Ключевые слова: коммуникативная компетентность, тренинг, социально-психологический тренинг, коммуникативная компетентность преподавателя.
Среднее профессиональное образование — это уровень профессионального образования, являющийся отправной точкой профессионализма будущего специалиста-практика, а также работника среднего звена в различной области. Подготовку будущих специалистов, организацией их учебной деятельности, направленной на освоение знаний, формированию их умений, компетенций, осуществляют преподаватели и специалисты по методике обучения.
Колледж — это особенная атмосфера, где встречаются абсолютно разные по складу характера и типологическим свойствам личности люди. В ходе коммуникативного процесса преподаватели не только ведут лекции, обсуждают совместные исследовательские проекты, готовят студентов к олимпиадам, но также участвуют перед многочисленной аудиторией (родительские собрания, педагогические конференции, педагогические советы, совещания и др.). Поэтому высокая результативность работы педагогических работников зависит от уровня их коммуникативной компетентности, их способности адекватно воспринимать, принимать, понимать возможности построения оптимального взаимодействия как с коллегами, так и со студентами в различных ситуациях общения.
Исследованием коммуникативной компетентности занимаются такие области науки, как педагогика, психология, философия и социология. Данная проблема была рассмотрена Л. М. Митиной, Н. Н. Обозовым, В. А. Якуниным, А. А. Реаном, В. А. Кан-Каликом и др. «Компетентность» от лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий, — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение, которого поэтому является веским, авторитетным.
Коммуникативность, как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек — человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Ряд исследователей даёт следующее определение понятия «коммуникативная компетентность»:
– это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л. А.).
– это ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов Ю. Н.).
– это уровень обученности взаимодействия с окружающими, какой требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе (Калмыкова Е. И.).
На основе анализа научной литературы выяснилось, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Поэтому, для организации исследования были отобраны методики, позволяющие определить уровень развития различных коммуникативных умений и навыков. Вместе с тем, общение индивида в общении во многом обусловлено его личностными особенностями. В связи с этим использовались методики, позволяющие диагностировать личностные особенности, проявляющиеся в коммуникации.
Таблица 1
Методический инструментарий эмпирического исследования
Характеристики субъекта |
Название иавтор методики |
Шкалы |
Особенности личности: установки, качества, проявляющиеся в общении (личностный компонент) |
Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) Авторы (источник) Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. |
«общительность», «логическое мышление», «эмоциональная устойчивость», «беспечность», «чувствительность» «независимость», «самоконтроль». |
Методика диагностики коммуникативной толерантности Автор Бойко В. В. |
Уровень развития коммуникативной толерантности |
|
Коммуникативные умения и навыки (поведенческий компонент) |
Тест коммуникативных умений Авторы Михельсона Л. (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) |
«зависимые», «компетентные», «агрессивные» |
Тест «Оценка уровня общительности» АвторРяховский В. Ф. |
Общий уровень общительности |
|
Диагностика коммуникативного контроля АвторШнайдер М. |
Уровень коммуникативного контроля |
Для обработки эмпирических данных и их систематизации, посредством описания основных статистических показателей, результаты диагностики компонентов коммуникативной компетентности приведены в сводной таблице 2.
Таблица 2
Описательная статистика эмпирических данных
Название применяемой методики |
N |
Среднее |
Медиана |
Мода |
Min |
Max |
Дисперсия |
Стд. откл. |
|
Диагностика коммуникативного контроля |
70 |
4,8 |
5 |
6 |
1 |
10 |
3,8 |
2 |
|
Диагностика уровня общительности |
70 |
19 |
19,5 |
10 |
2 |
31 |
64 |
8 |
|
Диагностика коммуникативной толерантности |
70 |
66 |
66 |
45 |
36 |
115 |
351 |
19 |
|
Диагностика коммуникативной социальной компетентности |
А |
70 |
12 |
13 |
13 |
5 |
19 |
11 |
3 |
В |
70 |
13 |
13 |
15 |
8 |
20 |
8 |
3 |
|
С |
70 |
11 |
11 |
8 |
6 |
18 |
7 |
3 |
|
Д |
70 |
11 |
10 |
10 |
8 |
160 |
4 |
2 |
|
К |
70 |
12 |
14 |
14 |
5 |
15 |
13 |
4 |
|
М |
70 |
11 |
13 |
13 |
5 |
15 |
10 |
3 |
|
Н |
70 |
12 |
12 |
12 |
6 |
16 |
5 |
2 |
|
Диагностика коммуникативных умений |
Зав-й |
70 |
7 |
8 |
10 |
0 |
15 |
16 |
4 |
Ком-й |
70 |
15 |
14 |
14 |
10 |
23 |
7 |
3 |
|
Агр-й |
70 |
5 |
5 |
0 |
0 |
13 |
14 |
4 |
|
Данные, представленные в таблице 2, позволяют проследить результаты используемых методик в ходе эмпирического исследования, которые являются определяющими для каждого из компонентов коммуникативной компетентности преподавателей колледжа и сделать вывод о необходимости его повышения.
С целью совершенствования уровня коммуникативной компетентности преподавателей была разработана программа социально-психологического тренинга, направленная на выработку системы навыков и умений общения, коррекцию имеющейся системы межличностного общения, создание личностных предпосылок для успешного построения коммуникативного процесса. В ходе работы с группой использовались такие методы как, лекция, ролевые игры, моделирование конкретных ситуаций, упражнения с элементами медитации.
В ходе апробации тренинга была отобрана группа испытуемых (экспериментальная) из общего числа выборки с низким и средним уровнем коммуникативной компетентности по данным входной диагностики. Для выявления различий у двух групп испытуемых, была сформирована контрольная группа из общего числа выборки, но уже с высоким уровнем коммуникативной компетентности, группа, не принимающая участия в социально-психологическом тренинге.
Для выявления различий между выборками была проведена статистическая обработка данных контрольной и экспериментальной групп до применения социально-психологического тренинга. Методом математической обработки данных послужил непараметрический критерий U-Манна-Уитни, для двух независимых выборок. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень коммуникативной компетентности до применения тренинга в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.
По итогам социально-психологического тренинга вновь была проведена диагностика испытуемых экспериментальной группы (поведенческий и личностный компоненты). Для выявления различий применялся непараметрический критерий Т-Вилкоксона. В результате полученных данных, у участников произошли изменения как в личностном, так и в поведенческом компонентах коммуникативной компетентности. Уровень коммуникативной компетентности повысился, что позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга.
Литература:
- А. С. Обухов. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. — М.: Юрайт, 2018. — 422 с.
- В. А. Кан-Калик. Учителю о педагогическом. Общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. — СПб.: Речь, 2005. — 288 с.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. — Москва: Ось-89, 2004. — 128 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. — 300 с.
- Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 288 с.