Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 09.04.2019

Статья просмотрена: 11643 раза

Библиографическое описание:

Колесников, А. С. Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе / А. С. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57954/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена методикаобучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие. Необходимость применения вытекает из конкретной государственной структурной функции: во-первых, жизнь и безопасность сотрудников и других лиц, находящихся под угрозой, а во-вторых, во время поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью, нередко возникает ситуация, когда сотруднику необходимо применить огнестрельное оружие.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, огневая подготовка, методика.

The article considers the method of training fire training of law enforcement officers at the present stage. In their work, police officers constantly have to use special means and firearms. The need for application stems from a specific state structural function: first, the life and safety of employees and other persons at risk, and secondly, during the maintenance of public order and the fight against crime, there is often a situation where the employee needs to use firearms.

Key words: law enforcement officers, fire training, methodology.

В настоящий период времени качество профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел представляет собой весьма актуальную задачу, что в первую очередь связано с сохраняющейся достаточно напряженной криминальной ситуацией в стране. К одному из ведущих разделов такой подготовки относится огневая подготовка, она ориентирована на то, чтобы сформировать, развить и совершенствовать навыки и умения, необходимые для уверенного владения оружием при исполнении служебных обязанностей. Для того, чтобы качественно выполнять своих служебные обязанности у сотрудника полиции должен быть определенный комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно использовать огнестрельное оружие при решении оперативно-служебных и служебно- боевых задач. Готовность работников органов внутренних дел к успешным действиям при задержании правонарушителей в большой степени определена качеством их подготовки в обращении с табельным оружием. [2, с 4]

В своей непосредственной деятельности сотрудники должны руководствоваться тем, что в случае использования ими оружия оценка их действий будет обосновываться законом. Работник должен создать определенные условия, исключающие совершение преступления, но, как показывает практика, это не совсем возможно. На это указывает ряд определенных факторов, это связано с отсутствием специальной подготовки, а также равнодушие работников к их личной безопасности. [8]

Правовые основы использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России закреплены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Следует отметить, что законодательством России четко регламентируются ситуации, в которых сотрудники полиции могут применять огнестрельное оружие (статьи 23, 24 ФЗ «О полиции») [3, с 243]

Огневая подготовка является важным компонентом повышения профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов. Во время практических занятий по огневой подготовке сотрудники должны погружаться в разные ситуации, максимально схожие с реальными условиями несения службы.

Цель огневой подготовки состоит в обеспечении готовности персонала к эффективному владению и применению стрелкового оружия при выполнении оперативных задач.

На рисунке 1 представлены задачи огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Рис. 1. Задачи огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов [4]

Классическая основа огневого мастерства издавна представляла собой умение держать оружие, занимать правильную позу, осуществлять прицеливание, правильно держать палец на спусковом крючке и осуществлять спуск и пр. Существовало предположение, что если сотрудник умеет это делать в тихой и спокойной обстановке тиров, то им будет достигнут успех в любой обстановке. Жизнь, однако, опровергла этот расчет. Основам применения оружия и сейчас уделяется внимание, но только на начальном этапе обучения. Произошел сдвиг в обучении применению оружия в условиях, близких к реальным, экстремальным.

Особенностями формирования навыков стрельбы являются негативные физиологические проявления, которые находят свое выражение в оборонительных реакциях стрелка на присущие процессу выстрела явления — это мощный шумовой эффект от звука выстрела, физическое воздействие сил отдачи и ослепляющий эффект вспышки за дульным срезом оружия. Специфика формирования зрительно-двигательных действий стрелкового навыка, в отличие от формирования других двигательных действий с оружием, состоит в том числе, и в том, что субъект обучения преодолевает во время учебно-тренировочного процесса тревогу (чувство неуверенности, беспокойства, страха) обращаясь с оружием, как с источником повышенной опасности. [6]

Статически установлено, что вооруженное противостояние между преступниками и сотрудниками правоохранительных органов с применением ручного стрелкового оружия происходит в большинстве случаев на расстоянии до 10 метров. Здесь трудно промахнуться, на самом деле нет времени на прицеливание, победителем становится тот, кому удается сделать выстрел быстрее. Гибель сотрудников чаще всего происходит на расстоянии 1,5–2 метров от правонарушителя и это связано с задержкой применения оружия или отсутствия бдительности (по некоторым данным, в 15–20 % случаев сотрудники погибают от выстрела собственного оружия, выхваченного правонарушителем у сотрудника или партнера по патрулированию во время проверки документов). В 80 % случаев применение оружия приходит в условиях плохой видимости-сумерек или даже в темноте, исключая классическую прицельную стрельбу. Успех достигается после обмена несколькими выстрелами противников, некоторые из которых используются для подавления роли и активности преступника. Стрелять в прямой стойке, типичной для классической стрельбы, означает быть замеченным, когда пули свистят вокруг. Требуется поза, минимально отличающаяся от естественной, обычная, не требующая лишних долей секунды, уменьшающая площадь возможного поражения. Стрелять сотрудники должны уметь в бронежилетах, использовать соответствующие укрытия, прибегать к определенной тактике, использовать приемы уклонения от поражения. Они должны быть в состоянии использовать оружие на бегу, на улицах, в помещениях и т. д., где могут мешаться люди поблизости, автомобили, мебель и т. д.

Упражнения для стрельбы, которые содержат нормативные правовые акты, регламентирующие организацию огневой подготовки в органах внутренних дел РФ, не совсем приближены к стрельбе в реальных условиях и ситуациях служебно-боевой деятельности. К таким условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности можно отнести:

− быстротечность огневого контакта;

− отсутствие времени на извлечение оружия, приведение его в боевую готовность и тщательное прицеливание;

− короткая дистанция огневого рубежа (1–3 метра);

− стрельба в средствах индивидуальной бронезащиты и с применением бронещитов;

− стрельба на фоне физической и психической нагрузок;

− стрельба при условии ограниченной видимости (темное время суток)

В настоящий период времени в практической стрельбе в условиях соревнований используется большое количество стрелковых упражнений, ориентированных на формирование навыков стрельбы, а также поиск наиболее эффективных методов обучения стрельбе. В свою очередь, специальные подразделения МВД России также ведут поиск современных методов обучения и разработку соответствующих дополнительных мер личной безопасности сотрудников для их последующего внедрения в предмет профессиональной подготовки сотрудников подразделений. Инструкторы профессиональной служебной и физической подготовки преподают с использованием специальных учебных упражнений, формирующих навыки безопасного обращения с оружием, к которым относят: снятие пальца со спускового крючка в момент отсутствия цели; удержание и контроль ствола в безопасном направлении при перемещении с заряженным оружием. Основываясь на собранном международном опыте, используется ряд упражнений, которые тренируют разные стороны стрелкового мастерства: быстрое извлечение пистолета, перезарядка оружия, безопасное перемещение с оружием в разных направлениях, стрельба в движении и т. д.

Тем не менее в специальной научной литературе еще недостаточно отражены современные методики обучения, которыми обеспечивается организационно-методическая основа огневой подготовки личного состава подразделений. [5, с 105]

На рисунке 2 представлены приемы и навыки, которые необходимо формировать на занятиях по огневой подготовке.

Рис. 2. Приемы и навыки, которые необходимо формировать на занятиях по огневой подготовке [1]

При проведении практических занятий на огневом рубеже постоянно имеется освещение, отсутствуют отвлекающие и раздражающие факторы, обучающие используют наушники. Применение оружия в реальной ситуации оперативной деятельности происходит в несколько других условиях:

− при слабом освещении, в полной темноте;

− при встречном свете,

− во время выстрелов другого сотрудника или преступника.

Противник в отличие от мишени движется, и понятие «упреждение» в процессе занятий не используется как ненужное. Учебные программы не предусматривают определения расстояния до цели, поэтому, глазомер у сотрудника не развит, что не мешает поражать цель на обычных расстояниях, но приводит к промахам на расстояниях, превышающих эффективную дальность стрельбы, когда выстрел явно не мог достичь цели. [5, с 105]

Подготовку обычно традиционно начинают с обучения сотрудников твердому знанию материальной части оружия, технике безопасности в обращении с боеприпасами, условиям и порядку выполнения упражнений курса стрельб, а также приемам и правилам стрельбы из боевого ручного огнестрельного оружия. Сотрудники учатся разбирать и собирать оружие, ухаживать за ним. Ведутся подготовительные занятия по всем упражнениям без патронов. Затем — упражнения с фактическим использованием оружия с введением все более сложных условий и задач.

Во время огневой подготовки используют полигоны или закрытые тиры, позволяющие имитировать внезапное появление и перемещение целей, шум и звуки, характерные для экстремальной ситуации, ответный огонь противника. Часто они оснащены экранами, компьютерами, средствами имитации сложной ситуации (например, взрывы гранат и мин, пожары, дым). Более активно стали использовать компьютерные программы, которые передают на экран целевого компьютера изображения преступника в заданных ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающим, нападающим и др.). Сотрудник обязан немедленно сориентироваться и решить применять оружие.

Относительно недавно в России появились такие новые виды спортивной стрельбы, как практическая стрельба, оборонная стрельба, стрельба на длинные дистанции (вармитинг, бенчрест), которые вызывали спор о методике обучения сотрудников владению оружием.

При этом четко можно увидеть 2 крайности: одна из них-механическое выполнение упражнений курса стрельбы без серьезного методического обеспечения. В другом случае при организации огневой подготовки культивируется какое-нибудь узкое направление спортивных стрелковых дисциплин и забывается ряд кардинальных отличий приемов спортивной стрельбы от стрельбы боевой.

Пулевая стрельба дает более осознанное понимание феномена выстрела, информацию внутренней и внешней баллистики. Это скрупулезная отработка таких элементов, как приготовление, наведение оружия на цель, прицеливание, тщательная проверка спускового крючка со стороны боевого взвода, контроль их психологического состояния.

Однако времени на изготовку и выполнение выстрела, как правило, отводится второстепенная роль даже в упражнениях, в которых оно ограничено. Расстояния стрельбы постоянны и не полностью соответствуют фактическому использованию оружия сотрудником. Если в длинноствольном боевом оружии в определенной степени установленные дистанции (АК — 100 м, СВД 200 м и 300 м) применимы, то для пистолета, как показывает практика, рабочая дистанция ограничена в основном несколькими метрами, это означает, что время стрельбы при гарантированном поражении жизненно важных участков целей будет решающим.

За последние несколько лет практическая стрельба получила широкое распространение в России, ее рекомендуют использовать при организации огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов и даже частных охранных структур. Упражнения практической стрельбы включены в ведомственные стрелковые курсы (ФСБ), а также в игры различных ведомств. Преимущества очевидны-баланс точности, скорости и мощности. Строгие требования безопасности, возможность производить несколько точных выстрелов с передачей огня, стрелять в движении, быстро перезаряжать оружие, устранять задержки в стрельбе. [7]

Изложенные педагогические подходы к совершенствованию, огневой подготовке и ее направленности на подготовку к успешному применению оружия в экстремальных условиях хорошо известны, и польза от них очевидна. Часто, однако, стрельба осуществляется старомодным способом, приближения к реальным условиям опасаются, удовлетворение находят в высоких показателях стрельб в простых условиях, оказывая тем самым «медвежью услугу» сотрудникам и делу. Похоже, что часть руководителей правоохранительных органов нацелена на подготовку спортсменов, а не профессионалов к борьбе с преступностью, превосходящих в применении оружия криминал.

Литература:

  1. Бобровик А. П., Любаков А. А. Совершенствование служебной, физической и огневой подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России на современном этапе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/4244/1/prfs_2015_092.pdf
  2. Карпун А. Б. Теретические основы огневой подготовки специалистов-кинологов, 2016. — 30 с.
  3. Кобленков А. Ю. Мониторинг реализации законодательства о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России и за рубежом // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.- 2018.- № 1 (41).- с. 241–244
  4. Некрасов С. В. Основные факторы совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов // педагогические науки.- 2016.- № № 57–4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/10073
  5. Олейник Д. В., Ленева Ю. Б. Некоторые особенности методики огневой подготовки сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности.- 2016.- № 2.- с 104–107
  6. Падурин Д. Ф., Кучин С. Г. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 598–601. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/95/21456/
  7. Сериков С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России.- 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-metodiki-obucheniya-ognevoy-podgotovke-sotrudnikov-silovyh-struktur-neobhodimye-dlya-kachestvennogo-vypolneniya
  8. Шарапов А. Ю., Благодатин А. Б., Самаркин В. А. Проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, а так же пути совершенствование их навыков. 2017.- № 63–2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/12472
Основные термины (генерируются автоматически): огневая подготовка, оружие, огнестрельное оружие, сотрудник, огневая подготовка сотрудников, практическая стрельба, сотрудник полиции, стрельба, Россия, спусковой крючок.


Похожие статьи

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях

Данная научная статья посвящена анализу особенностей обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях. Особые условия в рамках настоящего исследования — различные чрезвычайные ситуации, которые требуют перехода п...

Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...

Особенности подготовки сотрудников МВД к профессиональной деятельности в особых условиях

Целью данного исследования является рассмотрение специфики обучения сотрудников органов внутренних дел к их деятельности в особых условиях. Авторами выделены три группы обстоятельств, которые являются основаниями для введения чрезвычайной ситуации (п...

Некоторые проблемы организации огневой подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России

Подготовка сотрудников для уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), занимает особое место в организации всей её деятельности. В эту подготовку в обязательном порядке включаются практические занятие по стрельбе из огнестрельного оружия, однако д...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Проблемы при осуществлении стрельбы персоналом ФСИН России

Сотрудник ФСИН при поступлении на службу для выполнения боевых и служебных обязанностей должен быть всесторонне подготовлен, начиная со знания прав, обязанностей и должностных инструкций, заканчивая навыками применения физической силы, специальных ср...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Похожие статьи

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях

Данная научная статья посвящена анализу особенностей обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях. Особые условия в рамках настоящего исследования — различные чрезвычайные ситуации, которые требуют перехода п...

Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...

Особенности подготовки сотрудников МВД к профессиональной деятельности в особых условиях

Целью данного исследования является рассмотрение специфики обучения сотрудников органов внутренних дел к их деятельности в особых условиях. Авторами выделены три группы обстоятельств, которые являются основаниями для введения чрезвычайной ситуации (п...

Некоторые проблемы организации огневой подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России

Подготовка сотрудников для уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), занимает особое место в организации всей её деятельности. В эту подготовку в обязательном порядке включаются практические занятие по стрельбе из огнестрельного оружия, однако д...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Проблемы при осуществлении стрельбы персоналом ФСИН России

Сотрудник ФСИН при поступлении на службу для выполнения боевых и служебных обязанностей должен быть всесторонне подготовлен, начиная со знания прав, обязанностей и должностных инструкций, заканчивая навыками применения физической силы, специальных ср...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Задать вопрос