Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Симонова, Е. Н. Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников / Е. Н. Симонова, О. В. Москалева, Л. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58066/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология не только наука — это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание.

Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые 4–7 лет жизни ребёнка. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усвоить в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, которая обеспечивает его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистическое качество в человеке. Красота, добро, истина в четырёх ведущих сферах действительности и природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Уже в течение многих лет в детском саду предметом пристального внимания стали вопросы экологического воспитания — новый аспект дошкольной педагогики. Коллектив детского сада выбрал следующие приоритетные направления:

– создание необходимых условий для жизни и воспитания детей;

– создание благоприятной атмосферы и внедрение личностно-ориентированной педагогики в работу с детьми;

– освоение коллективом методов экологического воспитания и конкретных технологий в работе с детьми разного возраста;

– разработка новых форм работы с родителями, их экологическое просвещение;

– установление связей с различными организациями.

Работа по экологическому воспитанию детей, прежде всего, ориентирована на непосредственное общение детей с природой, в том числе и живыми объектами, поэтому создание необходимых условий имеет большое значение для воспитания у них начал экологической культуры.

С этой целью в разновозрастных группах созданы экологические центры. В качестве структурных компонентов этих центров выделены следующие: различные виды комнатных растений, сезонные растительные объекты (зимний огород, тепличка для размножения черенками, материал на выгонку), объекты животного мира (рыбки: вуалехвост, золотая рыбка, телескоп, меченосец и др.; птицы: канарейки, волнистые попугайчики; млекопитающие: морские свинки, хомячки; земноводные: степная и речная черепахи), сезонные объекты временного содержания (террариумы с лягушками, черепахами), календари природы, макеты природных зон, музейные и коллекционные материалы (коллекции почв, горных пород и минералов, семян, плодов, камней, коры и древесины, перьев птиц, марок, открыток, значков, репродукций пейзажей, натюрмортов). Центры расположены в групповых комнатах в виде многоступенчатых моделей.

В детском саду функционируют центры для организации опытно-экспериментальной работы, где находится лабораторный материал для экспериментирования (песок, земля, глина разного цвета и качества, сосуды для воды, песочница, мини-бассейн, набор игрушек к ним, материал для игр с мыльной пеной, вертушки, поролон, пенопласт, предметы для игр с тенью, а так же простейшие приборы: цветные «стёклышки» из пластмассы, лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, цветные очки, магниты, безопасные красители).

Работа с детьми по экологическому воспитанию проводится не только в помещении детского сада, но и на участке.

Много внимания уделили их озеленению. Поставили перед собой цель создать обогащённое и разнообразное природное окружение, хотя территория и ранее бала озеленена, но имела однообразный видовой состав деревьев и кустарников. В течение ряда лет мы проводили работу по благоустройству территории: вырубали старые, сажали новые деревья и кустарники. И в этом нам помогло многолетнее сотрудничество с Сомовским лесничеством, которое обеспечило нас посадочным материалом. На территории детского сада были посажены: рябина, липа, берёзы, клёны, шиповник, акация, ели. К посадкам привлекались воспитанники детского сада, школьники средней школы № 56, родители, сотрудники. Теперь на хорошо озеленённом участке несколько птичьих гнездовий. Уже постоянными жителями в холодное время года стали свиристели, дрозды, снегири. На территории дошкольного учреждения разбили цветники, на которых растут многолетние растения и цветы, при этом стараемся сажать такие растения, которые неприхотливы и не вызывают особого желания срывать их, ведь детский сад находится в центре густонаселённого северного микрорайона и в настоящее время мы рады, что цветники находятся в хорошем состоянии.

Воспитатели стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей. С этой целью создана экологическая тропа, на которой сформированы фрагменты естественных растительных сообществ (лесной, луговой, садовый уголки), фитоогород и искусственный водоём.

На фитоогороде воспитатели вместе с детьми старшего дошкольного возраста выращивают такие травы, как ромашка, фиалка трёхцветная, мята перечная, мелисса, мать-и-мачеха, календула, валериана, зверобой.

На экологической тропинке представлены разнообразные формы растений (деревья, кустарники, травы), садовые цветы, мхи, овощные культуры. Для организации наблюдений на экологической тропе выделены следующие объекты: старые пни, усыхающее дерево, муравейник, уголок первоцветов, птичья столовая с кормушками. Здесь же находятся скульптурные композиции из старых деревьев. В итоге и летом, и осенью территория выглядит нарядной, радует детей и взрослых, даёт возможность проводить интересные мероприятия с детьми.

Разнообразие предметной и природной среды, которая окружает детей, посещающих наше дошкольное учреждение, позволяет использовать в работе самые различные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами леса, сада, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций на занятиях клуба «Эколожка», экскурсии, работа с календарём, перфокартами, моделями.

Важную роль для улучшения условий в дошкольном учреждении играет взаимодействие с различными государственными и общественными учреждениями природоведческого характера. Мы активно сотрудничаем с Графским заповедником Экскурсии проводим в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения: весной, осенью. Весной дети наблюдают пробуждение природы, а осенью красивейший «золотой период». Посещение детьми леса позволяет им увидеть, как из маленького семечки вырастают саженцы деревьев, и ценный природоведческий материал (спилы дубов, коллекция почв, плодов деревьев, чучела птиц, животных, насекомых), представленный в музее заповедника. Позволили детям глубже познать мир природы родного края.

Со станцией юных натуралистов наше дошкольное учреждение в тесном сотрудничестве работает давно. На протяжении нескольких лет преподаватели -экологи Елисеева Л. В. и Москалева О. В. ведут еженедельную кружковую работу в средней, старшей и подготовительной группе, проводятся совместные природоохранительные акции: «Птичья столовая», «Зелёный росток», совместный праздник «День птиц», выставка «Чудеса из природного материала».

В 2018 году совместная работа воспитателя Симоновой Е.Н и детей подготовительной группы «Ностальгия о лете» отмечена членами городского жюри конкурса «Цвети, Земля», ей вручена грамота за 1 место в конкурсе, проводимого на базе Воронежской станции юных натуралистов.

Работе по экологическому воспитанию дошкольников предшествовало экологическое образование педагогов. Неоценимую помощь оказали нам программы по экологическому воспитанию: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» — авторский коллектив Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова и др. Программы построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности в целом. Задачи по экологическому воспитанию ежегодно включаются в годовой план учреждения и ей уделяется большое внимание на педагогических советах, методических объединениях, семинарах. Так, проведено методическое объединение «Экологическое воспитание дошкольников», семинар «Особенности работы в рамках экологического проекта». На педсовете в 2017–2018 году «Оптимизация экологического образования детей дошкольного возраста» рассматривался вопрос о реализации программ экологического образования детей, технологии формирования у дошкольников экологического воспитания. Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания. С этой целью на педсовете состоялась презентация развивающих игр экологического содержания, в котором приняли участие все педагоги детского сада.

Чтобы систематизировать работу по экологическому воспитанию дошкольников творческой группой детского сада были разработаны перспективные планы на каждую возрастную группу, включающие в себя занятия, опытно-экспериментальную деятельность, экскурсии, игры, психогимнастику.

Помимо этого, разработан перспективный план по экологизации всех видов деятельности и цикл занятий и мероприятий с детьми.

В прошедшем году, в соответствии с планом по экологическому воспитанию, проведены открытые мероприятия в каждой возрастной группе во Всемирный день воды, Международный «День моря», в марте прошла неделя птиц, включающая в себя конкурс рисунков «У каждой пташки свои замашки», открытые мероприятия в Международный день птиц (1 апреля).

Приоритет в обучении отдаётся пониманию и оценке происходящего совместной и практической деятельности воспитателя и детей. Экологические знания и навыки дети получают не только на спе6циально организованных занятиях, но и во время прогулок, организации труда в природе, экскурсий, турпоходов. Особенно познавательны были экскурсии на Воронежский ипподром, где дети увидели общение человека с животными, познакомились с правилами ухода за лошадьми; салон-магазин «Аквариум», где дети расширили представления о разновидностях рыб, лягушек, черепах, рассмотрели коллекцию морских минералов; Сомовский лес, краеведческий музей помогли детям шире познакомиться с флорой и фауной нашего края; посещение Станции юных натуралистов дало возможность узнать о правильном уходе за комнатными растениями, о различных видах размножения, об уходе и разведении млекопитающих (кролика, морской свинки, хомяка, крысы). Туристический поход на луг и реку в летний период систематизировали знания о луге как сообществе травянистых растений, обеспечил знакомство с луговыми лекарственными травами, различными насекомыми, типичными представителями фауны реки, их значении в природе.

Большое место в жизни детского сада занимают музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги и театральные постановки с экологическим уклоном.

Музыкальные занятия способствуют эколого-эстетическому развитию ребёнка, помогают ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки. Яркое впечатление произвела на детей музыкальная гостиная, организованная в картинной галерее города.

Интересны были и фольклорные праздники, где дети знакомились с народными приметами, закличками, обрядами русского народа: Троица, Масленица, Сороки. Познавательно, весело прошли праздники: «Пернатые друзья», «Волшебница вода», «День цветов», праздник «День Земли».

В подготовке и проведении праздников участвовал весь коллектив детского сада: педагоги и родители с удовольствием представали перед детьми в образе сказочных персонажей, оформляли зал, готовили атрибуты, шили костюмы.

Особенное место отводится организации различных конкурсов: конкурс «Зимний сад», конкурс снежных построек, конкурс построек из песка.

Разнообразная кропотливая работа дала хорошие результаты. Они отчётливо проявились в результатах диагностики. На основе ежегодной проверки можно сделать вывод: у детей старшего дошкольного возраста заложены основы экологической культуры.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания дошкольников.

Стало доброй традицией проведение в детском саду Дня открытых дверей, когда родители могут прийти на любое занятие, посмотреть, чем занимаются дети, поучаствовать в них. Особую ценность несёт организация природоохранной деятельности. В прошедшем учебном году в соответствии с планом, по экологическому воспитанию дошкольников проведены: акция «Птичья столовая», конкурсы: «Архитектор птичьих гнёзд», «Дары природы», конкурс семейных рисунков «Гимн зелёному другу».

В настоящее время остро стоит проблема утилизации и вторичного использования материалов, бывших ранее в употреблении. Для того чтобы решить эти проблемы в будущем, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли окружающую среду в качестве отходов. Как итог такой работы в нашем дошкольном учреждении был проведён совместно с родителями конкурс «Да здравствуют Шуршунчики». Интересным был и совместный конкурс детей и родителей «Причуды природы».

Помимо конкурсов и акций родители помогают весной и летом в благоустройстве территории детского сада: стригут кусты, сгребают листву, окапывают деревья и кустарники, сажают цветы.

У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно шепчущие что-то в зелёной траве, песчаный берег кристально чистой речонки, цветущий куст жасмина, пение крохотной птахи, бабочка, раскачивающаяся на высокой былинке…

Как сохранить это восторженное чувство любви в природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе, беречь её? Как нам наконец-то осознать: мы, люди, часть природы, и без всего этого, что есть в ней, нам просто не выжить…

Учитывая, что в дошкольном учреждении накоплен богатый и разнообразный материал по экологическому воспитанию, коллектив детского сада решил организовать работу муниципальной экспериментальной площадки совместно с Борисоглебским государственным педагогическим институтом, целью которой является апробация нетрадиционных методов экологического воспитания дошкольников. В следующем учебном году мы планируем туристические поездки по заповедникам Воронежского края.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое воспитание, ребенок, дошкольное учреждение, экологическое воспитание дошкольников, природа, работа, конкурс, экологическая культура, возрастная группа.


Похожие статьи

Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Похожие статьи

Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Задать вопрос