среда, плакаты животных леса, макеты, книги о животных, мнемотабли-цы |
В: Ребята, посмотрите, какой у нас макет! —Какое время года в лесу? —Почему вы так думаете? Какие животные живу в нашем зимнем лесу? Медведь что делает? А где спит? Кто ещё спит зимой? Как зайцы подготовились к зиме? Ребята, а что вы замечаете? Молодые зайчата и бельчата не переоделись. Почему? Мы можем помочь им переодеться без их разрешения?. А если они не захотят? Что нужно сделать? Нам нужно сделать так, чтобы они захотели переодеться, попробуем! Для чего нужно зимой переодеваться животным? |
Ответы детей. Зима. В берлоге. Ёжик, барсук, енот. Зайчик поменял шубку на белую, теплую. Надо им объяснить. Чтобы их хищники не увидели! Чтобы было тепло! |
Условия для речевой активности. |
|
Основная часть. Заключительная часть. Рефлексия. |
Эксперимент с цветом |
В: Ребята, кто выбрал зайчиков и белочек, проходите за столы. Посадите их на кубики, они будут слушать зачем им нужно переодеваться. В: посмотрите, какая коробочка! Что в ней, посмотрим! Возьмите из коробочки одного серого и одного белого зайчика и разместите на белом листе (это снег). Что мы можем сказать зайчикам? Молодцы! Нам белом снегу не видно белых зайцев, серых очень хорошо видно, Почему, опасно, остаться зимой серыми? Кто может увидеть зайца? В: Идемте к белкам! Возьмите из коробочки одну рыжую белку и одну серую. Разместите их на картине зимнего леса. Что вы заметили, расскажите белкам. Молодцы! Правильно! Рыжих белок хорошо видно в зимнем лесу, а сереньких не видно, они спрятались, никакой хищник не поймает. Но к тому же эти шубки какие? |
Дети проходят за столы. Находят зайцев серых и белых Хищники (волк, лиса) (пушистые, тёплые, мягкие) |
Условия для выражения своих мыслей, взаимодействия друг с другом. Условия для речевой активности. |
Эксперимент со льдом (стаканчики со льдом); по две рукавички (одна белая и пушистая, другая тонкая серая); (одна серая пушистая, вторая тонкая рыжая) Продуктивная деятельность. Аппликация (бумажные силуэты зайца, белки. Мех, вата, клей) Дети в кругу |
В: Хотите узнать, в какой шубке зимой животным будет теплее! Проведем эксперимент? Зайчики (первая подгруппа детей). Белочки (вторая подгруппа) Открывайте коробку. Что в ней? (варежки). Надевайте! В: Возьмите стаканчик со льдом. В какой рукавичке вы чувствуете холод? (тонкой) А теплой рукавичкой чувствуете холод? (нет). Как вы думаете, теперь наши зверушки захотят переодеться? Мы, объяснили им, почему нужно сменить шубку? Новая шерстка какая? Ребята, хотите, помочь нашим зайчатам и бельчатам переодеться? Из чего мы будем делать такую шерстку? Возьмите зверушек с кубиков, будем одевать их в теплые шубки, а чтобы у нас аккуратно получилось, поиграем с пальчиками «Лесные зверята» Сначала намазываем фигурку зайчика или белочки клеем, потом приклеиваем новую шерстку. Разместим зверят на нашу лесную полянку! В: Ребята, как мы сегодня помогли зверятам? Как вы думаете, теперь им будет тепло зимой? Кому вы можете рассказать о лесных зверятах и показать наш макет? |
Варежки. Ответы детей. Дети делают вывод, что в тонкой варежке (шубке) животным зимой холодно, а в толстой тепло. (белая, серая, пушистая, теплая) (из меха и ваты) Пальчиковая гимнастика «Лесные зверята» Дети проговаривают слова. Рассуждение детей. |
Работа в подгруппах. Условия для взаимодействия с взрослым Условия для речевой активности детей Условия для взаимодействия с друг с другом. Условия для выражения своих мыслей. |