Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 2580 раз

Библиографическое описание:

Марданова, И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. Р. Марданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57971/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольник, старший дошкольный возраст.

Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности [Тищенко, 2006, 98с.]. В связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно сказываются на психическом развитии ребенка в целом [Горчакова, 2006, С.5–12].

В процессе развития речи от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок [Лалаева, 2004, 296 с.]. Комплексное решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки фонематического восприятия ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми [Калашникова, 2013, 107 с.].

Таким образом, вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием являются актуальными [Волкова, 2006, 144с.].

Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

1. На основе теоретического анализа специальной литературы изучить особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2. Подобрать методику, направленную на исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Провести диагностику уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.

В ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Эксперимент.
  3. Анализ результатов исследования.

База исследования:МБДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 26 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Возраст обследуемых на момент диагностики составил 5,5–6 лет. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования установлен индивидуальный контакт.

Эксперимент состоял из пяти блоков заданий.

I блок включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

II блок включает повторение слогов с оппозиционными звуками.

III блок включает задания на обследование способности к дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

IV блок включает задания на обследование способности к дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

V блок включает обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Максимальное количество баллов — 25. В связи с этим, были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития — 25 б.

Выше среднего — 21–25 б.

Средний уровень развития — 11–20 б.

Низкий уровень развития — 0–10 б.

После проведенного обследования фонематического восприятия был осуществлен анализ полученных результатов, выполненных старшими дошкольниками каждого задания.

В результате обследования восприятия и дифференциации изолированных звуков было выявлено, что 12 % детей (3 ребенка) справились с заданием: без ошибок выделили звук в звуковом ряду.

У 23 % детей (6 детей) были обнаружены затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически, но с заданием справились без дополнительной стимуляции.

При анализе результатов был выявлен средний уровень у 50 % детей (13 детей). В целом дети справились с задачей выделения звука в звуковом ряду, но были допущены ошибки в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически.

Сложности вызвали пробы I блока: ошибки в выделении звука в звуковом ряду, затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически и в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически, что позволило выделить низкий уровень у 15 % детей (4 детей).

По результатам обследования способности повторения слогов с оппозиционными звуками были получены следующие результаты: 15 % (4 детей) имеют высокий уровень, не допустив ни одной ошибки и, набрав максимальное количество баллов (25 б.): точное и правильное воспроизведение слоговой структуры.

Уровень выше среднего показали 31 % детей (8 детей) — при выполнении проб из данного блока воспринимали первый слог правильно, а второй уподобляли первому.

39 % детей (10 детей) показали средний уровень. Дети неточно воспринимали слоги, переставляли их, заменяли, пропускали.

У 15 % детей (4 детей) был выявлен низкий уровень сформированности данного компонента, дети дали большинство неверных ответов. У детей обнаружилось неточное восприятие пробы с перестановкой слогов, заменой, пропуском.

Анализируя полученные данные при выполнении заданий III блока, было обнаружено, что 73 % детей (19 детей) в основном справились с представленными заданиями, не допустив ошибок и набрав максимальное количество баллов.

27 % детей (7 детей) справились с заданиями, в некоторых случаях путем самокоррекции.

Средний и низкий уровни в данном блоке выявлен не был ни у кого из испытуемых. Задания данного блока не вызвали каких-либо сложностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

По результатам обследования способности дифференцировать звуки, смешиваемых в произношении, можно сделать следующие выводы: большинство дошкольников с ФФН не испытывали трудностей при выполнении заданий IV блока: 54 % человек (14 детей). Верно указывали картинки, которые соответствовали той или иной пробе.

Уровень выше среднего имеют 35 % детей (9 детей): детям в целом при выполнении проб не испытывали значительных сложностей, однако несколько детей показывали картинки после небольшой стимуляции логопеда.

11 % детей (3 детей) при ответах на вопрос воспринимали некоторые слова как одинаковые, что свидетельствует о среднем уровне развития способности дифференцировать звуки, смешиваемые в произношении.

Низкий уровень сформированности данного навыка не был обнаружен.

По результатам обследования способности восприятия и дифференциации звуков в словах было выявлено, что 15 % детей (4 детей) без ошибок справились с предложенными заданиями.

У 46 % детей (12 детей) был выявлен уровень выше среднего. Дети допускали незначительные ошибки и сами их исправляли.

27 % детей (7 детей) имеют средний уровень сформированности — они справились с заданием, но допускали ошибки: меняли свои ответы, прежде чем прийти к окончательному варианту ответа.

Низкий уровень сформированности данного навыка был характерен для 12 % детей (3 детей). При выборе необходимых картинок у 1 ребенка присутствовал отказ от задания в виде: «я не знаю».

После проведенного обследования фонематического восприятия по пяти блокам был осуществлен анализ полученных результатов, что позволило выявить состояние сформированности фонематического восприятия, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности фонематического восприятия

Уровень сформированности фонематического восприятия

Фонематическое восприятие

Количество детей

%

Высокий

4

15 %

Выше среднего

6

23 %

Средний

12

47 %

Низкий

4

15 %

По результатам исследования уровня развития фонематического восприятия у детей было обнаружено, что у 15 % детей фонематическое восприятия соответствует норме, однако 85 % детей нуждаются в коррекции фонематического восприятия в разной степени.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования, было выявлено, что с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием должна проводиться коррекционная работа.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г. А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 144 с.
  2. Горчакова A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 5 (22). — С.5–12.
  3. Калашникова И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И. Л. Калашникова // Логопед. — 2013. — март. 107 с.
  4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. — М.: Гардарики, 2004. — 296 с.
  5. Тищенко В. В. Фонематическое процессы в онтогенезе детской речи и методика диагностики их нарушений: методические рекомендации / В. В. Тищенко. — Киев, 2006. — 98 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, ребенок, фонетико-фонематическое недоразвитие, III, блок, задание, заданный звук, старший дошкольный возраст, уровень, уровень развития.


Похожие статьи

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников посредством проектного метода через взаимодействие с родителями

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Похожие статьи

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников посредством проектного метода через взаимодействие с родителями

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Задать вопрос