В современном мире как никогда актуальна проблема современного образования, в связи с потребностями развития экономики и общества. Наша эпоха — это эпоха перемен, поиска новых путей в образовательной деятельности. Это было важно во все времена реформирования государственности, экономики.
Исторически сложилось что широкомасштабное начало реформаторской деятельности связанна с именем Петра I.
Поэтому мы считаем, что необходимо рассмотреть истоки обновления образования в России начатом Петром I.
Мы знаем время Петра I, как время широких преобразований в экономической, и в политической жизни, и в культуре, и в образовании и быту. Царь Петр I великий приложил все силы к тому, чтобы превратить Россию в сильное и богатое государство, не уступающее ведущим Европейским державам того времени. Стремясь приблизить ее к цивилизованным странам Западной Европы, царь провел реформы: государственного правления, изменил налоговую систему, способствовал созданию мануфактур, заводов и верфей, старые административные учреждения заменились новыми, появились различные учебные заведения. Петру I в целях проведения преобразований в стране необходимо было превратить своих современников в ловких, знающих и энергичных подвижников в реформах соратников в бою, помощников в строительстве. В своей статье мы поставим задачу рассмотреть крупные преобразования Петра I в образовательной сфере, проанализировать содержание учебной деятельности в специально созданных образовательных учреждениях России петровского времени, обосновать их необходимость и своевременность для реформаторской деятельности в области экономических преобразований.
Петр I как реформатор уделял образованию много сил и внимания, о чем свидетельствуют следующие цифры: создано 50 народных школ,61 гарнизонная школа и т. д.
Одной из ключевых задач в деятельности Петра I стало переустройство школьного дела. Поскольку для преобразований требовались квалифицированные специалисты. Ученики обучались как за границей, так и в специально созданных отечественных образовательных учреждениях.
Открываются впервые светские государственные школы различных типов. Их отличал характер реального учебного заведения, где давалось начальное профессиональное образование [1, c.78].
В 1701 г. в Москве открывается школа «математических и навигаторских наук», где готовили моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, педагогов, ее руководитель — профессор Фарварсон был выписан из Англии. В более поздний период значительную роль в преподавании в Навигацкой школе играл Л. Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная»... (1703).
Основные школьные предметы: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия и математическая география. С целью подготовки к поступлению были организованы 2 начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось около 200 человек, полный комплект — 500 человек [4, c.56].
Ученики — 12–17 лет, а иногда и 20 лет, поскольку сроков обучения не было. Дисциплина была строгой — за прогулы грозил штраф: за первый день 5 руб., второй 10 руб. далее по 15 руб.
В 1715 г. старшие классы переведены в Петербург, где основана Морская академия.
Еще одним из важных элементов реформирования Петра I в области образования являлось создание Академии наук. В стране возникала необходимость развития науки и образования для подготовки специалистов в области промышленности, транспорта, торговли, для решения повышения образованности народа, укрепления Российского государства и укрепления России в политике. Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр 1 заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне науки своего времени. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, астроном и географ Жан Делиль, физик Георг Крафт и др. Многие из них, в том числе Л.Эйлер и Д.Бернулли, как ученые сформировались именно в России.
Потребности подготовки квалифицированных артиллерийских кадров стали столь очевидны уже к началу Северной войны, что А. А. Виниус, друг и соратник Петра, в короткие сроки организовал на Пушечном дворе «Московскую пушкарскую школу», куда были вызваны многие «железные мастера», умеющие лить пушки.
Пушкарские школы, как и Навигацкие, включали русскую школу, цифирную и специальную школу, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцы, окончив первые 2 школы, отравлялись рядовыми в артиллерию, дворяне в чине офицеров.
Образование носило принудительный характер, это привело к отмиранию цифирных школ. Если в 1722 г. было 42 школы, то в 1744 г. осталось 8. Однако ученики бежали из школ. В 1726 г. упоминается о 322 учениках. Пойманные заковывались в колодки и возвращались в школу, наказывались плетьми, а родители часто прятали их.
Единая система преподавания отсутствовала, предметы изучали последовательно, единого времени для экзаменов не было. Учеников переводили по мере освоения дисциплин. Методики изучения были примитивны и были ориентированы на зазубривание текстового материала без акцента на понимание [2, c.65].
Вместе с цифирными при Петре I созданы и иные начальные школы. По инициативе В. Н. Татищева на Урале в 1721г. открыты горнозаводские школы, где, помимо грамоты и арифметики, изучали горное дело. Петр I полагал, что «плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучить грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть. Для чего особливую школу иметь».
По решению императора Адмиралтейство открывает школы в разных городах страны. Император понимал значение созданных им школ для будущего Российской империи.
По указу императора в 1706 г. в Москве была открыта «Военная госпиталь» для лечения нижних чинов. При ней создали Госпитальную школу, первый набор составил 50 человек.
В школе преподавался курс анатомии, обучали перевязкам и операциям, лечить терапевтические болезни. Ученики изучали лекарственные растения в «аптекарском огороде» при госпитале и учились делать лекарства [3, c.122].
Руководил школой голландский доктор Н. Л. Бидлоо и русский врач А. Рыбкин. В 1712 г. доктор доложил императору о работе госпиталя и об обучении при нем первых русских врачей: «1000 пациентов выздоровели. Лучших из учеников могу порекомендовать к чину хирурга».
В 1798г. Госпитальную школу реорганизовали в Московскую медико-хирургическую академию, которая существует и сегодня. Созданный Петром госпиталь отныне носит имя Н. Н. Бурденко, здесь проходят лечения военнослужащие, осуществляются научные изыскания в сфере военной медицины. Госпиталь принимал раненых всех войн.
Весьма примечателен тот факт, что Петр в последние году жизни издал указ, согласно которого дважды в год руководители учебных заведений отчитывались о состоянии дел в вверенном заведении, численности обучающихся, успехах в учении и прилежании.
Всего в период правления Петра Великого открылась 50 народных школ, 61 гарнизонная школа, таких показателей удалось достичь лишь в эпоху правления Петра.
Вклад Петра I в развитие отечественного школьного дела сложно переоценить. Его усилиями заложен базис школьного образования, подготовлены первые учебники, введены основы классно-урочной системы. Еще одной отличительной чертой стало то, что обучение носило всесословный характер.
Литература:
- Василькова Ю. В. Страницы отечественного образования.М., 1996. Кн. 1. -375 с.
- Жураковский Г. Е. Из истории просвещения дореволюционной России. М., 2010.-115 с.
- Ключевский В. О. Курс русской истории: В 8-и т. — М., -2015. — Т. IV.-160 с.
- Константинов Н. А. Очерки истории образования в России. М., 1953.-117 с.
- Соловьев С. М. История России. М., 2017.-212 с.