Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 11.04.2019

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Белова, А. В. Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга / А. В. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58016/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: коммуникативная компетентность, тренинг, социально-психологический тренинг, коммуникативная компетентность преподавателя.

Среднее профессиональное образование — это уровень профессионального образования, являющийся отправной точкой профессионализма будущего специалиста-практика, а также работника среднего звена в различной области. Подготовку будущих специалистов, организацией их учебной деятельности, направленной на освоение знаний, формированию их умений, компетенций, осуществляют преподаватели и специалисты по методике обучения.

Колледж — это особенная атмосфера, где встречаются абсолютно разные по складу характера и типологическим свойствам личности люди. В ходе коммуникативного процесса преподаватели не только ведут лекции, обсуждают совместные исследовательские проекты, готовят студентов к олимпиадам, но также участвуют перед многочисленной аудиторией (родительские собрания, педагогические конференции, педагогические советы, совещания и др.). Поэтому высокая результативность работы педагогических работников зависит от уровня их коммуникативной компетентности, их способности адекватно воспринимать, принимать, понимать возможности построения оптимального взаимодействия как с коллегами, так и со студентами в различных ситуациях общения.

Исследованием коммуникативной компетентности занимаются такие области науки, как педагогика, психология, философия и социология. Данная проблема была рассмотрена Л. М. Митиной, Н. Н. Обозовым, В. А. Якуниным, А. А. Реаном, В. А. Кан-Каликом и др. «Компетентность» от лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий, — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение, которого поэтому является веским, авторитетным.

Коммуникативность, как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек — человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Ряд исследователей даёт следующее определение понятия «коммуникативная компетентность»:

– это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л. А.).

– это ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов Ю. Н.).

– это уровень обученности взаимодействия с окружающими, какой требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе (Калмыкова Е. И.).

На основе анализа научной литературы выяснилось, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Поэтому, для организации исследования были отобраны методики, позволяющие определить уровень развития различных коммуникативных умений и навыков. Вместе с тем, общение индивида в общении во многом обусловлено его личностными особенностями. В связи с этим использовались методики, позволяющие диагностировать личностные особенности, проявляющиеся в коммуникации.

Таблица 1

Методический инструментарий эмпирического исследования

Характеристики субъекта

Название иавтор методики

Шкалы

Особенности личности: установки, качества, проявляющиеся в общении

(личностный компонент)

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Авторы (источник) Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

«общительность», «логическое мышление», «эмоциональная

устойчивость», «беспечность», «чувствительность»

«независимость», «самоконтроль».

Методика диагностики коммуникативной толерантности

Автор

Бойко В. В.

Уровень развития коммуникативной толерантности

Коммуникативные умения и навыки

(поведенческий компонент)

Тест коммуникативных умений

Авторы

Михельсона Л. (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха)

«зависимые», «компетентные», «агрессивные»

Тест «Оценка уровня общительности»

АвторРяховский В. Ф.

Общий уровень общительности

Диагностика коммуникативного контроля

АвторШнайдер М.

Уровень коммуникативного контроля

Для обработки эмпирических данных и их систематизации, посредством описания основных статистических показателей, результаты диагностики компонентов коммуникативной компетентности приведены в сводной таблице 2.


Таблица 2

Описательная статистика эмпирических данных

Название применяемой методики

N

Среднее

Медиана

Мода

Min

Max

Дисперсия

Стд.

откл.

Диагностика коммуникативного контроля

70

4,8

5

6

1

10

3,8

2

Диагностика уровня общительности

70

19

19,5

10

2

31

64

8

Диагностика коммуникативной толерантности

70

66

66

45

36

115

351

19

Диагностика коммуникативной социальной компетентности

А

70

12

13

13

5

19

11

3

В

70

13

13

15

8

20

8

3

С

70

11

11

8

6

18

7

3

Д

70

11

10

10

8

160

4

2

К

70

12

14

14

5

15

13

4

М

70

11

13

13

5

15

10

3

Н

70

12

12

12

6

16

5

2

Диагностика коммуникативных умений

Зав-й

70

7

8

10

0

15

16

4

Ком-й

70

15

14

14

10

23

7

3

Агр-й

70

5

5

0

0

13

14

4


Данные, представленные в таблице 2, позволяют проследить результаты используемых методик в ходе эмпирического исследования, которые являются определяющими для каждого из компонентов коммуникативной компетентности преподавателей колледжа и сделать вывод о необходимости его повышения.

С целью совершенствования уровня коммуникативной компетентности преподавателей была разработана программа социально-психологического тренинга, направленная на выработку системы навыков и умений общения, коррекцию имеющейся системы межличностного общения, создание личностных предпосылок для успешного построения коммуникативного процесса. В ходе работы с группой использовались такие методы как, лекция, ролевые игры, моделирование конкретных ситуаций, упражнения с элементами медитации.

В ходе апробации тренинга была отобрана группа испытуемых (экспериментальная) из общего числа выборки с низким и средним уровнем коммуникативной компетентности по данным входной диагностики. Для выявления различий у двух групп испытуемых, была сформирована контрольная группа из общего числа выборки, но уже с высоким уровнем коммуникативной компетентности, группа, не принимающая участия в социально-психологическом тренинге.

Для выявления различий между выборками была проведена статистическая обработка данных контрольной и экспериментальной групп до применения социально-психологического тренинга. Методом математической обработки данных послужил непараметрический критерий U-Манна-Уитни, для двух независимых выборок. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень коммуникативной компетентности до применения тренинга в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.

По итогам социально-психологического тренинга вновь была проведена диагностика испытуемых экспериментальной группы (поведенческий и личностный компоненты). Для выявления различий применялся непараметрический критерий Т-Вилкоксона. В результате полученных данных, у участников произошли изменения как в личностном, так и в поведенческом компонентах коммуникативной компетентности. Уровень коммуникативной компетентности повысился, что позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга.

Литература:

  1. А. С. Обухов. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. — М.: Юрайт, 2018. — 422 с.
  2. В. А. Кан-Калик. Учителю о педагогическом. Общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  3. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. — СПб.: Речь, 2005. — 288 с.
  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации. — Москва: Ось-89, 2004. — 128 с.
  5. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. — 300 с.
  6. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
  7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, социально-психологический тренинг, выявление различий, коммуникативная толерантность, коммуникативный контроль, коммуникативная социальная компетентность, коммуникативный процесс, контрольная группа, личностный компонент, непараметрический критерий.


Ключевые слова

тренинг, коммуникативная компетентность, социально-психологический тренинг, коммуникативная компетентность преподавателя

Похожие статьи

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Похожие статьи

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Задать вопрос