Чтобы объяснить значимость концепта «COUNTRY LIFE» можно рассматривать это явление через призму исторических обстоятельств. Еще в 14–15 веках под эгидой капитализма возникло такое социальное явление как landlord, приемник понятия феодал из средневековой Англии. Как крупный земельный собственник, лендлорд управляет своим владением капиталистическими методами, сосредотачивая в своих руках огромные площади земли. Укрепление владений лендлордов в их частную собственность произошло после английскойреволюции17-говека. Исторически сложилось, что понятие частной собственности является основополагающим для британцев. Владение частной собственностью обеспечивает представителям данной культуры ощущение безопасности, и статусности. В этом сельская жизнь (Countrylife) привлекала внимание не только лендлордов, но и, впоследствии, крестьян. За счет того, что в Англии довольно рано отменили крепостное право, или иначе феодальную зависимость, ещё в XV веке практически повсеместно в Англии произошло освобождение крестьян из личной крепостной зависимости и замена её поземельной. Барщина была заменена денежной рентой, объём повинностей был зафиксирован, а вилланское держание было вытеснено копигольдом, дающим значительно больший объём гарантий крестьянину. В целом владение людьми продолжалось, но совершенно в другой форме, так как Британия впоследствии сосредоточилась на колониальной политике и сместила свой фокус внимания к другим регионам в данном вопросе. Что же касается крестьян, то их желание жить на земле и вести свое собственное хозяйство, иметь свою собственность, не теряло для них актуальность вплоть до 1649-го года, когда и появились Диггеры. Сами себя представители этого движения называли «истинные левеллеры» (англ.TrueLevellers). Бедные крестьяне в годы Английской революции, выступавшие против частной собственности лендлордов, в первую очередь, против их частной собственности на землю. Их общественная инициатива не увенчалась успехом, но стремление осталось жить вплоть до наших времен, ведь, как ни странно, вся земля в Англии и Уэльсе принадлежит британской короне и все на что могут рассчитывать британцы это право собственности, предоставляющее им земли в пользование. Поэтому британцы так дорожат своей собственностью и сельской жизнью, несмотря на то, что это лишь историческая формальность. [5]
Важно помнить то, что как и любой другой выделяемый концепт, концепт «COUNTRY LIFE» получил свое современное когнитивное значение в умах британцев спустя долгие годы развития, являясь неотъемлемой частью их повседневной жизни, влияя не только на мировоззрение и категоризацию мира, но и являясь важной отправной точкой об обобщении общечеловеческого опыта, формируя крепкую связь между лексической формой и ее когнитивным значением. Ассоциативно, значение «COUNTRY LIFE» можно рассматривать как часть исторически сложившейся позиции, основанной не только на первобытном инстинкте, присущим многим сообществам, не только человеческим, но и животным, но и на дальнейшем когнитивным укреплением понятия «домашний», «свой», «родина», «собственность» и проч., в связи с формированием обособленных ячеек общества, таких как, например, как семья, в формальном смысле этого слова, а также на позиционной иерархии, выстроенной вместе с понятием «landlord», и давлением капитализма. Для Британии той эпохи эти понятия закладывали капитальный когнитивный фундамент, с последующим многогранным раскрытием лингвистического концепта «COUNTRY LIFE». [6]
В такой перспективе мы можем рассматривать концепт «COUNTRYLIFE» как лингвокультурный феномен, определив его еще раз как многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются понятийная, образно-перцептивная и ценностные стороны. В монографии «Иная ментальность» Карасик отмечает: «С позиций лингвокультурологии нас интересуют только те концепты, которые характеризуют специфику культуры, как совокупности человеческих достижений во всех сферах жизни, противопоставляемых природе. Строго говоря, человек принадлежит и природе, и культуре. Если вычесть природную составляющую, останется организм. В этом смысле, все концепты, которыми оперирует человек, — это культурные концепты. Но есть и более узкое понимание этих сущностей. Когда речь идет об этнических и социальных разновидностях культуры, то единицами системы специфических форм поведения и деятельности, ценностно — насыщенных паттернов мировосприятия, выступают культурные концепты». Из чего следует, что культурные концепты — это коллективные содержательные ментальные образования, фиксирующие своеобразие соответствующей культуры [1, с.29]
Проходя сквозь девиацию современного мира, концепт «COUNTRY LIFE» имеет огромное влияние на систему ценностей индивидов — носителей. Так, данный концепт находит свое отражение во многих аспектах жизни британцев, начиная с моральной системы и заканчивая политической. Являясь незримым психологическим стимулом, как в осознанном виде, так и в бессознательном, этот концепт влияет, в том числе, и на бытовом уровне, при общении англичан как с жителями других стран, так и внутри страны. Современный британский консерватизм — один из главнейших внешних признаков влияния концепта «COUNTRY LIFE» на общую картину социума. Дифференцирование понятий частной собственности и личного имущества вытекают из концепта «COUNTRY LIFE» только в историческом контексте, и в современном облике обладают скорее значением «тепла», «семьи», «комфорта», «достатка» и «самобытности», с выходящими из этих объектов ассоциациями и решениями. Естественной для данной семантической формы является ассоциация «патриотизма», основанной не на существующем политическом порядке вещей, но основывающейся на «своем» чувстве, «праве» и, как следствие, укрепляющим общество и имеющим влияние на мироощущение в отношении политиков принимающих «общие» решения. Хорошим примером данной ассоциации является повсеместная любовь к королеве Великобритании. [3]
Концепт «COUNTRY LIFE» можно разделить на две отдельные части. Первая «образная» часть концепта относится к осязаемым сущностям, и находит свое выражение в образах культуры, фольклоре, архитектуре и различных формах паремий, вне зависимости от контекста последних. Несмотря на общее распространение, интерпретация данной части концепта может быть индивидуальной, и дифференцироваться от индивида к индивиду.
Вторая же часть — ментальная. Эта часть безотчетна и неотрефлектированна. Несмотря на то, что может брать свои корни из первой части, (например, архитектурный образ домов в графстве Оксфордшир), субъектом в нем является социум в целом, а не индивид. Именно интерпретация этой части вносит общую коррективу в мыслительные, поведенческие и эмоциональные стереотипы личностей.
Как пример физического формирования ассоциации с концептом «COUNTRY LIFE» можно привести современный английский паб. Подобная ассоциация указывает на общепринятое явление, находящееся на уровне подсознания, с которым связаны «традиционные» отношения на эмоциональном уровне. Важно понимать разницу между английским пабом и английским баром. Последний, в свою очередь, не примечателен ничем особенным, паб же — напротив, культурное явление, продиктованное историческим контекстом концепта country life. [2]
Помимо прочего важно отметить и два различных происхождения концепта country life:
1) Внутреннее — установление ячейки британского общества с землевладением, и земледелием
2) Внешнее — установление внешних отношений с подобной ячейкой (иерархическое отношение)
Ценности культуры в качестве ценностных ориентаций этноса для каждого из примеров включаются в этническую картину мира, для которой характерно повышенное внимание к национальной специфике. Этническая картина мира может трактоваться, например, как этнос видит себя и представителей других этносов в целом сквозь призму своей национальной ментальности. Этническая картина мира является фрагментом концептуальной и языковой картины мира. Она включает этнические стереотипы и установки, этнические портреты и автопортреты (представления о себе как этносе и о других этносах), всевозможные ассоциации, связанные с конкретными этносами, фоновые знания и культурные концепты, которые фиксируются как в ментальном, так и в языковом поле этноса. В этническую картину мира также входят основные ценностные ориентации этноса, которые на уровне культуры и языка выражаются в основных концептах данной лингвокультурной общности, в связи с чем, сложно недооценить важность понимания данного концепта. [4]
Любой концепт, обладающий достаточной глубиной способен генерировать обособленные понятийные модели на своем основании. Эти понятийные модели могут быть как абстрактными (например, familyreunion), так и конкретными (например, gardening). Такие понятийные модели способны регулировать быт и жизненный уклад населения. Их определение — важная часть совокупного анализа концепта country life, так как сквозь множество подмножеств каждого из этих понятийных моделей можно обнаружить глубокие корни, идущие к новым образованиям из одного и того же концепта. [1]
Таким образом, не трудно заметить, что концепт country life является далеко не таким простым, и не может быть интерпретирован просто как «сельская жизнь», в этот концепт с течением времени укладывалось огромное количество многогранных понятий, продиктованных временем и спецификой условий в которых проживали британские подданные. Данный концепт является общим для всех членов общества, однако, обладает географической и демографической зависимостью. Но, несмотря на это, так или иначе, призма слова country ощущается на всех аспектах жизни Англии. Начиная с архитектуры и национальной музыки, и заканчивая особыми акцентами, хобби, и занятиями присущим отдельным областям. Изучение данного вопроса означает детальное изучение самых глубоких уголков души британца. Чтобы понять менталитет, культурные ценности и жизненные принципы, сформированные социально-психологической стороной важно понимать, что кроется и подразумевает под собой понятие, со столь широким охватом. Более того, важность и интерес к данному концепту вызывает и его поразительная «глубина», пересекающаяся с крайне эмоциональными понятиями с разными знаками, что позволяет понять не только сам концепт, но и увидеть мир глазами британцев. В современном мире, на фоне многогранности политических отношений и участников, представляющих свои интересы, очень важно знать и понимать истинные национальные интересы, стремления и мировоззрение, продиктованное как осознанными стимулами, так и подсознательными. Концепт country life — это не просто сборник идей, обобщенных одной темой. Это настоящий феномен, стихийное явление, образовавшееся вокруг эмоционально-психологического фактора, укрепившееся и образовавшее целую культуру, особенно актуальную сейчас, когда все большее число урбанизированных британцев стремиться приобрести свое жилье за городом.
Литература:
1. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабова Я. В. Иная ментальность. — М.: Гнозис, 2005. — 352 с.
2. Короткова О. А. Лингвокультурные особенности названий английских пабов // Lingua mobilis. — 2011. — № 5(31). — С. 50–57.
3. Синцева Ж. А. Концепт «дом» в английской языковой картине мира // Человек, общество и государство в современном мире Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. — С. 81–119.
4. Шурыгина Е. Н. Понятие «картина мира» в лингвокультурологическом освещении // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 3. — С. 184–187.
5. Эшли У.Дж. Сравнительная экономическая история и английское землевладение // Terra economicus. — 2013. — № 1. — С. 100–108.
6. Юрина О. Ю. Народные британские концепты как основные единицы британского мировоззрения в когнитивной лингвистике // Научный альманах. — 2016. — № 5–2(19). — С. 411–414.