В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности региона. Сегодня в условиях «жесткой» борьбы за привлечение инвесторов, регионы крайне заинтересованы в формировании конкурентоспособной позиции. В связи с этим становится актуальной необходимость поиска новых факторов и инструментов повышения конкурентоспособности регионов. Одним из факторов повышения конкурентоспособности является имидж региона, который также рассматривается в статье. Одним из инструментов формирования имиджа региона является маркетинговая стратегия. В статье рассмотрены принципы маркетинговой стратегии и ее цели. Также в статье рассмотрен потенциал развития региональной конкурентоспособности Новосибирской области, проанализирована стратегия развития Новосибирской области, в рамках которой были выделены конкурентные преимущества Новосибирской области.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, факторы конкурентоспособности региона, имидж региона, маркетинг территории
Механизм функционирования современной рыночной экономики является очень многокомпонентным, многофакторным, а потому его функционирование представляет собой сложный алгоритм действий. Совокупность большого многообразия производственных, коммерческих, информационных и финансовых структур, а также способы их взаимодействия образуют рыночную структуру.
Согласно определению, рынок представляет собой высокоорганизованную структуру, которая выступает в качестве площадки для взаимодействия производителей и потребителей товаров, работ и услуг с одной стороны, а также соответствующих продавцов и покупателей с другой стороны, где в процессе такого взаимодействия формируются условия, устраивающие обе стороны.
На функционирование рынка оказывает влияние огромное количество факторов, как внутренних, так и внешних, как объективных, так и субъективных. Рыночная экономика предполагает огромное разнообразие продавцов различных товаров и услуг. Каждая сфера настолько укомплектована, что вновь возникающим участникам необходимо постоянно разрабатывать методы борьбы за успешное осуществление своей деятельности и извлечения из нее прибыли. В данном обстоятельстве как раз проявляется закон конкуренции.
Возрастающее санкционное давление, нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране значительно усложняют конкурентную борьбу, а федеративное устройство страны повлекло за собой возникновение различий в экономическом положении регионов, что сказывается на экономическом росте в целом.
Развитие конкурентоспособности регионов России можно рассматривать как один из факторов экономического роста страны. На современном этапе развития страны для, которого характерна конкуренция регионов, актуальна необходимость определения новых инструментов и факторов устойчивого развития субъекта РФ с целью стабильного долгосрочного повышения уровня его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [3, с.30].
Вместе с тем конкурентоспособность региона — это система, состоящая из таких элементов как конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека. [5, с.141]
Под фактором конкурентоспособности региона принято понимать причину, движущую силу, основное условие обеспечения конкурентоспособности региона. Р. А. Фатхутдинов называет следующие группы факторов, определяющих конкурентные преимущества региона:
- Конкурентоспособность страны, в которую входит регион;
- Природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;
- Предпринимательская и инновационная активность в регионе;
- Уровень соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
- Уровень международной интеграции и кооперирования региона [5, с.141].
В настоящий момент конкурентоспособность той или иной территории во многом зависит от правильно сформированного, положительного имиджа. Положительный имидж региона выступает в качестве нематериального фактора, способствующего через привлечение капитала, в частности, инвестиционных ресурсов, экономически и социально активного населения, стимулировать интенсивное развитие территории.
Для определения современного состояния, ведущих тенденций и перспектив в данной сфере необходимо рассмотреть понятие имидж региона. Под понятием «имидж региона» принято понимать целостное символическое представление о регионе, сложившееся в сознании представителей целевой аудитории на основе личного опыта либо в результате ряда информационных воздействий. Это не просто результат или следствие многих факторов регионального развития (политического, экономического, социально-культурного и т. п.), но и активный инструмент государственного управления с целью преобразований, повышения статуса и престижа данной территории, ее инвестиционной привлекательности. [6, с.15]
Во многом имидж региона зависит от правильно сформированной маркетинговой стратегии. При разработке стратегии маркетинга территории оценку потенциала территории целесообразно проводить комплексно, т. е. одновременно учитывать следующие составляющие [1]:
− экономическая ситуация на территории;
− социальная ситуация на территории;
− политическая ситуация на территории;
− ресурсная база;
− экология территории;
− уровень развития инфраструктуры;
− законодательная база;
− культурно-историческое наследие, менталитет жителей территории.
Традиционно выделяются четыре большие группы маркетинговых стратегий территорий, нацеленных на привлечение потребителей, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов. Эти стратегии условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала. [1, с.33]
Для маркетинга главное, что обеспечивает успех региона, это степень цивилизованности рыночных отношений в этом регионе. Здесь должно быть комфортно, жить, работать и развиваться, а для этого необходимо, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру. Территория реализует комплекс политических, правовых, научно-технических и других действий и акций, направленных на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни территории, соответствующей инфраструктуры. [2, с.16]
Основная цель маркетинга имиджа — это создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. [2, с.17]
Правильно выбранные стратегические линии позиционирования субъектов позволят региону оптимально планировать и реализовать программы, ориентированные на создание эффективного имиджа в представлении стратегических целевых групп [1, с.34]
У Новосибирской области огромный потенциал развития региональной конкурентоспособности, но она пока отстает именно на уровне программного подхода к управлению собственной репутацией и системности таких усилий.
На данный момент целевые программы и стратегическое планирование являются двигателями процесса формирования имиджа региона. Для дальнейшего развития региона сформирован стратегический план долгосрочная целевая программа развития региона с указанными в ней основные проблемы и пути их решения
Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития Новосибирской области является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей данного региона, выделяющих его среди остальных субъектов Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа.
Основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области, определяющие специфику данного региона по сравнению с другими сибирскими территориями, состоят в следующем:
- Концентрация научно-исследовательских институтов Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук и отраслевых НИУ
- Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области
- Новосибирская область обладает достаточно диверсифицированной структурой реального сектора экономики
- Новосибирская область имеет весьма сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства.
- Новосибирская область обладает огромным потенциалом в сфере профессионального образования
И это только часть конкурентных преимуществ Новосибирской области. Но их недостаточно сегодня для формирования положительного имиджа. Только в содействии с маркетинговыми стратегиями регион может сформировать положительный имидж. И можно отметить попытки Новосибирской области в создании имиджа. Конкретные попытки правительства Новосибирской области в формировании имиджа заключаются в создании ресурсно-информационной сети о Новосибирской области, также можно выделить работу музеев, которые формируют уличные тематические выставки о Новосибирской области, что тоже в свою очередь формирует положительный образ региона. [4, с.10–11]
Литература:
- Алякаева С. А., Газалиева Н. И. Региональный маркетинг и региональный интернет-маркетинг как перспективные направления социально-экономического развития региона // В сборнике: Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами Всероссийская научно-практическая конференция. 2016. С. 33–34.
- Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. — М.: Издательство РАГС, 2002. С.16–17.
- Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — С. 30.
- Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года от 03.12.2007 № 474 С.10–11
- Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело. — С. 141.
- Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity. 2006 № 1 С.15.