В процессе развития города за последние два десятилетия, в Астрахани происходит изменение функционального зонирования, увеличивается удельный вес общественно-деловой зоны, которая плотно сконцентрирована в историческом и географическом центре города и имеет выход к прибрежным территориям. При этом присутствует проблема диспропорции между расселением и местами приложения труда: правый берег имеет доминирующую позицию, — что вызывает чрезмерные нагрузки на улично-дорожную сеть и особенно мосты. В целом, магистральная улично-дорожная сеть испытывает перегруженность и отставание в развитии. Ориентация на науку и промышленность с каждым годом все ухудшает экологическую ситуацию и в упадок приходит система общественно-досуговых центров, рекреационных территорий города. Островные и прибрежные территории (в дальнейшем — ОПТ) используются крайне неэффективно, хотя могли бы решить ряд проблем. Нерациональное функциональное зонирование территорий ОПТ влечет за собой ограничение доступности к ряду территорий и несоответствие функциональной организации состоянию города и нуждам горожан и туристов [3, с.49–52].
В силу этих причин возникает необходимость реорганизации пространства, преобразования ОПТ, насыщая актуальными функциями и современными решениями для возможности дальнейшего эффективного развития.
Согласно настоящей ситуации, выделяется ряд проблем, с которыми не справляются концепции развития городов. Одними из тех, которые следует затронуть при решении проблемы развития островных и прибрежных территорий, являются следующие:
− не решены проблемы диспропорции между расселением и местами приложения труда: в экономическом комплексе города существует миллионы рабочих мест. Ежедневные миграции к местам приложения труда вызывает сверхнормативные нагрузки на мосты, магистрали, общественный транспорт;
− в зонах охраны памятников ряд новостроек своими немасштабными формами искажают традиционный характер среды, лишают памятники культурного наследия их исторического композиционно-архитектурного назначения;
− острой проблемой является значительное отставание развития и перегруженность магистральной улично-дорожной сети, мостов, нехватка мест парковки легковых автомобилей;
− значительное количество земель города в зеленых зонах было предоставлено под индивидуальное жилищное строительство, что ограничило возможности создания компактной планировочной структуры города;
− отмечается нехватка транспортной, логистической инфраструктуры, объектов управления и менеджмента, финансовой сферы и банков, мощностей гостиничного хозяйства и инфраструктуры туристическо-экскурсионного обслуживания;
− недостатки и малые темпы формирования системы общественных пространств города для отдыха, оздоровления, общения, проведения общественных праздничных, культурных, деловых, спортивных мероприятий.
Территория островов является центром Астрахани, но не выполняет функции градостроительного центра, а также освоена неравномерно. Структурировать проблемы можно по четырем направлениям: экологические, транспортные, социальные и экономические. К транспортным проблемам относятся: перегруженная система автомагистралей, ограниченная пропускная способность мостовых переходов, ограниченный доступ к большинству проектируемых территорий, отсутствие сети велодорожек, отсутствие сети речного транспорта. К экологическим проблемам относятся: разрушения зелёного коридора города путем загрязнения из-за антропогенной и техногенной деятельности, отсутствие экологического транспорта, упадок заповедных территорий, разрушение существующих зеленых зон. К социальным проблемам относятся: слабая инфраструктура общественных центров, диспропорция между расселением и местами приложения труда, слабая рекреационная инфраструктура, недостаточно развитая туристическая инфраструктура.
Территории островов, чаще всего, входят в региональную экологическую сеть. Острова содержат ценные природные и историко-культурные комплексы, на которых обнаружены редкие представители флоры и фауны.
Стратегических направлением развития озлённых и ландшафтно-рекреационных территорий города является необходимость сохранения уникального природно-ландшафтного комплекса города, рекреационных территорий и объектов природно-заповедного фонда, необходимость повышения обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования путем создания новых парков, скверов, бульваров, улучшение рекреационного потенциала существующих природно-ландшафтных территорий природных ландшафтов, их благоустройство и надлежащий уход за насаждениями [1, с.15].
Таким образом, с целью консервации и регенерации заповедных территорий, предусматривается ряд мероприятий по сохранению охраняемых территорий, организацией прогулочных троп с просветительской-образовательной целью.
Базовым принципом реорганизации островных и прибрежных территория является принцип экологизации пространства. Для достижения его можно прибегнуть к ряду методов. Среди них можно выделить следующие:
Метод регенерации природы заключается в воссоздании исчезнувшего природного ресурса. Это будет актуальным для промышленных территорий, ряда общественных и жилых территорий. Этот метод предполагает приемы рекультивации в особо загрязненных районах, уменьшение количества твердого покрытия, очищение территории от несанкционированных свалок и источников загрязнения, создания боиудерживающих площадок для накопления биомассы и уменьшения возможного негативного воздействия антропогенной деятельности в дальнейшем.
Метод рефункионализации применим для промышленных территорий, ряда общественных. Суть метода в изменении функции существующих зданий и пространств, находящихся там построек и сооружений, без демонтажа, с возможной их реконструкцией. Этот метод экономически выгоден для большинства муниципальных территорий, которые ограничены в финансировании, к тому же будет удобен для важных исторических объектов. Сохранение истории места — немаловажный фактов реорганизации территорий.
Метод интеграции общественных пространств в сложившуюся планировочную структуру. Наличие общественных зон, опирающихся на принципы функционального насыщения и событийности пространств, даст возможность превратить ряд прибрежных территорий в жизненно необходимые для города. Система общественных центров, пришедшая в упадок за последние два десятилетия, сможет восстановить интерес к набережным и сделает их неотъемлемой частью городского и социального пространства.
Изменение функционального зонирования также актуально для зон зеленых насаждений общего пользования под рекреационные и общественно деловые. Это необходимо для организации новых парков и обустройства сопутствующего сервиса.
Изменение в функциональном зонировании коснуться и водных поверхностей, на которые можно будет организовать мостовые пешеходные переходы с функцией торговли и деловым сегментов.
Опираясь на мировой опыт реорганизации территории, следует отметить ряд мероприятий, которые способны снизить вред, наносимый антропогенной деятельностью. В первую очередь, это касается сохранения и восстановления природных ресурсов. Ресурс воды является основной для прибрежных территорий, поэтому в градостроительной практике крупных стран применяется ряд инженерных мероприятий, нацеленных на очищение и рациональное использование в первую очередь сточных вод.
С реорганизацией набережной река станет буфером от воздействия человеческой деятельности. Возможный урон водному ресурсу возможно снизить с помощью ландшафтного планирования и определенных систем, принося с собой новый подход к руководству дождевыми стоками. Основная цель таких систем — восстановить качество и здоровье реки, которая является к тому же основным источником питьевой воды для Астрахани.
Комплексный анализ островных и прибрежных территорий показал, что островные территории занимают выгодное положение в структуре города. Природные условия удобные для размещения общественных им рекреационных зон как без капитального строительства, так и (на некоторых территориях) с возможностью возведения зданий. Большая часть территорий находится в упадке, несмотря на то что некоторые из них определенное время выполняли функции мощных общественных узлов. Эти узлы не выполняют на сегодняшний день своей функции превращаются в пустыри и общественные зоны со слабо развитой и малопривлекательной инфраструктурой. Вместе с этим существует угроза неправильного использования территорий и наблюдается тенденция к стихийной застройке [2, с.35].
Часть территорий, что относится к природно-заповедному фонду, деградирует, страдая от человеческой деятельности, и требует вмешательства для консервации и воссоздания естественной среды, сохранения животного о и растительного мира. Часть территорий является затапливаемой, что при развитии потребует мероприятий по предотвращению наводнений.
Транспортная доступность к острову в ряде случаев ограничена или вовсе не предусмотрена, что потребует развития соответствующей инфраструктуры.
В прибрежной зоне (в том числе и на острове) находится большое количество промышленных предприятий и промышленных зон, которые сейчас не используются или же используются не по назначению. Это большой территориальный ресурс, имеющий хороший потенциал для дальнейшего преобразования и развития.
Универсальная модель реорганизации территорий будет состоять из ряда методов, внедряемых в структуру территорий, независимо от ее назначения, с поправками на ее географическое положения, характер рельефа и прочие особые условия.
Литература:
1. Михайлов Е. С. «Ландшафтно-архитектурный анализ улиц на примере туристического маршрута «Красаная Линия» в Екатеринбурге» // Научный журнал КубГАУ. — 2015. — № № 109(05). — С. 15–25.
2. М. В. Сидоренко, А. Д. Никончик. «Новые подходы к проектированию и реконструкции парковых территорий в крупных городах». — Минск: БГТУ, 2006. — 185 с.
3. Цитман Т. О., Тутаринова М. В. Городской остров как элемент развития рекреационного пространства г. Астрахани // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал. — 2017. — № № 2 (20). — С. 49–52.