В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов в условиях глобального информационного пространства. На основе обобщения многолетнего опыта автора затрагиваются проблемы эффективности преподавания гуманитарных дисциплин и ее зависимость от уровня языковой компетенции обучающихся.
Ключевые слова: глобальное информационное пространство, гуманитарные дисциплины, понятийное мышление, теория поколений, моральные ценности, коммуникативные проблемы, метакогнитивные навыки, культура чтения.
The paper is a survey of certain essential characteristics of modern students, referring to vital life orientations and motives of getting higher education. Debatable issues of cognitive and communication activity of students in global information environment are presented for discussion. Relying on related current research and the author` s own observations, the paper describes some challenging aspects of university-level teaching of humanities, including the link between the efficiency of teaching/learning and linguistic competence of students.
Key words: global information space, education environment, humanities, conceptual thinking, theory of generations, moral values, communication problems, metacognitive skills, reading culture.
Успешная реализация программ высшего образования, формирование у выпускников вуза универсальных и профессиональных компетенций, заявленных в действующих федеральных образовательных стандартах, невозможна без учета всех аспектов образовательного процесса и характеристик его главных участников — студентов и преподавателей, а также имеющихся противоречий и проблем.
Целью данной статьи является анализ основных факторов, определяющих жизненные установки и образовательные приоритеты современного студенчества, обобщение основных проблем преподавания гуманитарных дисциплин.
Теория поколений, основные положения которой были сформулированы на примере американского общества еще в 90-е годы XX века [1] и продолжают развиваться и уточняться применительно к другим странам, в том числе — к России [2], относит современных студентов к поколениям Y и Z, т. е. людей, родившихся в конце 1990-х — начале 2000-х годов. При всех критических оценках теории поколений (недостаточный учет демографических тенденций, культурно-исторической специфики конкретной страны и социальных групп внутри нее, технологических, образовательных и социальных возможностей населения) можно утверждать, что основные характеристики поколений Y и Z, объективно отражают факторы, влияющие на формирование жизненных приоритетов, моральных ценностей и моделей социального поведения молодежи.
Главным фактором, на наш взгляд, является возникновение и стремительное развитие глобальной информационной среды, которая пронизывает все сферы жизни общества и которая приводит к порождению все увеличивающихся объемов информации. В отличие от поколения своих родителей и большинства преподавателей, которых можно отнести к поколению Х («цифровые иммигранты» (digital immigrants) и для которых адаптация к жизни в Сети происходит не всегда быстро и успешно), представители поколения Z («цифровые аборигены» (digital natives) не знают жизни без Интернета и с рождения вовлечены в цифровые технологии, особенно после появления его версии Web 2.0. Их мир, в отличие от мира родителей, открыт и лежит за гранью государственных границ; они легко перемещаются в реальном и виртуальном пространстве, в том числе — для получения образования и работы.
Под влиянием современной глобальной информационной среды молодые люди, приходящие сегодня в вузы, следующими характеристиками:
– несформированность моральных ценностей; индивидуально-прагматические установки в общении с людьми, включая людей из близкого окружения;
– отсутствие коммуникативных проблем в общении в социальных сетях, в виртуальной действительности и одновременно неумение общаться с людьми и решать проблемы в реальной жизни и, как следствие, — возникновение «компьютерной зависимости» (digital addiction), которую можно рассматривать как своего рода эскапизм;
– эгоизм и инфантилизм, нежелание взрослеть и принимать на себя ответственность в решении жизненных проблем: создании семьи, получении профессионального образования, карьерного роста;
– завышенная самооценка, негативное отношение к критике и ожидание постоянной похвалы со стороны родителей и преподавателей;
– страх неудач в личной и профессиональной жизни; страх одиночества и социального несоответствия собственным ожиданиям и ожиданиям родителей и друзей;
– стремление получать как можно больше положительных эмоций, ориентация на удовольствия (гедонизм);
– нежелание начинать профессиональную карьеру с мало оплачиваемых позиций и проходить долгий карьерный путь в однажды выбранной профессиональной сфере; нежелание долго учиться и стремление получать высокие должности и заработную плату «здесь и сейчас»;
– легкий переход из одной сферы профессиональной деятельности в другую, готовность учиться, переучиваться и повышать квалификацию в течение всего периода активной жизни;
– отсутствие долгосрочного планирования в личной жизни и карьере, приспособление к жизни в эпоху «высокой неопределенности» (era of highuncertainties).
Как и любая социальная группа, современные студенты представляют собой неоднородную массу с точки зрения жизненных установок, внешних и внутренних мотивов получения высшего образования в целом и изучения конкретных дисциплин, а также исходной степени подготовленности к освоению вузовских программ. От преподавателя требуется немало усилий, чтобы найти эффективные педагогические подходы к различным группам обучающихся и повысить внутреннюю мотивацию студентов к изучению своей дисциплины. Эта проблема никогда не теряла своей актуальности, однако в последнее время возник ряд новых аспектов. Конфликт поколений, выражающийся, среди прочего, в степени свободы общения в виртуальной среде и использования цифровых информационных ресурсов, усугубляется часто несовпадающими морально-этическими установками старшего и молодого поколений, в том числе — преподавателей и студентов. В результате, студенты «цифрового века» порой не всегда видят в вузовских преподавателях авторитетных наставников, мнение которых для них важно. Более того, распространенное в последние годы отношение к высшему образованию как сфере коммерческих услуг, часто формирует у студентов неуважительное отношению к преподавателям и сокурсникам, которые менее успешно и медленно осваивают образовательные программы [3, c.75–76].
При этом поколение «цифрового века», как уже точно установлено психологами, лингвистами и педагогами [4; 5], обладают рядом особенностей, которые существенно влияют на важнейшие когнитивно-коммуникативные процессы: мышление, память, восприятие и переработка информации, преобразование информации в личностно значимые знания. Среди наиболее существенных в этом ряду отметим следующие:
– недостаточный уровень цифровой грамотности и «медиа-гигиены» [6], обеспечивающих квалифицированное, критичное и безопасное использование цифровой информации, а также сознательный отказ от ряда удобств, представляемых глобальной информационной средой;
– низкая концентрация внимания (так называемый «восьмисекундный фильтр»), неумение сосредоточиться на больших объемах информации [7];
– при хорошей оперативной памяти, позволяющей быстро ориентироваться в больших потоках информации, недостаточное развитие долговременной памяти;
– одновременное выполнение нескольких информационно-поисковых и интеллектуальных задач (multitasking), что ведет к быстрой утомляемости и психологической неустойчивости человека;
– формирование «клипового» мышления (clip-on thinking), заменяющего понятийно-вербальное мышление как защитная реакция на огромные потоки информации, которую практически невозможно воспринять и осмыслить.
Следует признать наличие глубокого противоречия, влияющего на эффективность образовательных программ на различных уровнях высшего образования. С одной стороны, все существующие системы образования продолжают быть традиционно основанными на понятийном типе мышления и предполагают достаточный уровень языковой компетенции. С другой стороны, именно понятийное мышление, основанное на механизмах языка и речи (в других терминах — вербальное, лингвистическое, словесно-логическое, речевое), у современных студентов развито недостаточно и имеет тенденцию к деградации. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ не только по русскому языку, но и по всем гуманитарным дисциплинам, где от вчерашних школьников, а сегодняшних студентов требуются умения кратко, грамотно и убедительно выразить собственные мысли, сформулировать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.
В отечественной теории и практике языкового образования лингвистические знания, умения и навыки традиционно признаются метакогнитивными, т. е. такими, которые определяют все аспекты познавательной, исследовательской и коммуникативной деятельности человека в любой предметной сфере. Преподаватели русского и иностранных языков видят глубинную связь между навыками в различных видах речевой деятельности (чтении, говорении, письме, аудировании) и способностью студентов успешно осваивать вузовскую программу, большая часть которой, все больше переносится в сферу автономной учебной деятельности с применением электронных образовательных ресурсов. Это требует от студентов дополнительной дисциплины, мотивации и культуры учебно-исследовательской работы.
О культуре чтения и ее современном кризисном состоянии нам уже приходилось писать в предыдущих публикациях [8]; в рамках данного исследования достаточно сказать, что, по мнению авторитетных специалистов по разработке программ высшего образования [9, с. 172], без повышения уровня читательской культуры студентов невозможно сформировать ни одну универсальную или профессиональную компетенцию, закрепленную в федеральных государственных образовательных стандартах по любой специальности или направлению подготовки. Более того, следует согласиться с тем, что у «человека читающего» (homo legens) более легко и естественно формируются так называемые «надпрофессиональные, гибкие» навыки (soft skills), которые сегодня так востребованы во всех сферах человеческой деятельности [10]. Прежде всего, это навыки успешной вербальной коммуникации; критического и творческого осмысления больших объемов информации, воспринятой из письменных бумажных или цифровых источников; работы в кризисных ситуациях, требующих неординарных решений; принятия ответственности за собственные действия и действия других людей; адекватного отношения к критике и уважения позиции других людей, проч. Попутно заметим, что степень сформированности «гибких навыков» у учащейся молодежи стали в 2018 г. объектом изучения в рамках очередного международного проекта PISA (Programme for International Student Assessment), финансируемого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и межправительственных организаций из 65 стран мира. Это явно свидетельствует об осознании международным образовательным сообществом важности коммуникативно-языковых навыков учащейся молодежи: Предыдущий проект PISA 2015 г. был посвящен оценке функциональной грамотности учащихся старших классов, в том числе в области чтения на родном языке, где Россия заняла не самые высокие позиции.
Современный преподаватель гуманитарных дисциплин в большей, чем раньше степени выполняет функцию посредника в передаче молодежи ценностей нравственного, культурно-исторического, интеллектуального и эмоционального опыта предыдущих поколений. Процесс живого общения преподавателя и студента приобретает особую ценность в формировании «неявных знаний» и «гибких навыков» человеческого общения.
Преподавание языковых дисциплин в вузе сопряжено сегодня с рядом новых трудностей. В связи с низким уровнем языковой компетенции на русском языке первичная языковая картина мира, основанная на родном языке, сформирована недостаточно. Это создает значительные проблемы для обучения всем видам речевой деятельности на иностранных языках, что проявляется в двух основных аспектах: неэффективности, а порой и невозможности ассоциативного переноса грамматической системы родного языка на систему иностранного языка, а также использования механизма языковой догадки в силу низкого общекультурного уровня студентов.
В заключение следует сказать, что сегодня языковые дисциплины в вузе фактически являются единственными среди гуманитарных предметов, где можно планомерно и систематически формировать навыки различных видов чтения, особенно аналитического учебного чтения, которое продолжает оставаться основным инструментом освоения содержания большинства образовательных программ. При этом возникают новые актуальные задачи:
– научить студентов читать медленно, с глубоким проникновением в содержание читаемого материала и его последующей письменной или устной интерпретацией;
– разработать эффективные стратегии электронного (мобильного) чтения, поскольку все больше учебных материалов переводится в цифровую форму, а электронная информационно-образовательной среда организаций высшего образования развивается и совершенствуется.
Литература:
- Howe, N., Strauss, W. Generations. The History of America` s Future, 1584–2069 / N. Howe, W. Strauss. — New York: William Morrow and Company, 1992. — 544 p.
- Шамис, Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. — М.: Синергия, 2017. — 140с.
- Ястребова, Е. В. Гуманистическая составляющая профессиональной подготовки при обучении иностранному языку в техническом вузе / Е. В. Ястребова // Вестник МГЛУ. Образование и педагогически науки. — 2018. — № 2 (796). СС. 65–78. — URL: http://libranet.linguanet.ru/prk/Vest/2_796.pdf — (дата обращения 15.11.2018).
- Carr, N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains / N. Carr. — NY: W. W. Norton, 2010. — 276 p.
- Wolf, M., Barzillai, M. The Importance of Deep Reading. Educational / M. Wolf, M. Barzillai // Leadership. — March, 2009, vol.66 # 6. pp. 32–37. — URL: The-Importance-of-Deep-Reading. aspx. — (дата обращения 18.08.2018).
- Макурин, А. Делает нас Google умнее или глупее? / А.Макурин // Книжная индустрия. — 2016. — № 3. — URL: http://www.bookind.ru/events/3601/. — (дата обращения 04.03.2016).
- Кириллова, Е. Поколение Z и его место в теории поколений / Е. Кириллова. — URL: http:// fb.ru/article210221/pokoleniye-z-i-ego-mesto-vteorii-pokoleniy. — (дата обращения 13.08.2018).
- Podstrakhova, A. V. Reading as a Universal Skill in the Information and Educational Environment of an Institution of Higher Learning / A. V. Podstrakhova // Themed Collection of Papers by HNRI “National Development”, Saint Petersburg. — August, 2018. — 142 p. — pp. 52–55.
- Романичева, Е. С. Читателеведческие курсы в системе подготовки бакалавров и магистров / Е. С. Романичева // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Москва, 20–21 ноября 2014 г. — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. — 224 с. — cc.171–177.
- Белина, Е. В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке / Е. В. Белина // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Социальное и профессиональное образование. — Санкт Петербург, 2014. — cc.62–65. — URL:http://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-ponyatiya-kultura-chteniya-v-russkoy-kulture-i-nauke. — (дата обращения 22.08.2018).