Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 12.04.2019

Статья просмотрена: 5383 раза

Библиографическое описание:

Мылтыкбаев, М. Ж. Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции / М. Ж. Мылтыкбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58015/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен краткий обзор основ антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы деятельности независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации с учетом последних внесенных изменений.

Ключевые слова: национальный план противодействия коррупции, основы противодействия коррупции, независимая антикоррупционная экспертиза.

The article provides a brief overview of the basic principles underlying the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The legal basis of the independent anti-corruption expertise in the Russian Federation is considered herein taking into account the latest amendments.

Keywords: National anti-corruption plan, anti-corruption fundamentals, independent anti-corruption expertise.

Российская Федерация является участницей трех основополагающих международных конвенций, направленных на борьбу с коррупцией: Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. [1], Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [2] и Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. [3].

При этом в мае 2009 года Россия подписала Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [4].

Российская Федерация участвует в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также осуществляет поступательный процесс выполнения решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

В Российской Федерации сформированы общие подходы к противодействию коррупции, а также нормативная правовая база в области противодействия коррупции, принят целый ряд антикоррупционных законов, существенно повысивших антикоррупционный потенциал институтов российской власти и общества.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией, который создает необходимые предпосылки для организации целостной системы мер по противодействию коррупции.

Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6] (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), а также иными федеральными законами закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, способы минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ, являющегося ключевым актом антикоррупционного законодательства, принят ряд указов Президента Российской Федерации, в том числе стратегического характера:

Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 [7];

Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 [8];

Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 [9];

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 [10].

В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29июня 2018 г. № 378 [11].

Основной целью данных документов является создание условий, способствующих предупреждению коррупционных проявлений, которое должно осуществляться, в том числе, и по таким направлениям, как законодательное обеспечение противодействия коррупции, совершенствование государственного управления в целях предупреждения коррупции, повышение правовой культуры и профессионального уровня кадров.

Важной составляющей антикоррупционной политики государства является институт антикоррупционной экспертизы.

«Антикоррупционная экспертиза — это инструмент повышения качества законодательства, ее цель состоит в изучении, анализе и оценке возможных криминальных последствий нормативно оформленных решений государственных органов в различных областях общественной жизни» [12].

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации, является Федеральный закон № 172-ФЗ.

В соответствии с ним антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами, а также в рамках независимой антикоррупционной экспертизы — институтами гражданского общества и гражданами.

Независимая антикоррупционная экспертиза является важной формой участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. Она позволяет оказывать влияние на нормотворческую практику государства, на ранней стадии выявлять имеющиеся в проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы.

Согласно статье 5 Федерального закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Кроме того, граждане и юридические лица имеют возможность получить аккредитацию в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — аккредитация), утвержденного приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146 [13] (далее — Административный регламент), заявителями могут быть: граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет.

Физические и юридические лица для получения данной государственной услуги могут представить документы, перечень которых предусмотрен в пунктах 18 и 19 Административного регламента, по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через Единый портал или официальный сайт Минюста России в сети «Интернет».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [14] Минюст России осуществляет аккредитацию.

На официальном сайте Минюста России в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный независимой антикоррупционной экспертизе.

В настоящее время Минюстом России аккредитовано и включено в Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — Государственный реестр), 2 928 независимых экспертов, из них 2 517 физических [15] и 411 юридических лиц [16].

В целях установления дополнительных требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, Минюстом России инициативно разработан Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [17] (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ). Федеральный закон № 362-ФЗ ограничивает в получении официального статуса независимого эксперта: граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость; включенных в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; осуществляющих деятельность в органах и организациях, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные, иностранные организации и некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

Также Минюстом России был подготовлен Федеральный закон от 27декабря 2018 г. № 570-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [18] (далее — Федеральный закон № 570-ФЗ).

Федеральный закон № 570-ФЗ направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере противодействия совершению административных правонарушений коррупционной направленности. В частности расширяется диспозиция статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения возможности привлечения юридического лица к административной ответственности в случае, когда предусмотренные указанной статьей противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах юридических лиц, связанных с этим юридическим лицом, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т. п. Также предусмотрено уточнение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя, в целях гармонизации положений уголовного и административного законодательства.

Литература:

  1. Конвенция ООН «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции " от 31 октября 2003 г. принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780;
  2. Конвенция Совета Европы «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2394;
  3. Конвенция ООН «Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» заключена в г. Стамбуле, 21 ноября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 23 апреля 2012 г. № 17. Ст. 1899;
  4. Конвенция Совет Европы «Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» от заключена в г. Страсбурге, 15 мая 2003 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 23 марта 2009 г. № 12. Ст. 1419;
  5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 декабря 2008 г. г. № 52 (ч. 1). Ст. 6228 с изм. и допол. в ред. от 30 октября 2018 г.;
  6. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 июля 2009 г. г. № 29. Ст. 3609 с изм. и допол. в ред. от 11 октября 2018 г.;
  7. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 апреля 2010 г. № 16. Ст. 1875 с изм. и допол. в ред. от 13 марта 2012 г.;
  8. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13 марта 2012 г. № 297 // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 2012 г. № 12. Ст. 1391 с изм. и допол. в ред. от 19 марта 2013 г.
  9. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» от 11 апреля 2014 г. № 226 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 апреля 2014 г. № 15. Ст. 1729 с изм. и допол. в ред. от 15 июля 2015 г.;
  10. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 апреля 2016 г. № 14. Ст. 1985;
  11. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» от 29 июня 2018 г. № 378 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2 июля 2018 г. № 27. Ст. 4038;
  12. Виктор Демидов: антикоррупционная экспертиза — эффективный инструмент, открытый для институтов гражданского общества // Вестник антикоррупционной экспертизы URL: http://expertiza.pw/1912151/ (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  13. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» от 27 июля 2012 г. № 146 // Российская газета. 29 августа 2012 г. № 197. с изм. и допол. в ред. от 29 сентября 2017 г.;
  14. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. 19 октября 2004 г. № 230. с изм. и допол. в ред. от 24 октября 2018 г.;
  15. Физические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/fizicheskie (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  16. Юридические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/yuridicheskie (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  17. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 11 октября 2018 г. № 362-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 11 октября 2018 г. № 0001201810110019.;
  18. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 27 декабря 2018 г. № 570-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 28 декабря 2018 г. № 0001201812280033.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, антикоррупционная экспертиза, Россия, Национальный план противодействия коррупции, независимая антикоррупционная экспертиза, Указ Президента, акт, антикоррупционное законодательство, гражданское общество, юридическое лицо.


Похожие статьи

Проблемы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации на материалах Калининградской области

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики, а также предлагаются пути их...

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Рассматривается динамика формирования государственной политики и развития нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Проведение прокуратурой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в России и странах СНГ

В статье рассматриваются особенности осуществления органами прокуратуры России и стран СНГ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Автором проводится анализ законодательства России и государств-участников СНГ в сфере реализации полно...

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

О некоторых вопросах эффективности противодействия экстремизму в современной России

В статье установлена и раскрыта эффективность противодействию экстремизму, а также современное положение и перспективы развития законодательства в данной сфере. Приведена официальная статистика. Формулируются выводы и предложения по совершенствованию...

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Субъекты профилактики коррупционной преступности в Российской Федерации (на основании статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» и иных нормативных правовых актов)

В статье рассматриваются основные субъекты профилактики коррупционной преступности в РФ на основании действующих нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза как мера по профилактике коррупции в Российской Федерации

В статье исследуется роль антикоррупционной экспертизы, её цели, функции, некоторые недостатки, а также пути их решения.

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации на материалах Калининградской области

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики, а также предлагаются пути их...

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Рассматривается динамика формирования государственной политики и развития нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Проведение прокуратурой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в России и странах СНГ

В статье рассматриваются особенности осуществления органами прокуратуры России и стран СНГ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Автором проводится анализ законодательства России и государств-участников СНГ в сфере реализации полно...

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

О некоторых вопросах эффективности противодействия экстремизму в современной России

В статье установлена и раскрыта эффективность противодействию экстремизму, а также современное положение и перспективы развития законодательства в данной сфере. Приведена официальная статистика. Формулируются выводы и предложения по совершенствованию...

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Субъекты профилактики коррупционной преступности в Российской Федерации (на основании статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» и иных нормативных правовых актов)

В статье рассматриваются основные субъекты профилактики коррупционной преступности в РФ на основании действующих нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза как мера по профилактике коррупции в Российской Федерации

В статье исследуется роль антикоррупционной экспертизы, её цели, функции, некоторые недостатки, а также пути их решения.

Задать вопрос