Данная концепция разработана с учетом необходимости введения нового учебника по истории, в связи с развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, а также с повышением общественного интереса к истории.
Главные задачи, которые ставит перед собой концепция следующие:
− повышение качества школьного исторического образования
− развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования
− формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Целью концепции является создание целостной картины по основным этапам развития российского государства и общества, а также формирование образа истории России, роль России в мире и вклад народов, населяющих Россию в развитие культуры и истории [1, с. 2].
Основные задачи концепция ставит следующие:
− рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
− определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
− определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности [1, с. 5].
Основой разработки концепции послужили действующие положения Конституции Российской Федерации, в которых закреплен статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Кроме того, в основу разработки концепции легли Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи [3, с. 15]. Также задачи отвечают требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации». Сама концепция отвечает требованиями Федерального государственного стандарта общего образования.
Методологической основой концепции является определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести: базовые ценности гражданского общества — социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход — как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма [1, с. 10].
На основе принятой концепции разработаны учебники от издательств «Просвещение» и «Дрофа».
Курс Отечественной истории является неотъемлемой частью в школьном предмете «История», который отвечает социальному заказу по формированию у учащихся гражданской позиции, представления об основных этапах развития человеческого общества с упором на отечественную историю, а так же об её месте в мировой истории, развитию чувства патриотизма и толерантности, формированию умения анализировать и сравнивать различного рода источники и информацию, применению исторических умений как в школе так и вне школьной деятельности.
Курс отечественной истории носит особый потенциал для решений важнейших педагогический задач и приоритетов. Приоритеты и задачи следующие:
- Многоуровневое представление истории: курс отечественной истории включает в себя мировоззренческую задачу, которая раскрывает своеобразие и неповторимость российской истории, её связь с ведущими процессами мировой истории. Эта задача достигается из-за синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.
- Многоаспектный (многофакторный) характер истории: в курсе отечественной истории имеются широкие возможности раскрытия разнообразных сторон исторических процессов (экономика, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и обществ и т. д.) это обеспечивает особое положение курса отечественной истории перед другими гуманитарными дисциплинами в школе.
- Человек в истории: историко-антропологический подход не обошел стороной и преподавание в школе. Благодаря этому подходу происходит человеческое наполнение истории, что прививает к ней ещё больший интерес. И происходит формирование у учеников чувства патриотизма, человечности, гражданственности, что достигается путем рассмотрения деяний конкретных личностей.
- Историко-культурологический подход: пространство диалога, а именно многообразие культур народов, вошедших в состав России на разных этапах развития, способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к богатому культурно-историческому пространству.
Общие рекомендации кподготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории.
Ключевыми сторонами УМК являются; Россия является неотъемлемой частью мирового исторического процесса; патриотизм, обоснованный через массовой героизм, в первую очередь через изучения освободительных войн, а именно отечественных (Отечественная война 1812 года и Великая отечественная война 1941–1945 годов); взаимосвязь культур в связи с огромным числом различных народов и конфессий, проживающих на территории России; формирование гражданской идентичности; увеличение часов по истории культуры и повседневности.
Учебно-методический комплекс по истории России: информативное пространство ипознавательная модель.
При разработке новой концепции появилась необходимость создания нового учебного методического комплекса. И первую ступень в нем занимает учебник, учебник должен соответствовать всем задачам и приоритетам концепции. При этом информативные стороны учебники так же должны претерпеть изменения. Он должен не только давать информацию, но и мотивировать учеников на самостоятельный поиск информации в других информационных источниках, так же школьники должны сами рассуждать, анализировать исторические тексы и делать выводы. Учитель в свою очередь должен способствовать формированию у учеников умений критически мыслить, анализировать ресурсы, делать выводы.
Интернет-ресурсы в свою очередь должны стать проводником в поисках информации.
Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя следующие учебные инструменты:
1) учебник;
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторический атлас;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
5) книгу для чтения [2, с. 56].
Все вышеперечисленные инструменты должны иметь электронный вариант.
Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:
1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;
2) тематическое планирование;
3) предметные и курсовые методические пособия [2, с. 57].
Современный учебник по курсы отечественной истории является ядром учебно-методического комплекта и обязан быть:
− универсальным носителем исторического знания,
− способом развития познавательной деятельности учащихся.
− Современный учебник истории:
− должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;
− быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат — хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;
− стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);
− быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;
− быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности) [2, с. 27].
Учебник должен содержать в себе обобщение, в котором описано содержание и место курса в школьном историческом образование. Число параграфов должно быть на треть меньше, чем число часов, выделенных на изучение курса, это сделано для того, чтобы выделить больше времени для других форм деятельности, помимо работы с учебником.
Перед каждым параграфом ставится проблемный вопрос, на который ученики должны ответить после изучение данного параграфа, причем в самом параграфе ответа нет, а параграф выступает в роли помощника для учеников, чтобы те смогли сформулировать свой ответ.
Учебник обязан организовать познавательную деятельность у учеников и для её организации в учебнике включены следующие компоненты:
1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);
2) система вопросов и заданий для учащихся;
3) элементы методических рекомендаций [1, с. 13].
Ступени изучения отечественной истории вобщеобразовательной школе.
В настоящие время используются учебники издательств «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа», которые отвечают всем требованиям данной концепции.
В наше время школьное историческое образования основано на концентрической системе. В начальных классах при изучении рассказов по истории России происходит социализация учащихся.
Задача основной школы – это формирование базовых исторических знаний об основных этапах пути развития России и ее место в истории мира.
В старших классах историческое образование происходит на основе дифференцированного обучения, в связи с запросами учеников обучение происходит, либо на базовом уровне, либо на глубоком уровне. В курсах исторического образования старших классов происходит расширение историко-методологических, культуроформирующих, а также личностных компонентов. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников.
Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:
− сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии;
− владение основными приемами работы с историческими источниками;
− сформированность умений оценивать различные исторические версии [3, с. 58].
Также стоит вопрос об изменении структуры обучения в основной школе. Самым оптимальным вариантом является линейная система обучения, курс обучения будет строиться линейно с 5 по 10 классы. А для 11 класса предусмотрено разделение на базовый и профильный уровень. Для базового уровня предлагается изучение истории России в мировом контексте. А для профильного уровня – направление усилий на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.
Концепция представляет девять разделов по изучению курса отечественной истории в школе. Разделы содержат краткую информацию по определенному периоду развития истории России, в которых даны все персоналии, основные события и даты, понятийный аппарат, список литературы для изучения раздела, а также методические рекомендации для учителя.
Литература:
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]: пояснительная записка. — URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 22.03. 2019).
- Нефёдова, О. В. «Линейка» или «концентр» как структура содержания школьного исторического образования: размышления о конференции / О. В. Нефёдова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2015. — № 1. — С. 56–59.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — М.: Проспект, 2013. — 160 с.