Во всех сферах общества происходит ускорение темпов технологического и общественного прогресса, тем самым увеличивается необходимость творческих и инициативных людей. Известно, что творческий потенциал личности не формируется сам по себе, становление его должно быть постоянным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, нацеленных на создание творческой атмосферы и критерий для новаторской работы.
Проблема творчества вовсе не нова в прогрессивной науке, она стала настолько актуальна, что абсолютно может быть отнесена к одной из основных проблем столетия. Её пробовали решить представители философии, психологии (Я. А. Пономарёв [6], Г. Г. Григорьева [3]) и педагогики (А. Н. Лук [5], Т. С. Комарова [4]).
Основу творческой деятельности составляют психические процессы и воображение. Их развитие наиболее благоприятно в дошкольном возрасте. Поэтому развитие детского творчества — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Детское рисование является одной из наиболее изученных видов изобразительной деятельности. Интерес к данному вопросу возник еще в конце ХIХ в. Изучение этого вопроса интенсивно ведется в последние 60–70 лет.
Исследования зарубежных и российских авторов показали, что есть несколько причин, по которым дети начинают заниматься изобразительной деятельностью. Это может быть подражание взрослым, и, возможно, внутренняя потребность в графической деятельности, заложенная в человеке на генетическом уровне. Доступность и наличие изобразительных материалов является существенным обстоятельством.
Можно выделить следующие компоненты творческой активности:
Креативный компонент считается ключевым в структуре творческой активности и подразумевает способность порождать новые идеи, отклоняется от классических схем мышления быстро улаживать проблемные ситуации. Креативность — способность ребенка к творческому решению разных задач, образующихся в той или иной ситуации осуществления деятельности [1].
Интеллектуальный компонент — относительно устойчивая структура умственных возможностей индивидуума. Интеллектуальный компонент позволяет раскрыть закономерные взаимосвязи и отношения в окружающем мире, познавать собственные умственные процессы и влиять на них, предусмотреть грядущие изменения, дает возможность преобразовывать реальность.
Творчество (креативный компонент) и интеллект (интеллектуальный компонент) не существуют по отдельности. Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и вовсе не приводить к творческим проявлениям [2].
Художественный замысел является основой при рисовании по замыслу. Замысел представляет собой следствием не столько отражения окружающего мира, сколько выражением отношения самого художника к изображаемому, замысел вбирает в себя всю информацию, связанную с различными, казалось бы, незначительными фактами. Импульсом для возникновения замысла в творчестве детей могут быть самые различные факторы, поразившие воображение человека и рождающие творческую ситуацию.
Таким образом, рисование по замыслу как важная составляющая творчества — это способ для ребёнка проявить себя. В рисунке ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, негативные эмоции или же поделиться положительными. Значимость детского рисунка в том, что он порождает у детей творческие эстетические эмоции. Спецификой творческой активности старших дошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе к действительности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он непременно хочет сохранить собственные произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, содержат уже не один, а несколько взаимосвязанных составляющих.
Для определения уровня развитие творческой активности старших дошкольников в процессе рисования по замыслу было проведено исследование, целью которого являлось: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования рисования по замыслу как средство развития творческой активности старших дошкольников.
Была проведена диагностика уровня развития творческой активности старших дошкольников по следующим методикам:
1) методика Е.Торранса «Неполные фигуры»;
2) методика Н. А. Лепской «5 рисунков».
Результаты исследования позволили определить, что уровень развития творческой активности старших дошкольников находится на уровне формирования.
Для развития творческой активности дошкольников использовалась нетрадиционная техника рисования.
Всего было проведено 7 занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Каждое занятие было нацелено на развитие творческой активности старших дошкольников.
Таким образом, в процессе проведения формирующего этапа, при переходе от одного занятия к другому и от одной нетрадиционной техники к другой наблюдалось повышение уровня развития творческой активности детей. Дети стали вести более уверенно и раскованно, не стеснялись переспрашивать о технике выполнения изображения, стремились прийти на помощь товарищу.
Целью контрольного этапа эксперимента являлось определение динамики уровня сформированности творческой активности старших дошкольников.
На контрольном этапе использовались те же методики, что и на констатирующем этапе, чтобы определить динамику в развитии творческой активности дошкольников и доказать эффективность использования нетрадиционной техники рисования по замыслу.
Таким образом, после проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования уровень творческой активности старших дошкольников повысился, что указывает на ее эффективность. В среднем, положительная динамика в уровне развития творческой активности старших дошкольников экспериментальной группы оценивается в 65 %, в контрольной — 30 %.
Активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях рисования по замыслу является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и самовыражаться.
Литература:
- Астахов, А. И. Воспитание творчеством / А. И. Астахов. — М.: Протос, 2014. — 580 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Новь, 2013. — 293 с.
- Григорьева, Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева // Дошкольное воспитание. — № 9. — 2017. — С. 27–31.
- Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. — М.: Фарра, 2013. — 156 с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. — М.: Глобус, 2014. — 142 с.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М.: Глобус, 2014. — 339 с.