Динамика показателей технической и плавательной подготовленности студентов института спорта и физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 14.04.2019

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Табакова, Е. А. Динамика показателей технической и плавательной подготовленности студентов института спорта и физического воспитания / Е. А. Табакова, Л. Н. Исаева, Т. А. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58082/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен анализ изменения уровня технической и плавательной подготовленности студентов, обучающихся плаванию в рамках учебной дисциплины «Плавание» по программе бакалавриата.

Ключевые слова: программа бакалавриата, учебная дисциплина «Плавание», контрольная дистанция 100 метров, прикладной способ плавания, спортивные способы плавания, владение техникой, студенты, плавание

Введение

В настоящее время в ГЦОЛИФК реализуются программы обучения бакалавриата. Дисциплина «Плавание» (БВ ФСД) включена в блок базовой части программы и является обязательной для освоения обучающимися вне зависимости от направления и профиля обучения по программе бакалавриата.

Объем программы по дисциплине «Плавание» БВ ФСД установлен требованиями образовательных стандартов текущего поколения.

Основной целью реализации данной программы является овладение обучающимися оптимальным объемом знаний, умений и навыков для осуществления будущей педагогической профессиональной деятельности как основной [3].

Важными показателями успешности освоения Программы по дисциплине «Плавание» являются положительная динамика изменения уровня технической и плавательной подготовленности обучающихся.

Полный курс дисциплины «Плавание» предусматривает занятия по четырем основным разделам, три из которых подразумевают практическое освоение упражнений. Основными разделами являются: обучение технике и освоение методики обучения плаванию спортивными способами, обучение технике и навыкам прикладного плавания и практическое ознакомление с основными методами тренировки в плавании [1].

Объект исследования. Процесс обучения плаванию студентов.

Предмет исследования. Уровень владения навыком плавания

Задачи:

  1. Выявить динамику технической и плавательной подготовленности студентов факультета сложно координационных видов физкультурно-спортивной деятельности
  2. Сравнить приросты показателей плавательной подготовленности юношей и девушек, студентов факультета сложно координационных ВФСД

Методы:

  1. Наблюдение. Оценка техники плавания спортивными способами и прикладным способом «на боку» проводилась по критериям соответствия педагогической модели.
  2. Тестирование. Проплывание контрольной дистанции 100 м с учетом времени (хронометраж).
  3. Математико-статистические методы обработки данных

Результаты исследования

При проведении предварительной проверки уровня плавательной подготовленности студентов определялись степень владения техникой спортивными способами (или элементами техники спортивных способов плавания) и проплывание контрольной дистанции 100 м (или участка дистанции) с учетом времени.

Предварительная проверка степени владения техникой показала: техникой плавания спортивными способами кроль на груди, кроль на спине, брасс в полной координации (включая владение только элементами техники — движениями ногами перечисленными способами, частичное владение координацией движений спортивных способов плавания, использование комбинированных способов с использованием элементов техники) владеют 40 % обучающихся. 46 % студентов умеют плавать «по-своему, т. е. используют плавание способами: «саженками», «боком», «по-своему», а 14 % студентов не смогли преодолеть контрольную дистанцию (100 м вольный стиль) полностью.

С техникой прикладных способов плавания на боку и брасс на спине студенты не знакомы. Студенты, имеющие опыт занятий плаванием до поступления в университет, занимались по программам массового обучения плаванию в школе или секции плавания, которые не предусматривали изучение этих способов.

Проведена оценка степени владения техникой спортивных способов кроль на груди, кроль на спине и прикладного способа «на боку». Результаты представлены в таблице 1.

Показатели освоенности техники плавания спортивными и прикладными способами (оценка техники в сравнении с моделью техники) студентами ИСиФВ факультета сложно-координационных видов ФСД (девушки и юноши)

Таблица 1

Педагогические критерии оценки техники

Количество студентов, освоивших

технику спортивных способов плавания, % от общего количества обучающихся

Количество студентов, овладевших техникой прикладного способа плавания на боку, % от общего кол-ва обучающихся

кроль

на груди

кроль

на спине

брасс

«Отлично»

(без ошибок)

52

56

50

52

«Хорошо»

(незначительные ошибки, не влияют на продвижение)

23

26

25

23

«Удовлетворительно»

(значительные ошибки)

25

18

25

25

По окончании курса обучения плаванию было проведено повторное тестирование. Все студенты без исключения преодолели контрольную дистанцию 100 м вольным стилем.

При анализе не выявлено различий у юношей и девушек в показателях, характеризующих освоенность техники спортивными способами и прикладного способов плавания «на боку».

Необходимо отметить, что после освоения Программы учебной дисциплины «Плавание» большинство студентов осваивают технику спортивных способов плавания на «хорошо» и «отлично» (75–80 %) в зависимости от способа. Более доступным для освоения студентами является способ плавания кроль на спине.

В исследовании проводился анализ изменения результатов на контрольной дистанции 100 м вольным стилем после освоения Программы по дисциплине «Плавание».

Время на контрольной дистанции является объединенным показателем освоенности элементов рациональной техники плавания спортивными и прикладными способами, результатом использования тренировочных упражнений для улучшения физической (функциональной) подготовленности в рамках освоения Программы.

Динамика показателей плавательной подготовленности студентов юношей факультета сложно-координационных видов ФСД представлена на рисунке 1. Большие приросты в показателях времени проплывания дистанции 100 м вольным стилем выявлены в группах специализаций единоборства, акробатика и танцевальный спорт. При этом отмечается более высокий исходный уровень плавательной подготовленности у студентов, представителей танцевального спорта.

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня плавательной подготовленности студентов юношей

Динамика показателей плавательной подготовленности девушек, студенток факультета сложно-координационных видов ФСД представлена на рисунке 2. Большие приросты в показателях времени проплывания дистанции 100 м вольным стилем выявлены в группе специализации акробатика.

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня плавательной подготовленности студенток

Необходимо отметить, что юноши студенты демонстрируют более высокие абсолютные величины времени проплывания 100 м вольным стилем по сравнению с девушками. При исходном тестировании студенты юноши проплывают 100 м за 1 мин 55 сек (1.55,0 ± 22), девушки за 2 мин 17 сек (2.17,0 ± 20), по окончании курса обучения юноши 1 мин 44 сек (1.44,0±17), девушки 2 мин 03 сек (2.03, 0 ± 13). Средние показатели при повторном тестировании имеют меньший разброс.

Таким образом, освоение программы студентами (юноши и девушки) позволяет успешно овладеть основами рациональной техники плавания, а также улучшить время на контрольной дистанции 100 м. Обучающиеся овладевают оптимальным объемом знаний, умений и навыков для осуществления будущей педагогической профессиональной деятельности.

Выводы

  1. Овладение техникой плавания спортивными способами и прикладным способом «на боку» оценивается как положительная динамика изменения технической и плавательной подготовленности студентов факультета сложно-координационных видов ФСД.
  2. При сравнительном анализе результатов тестирования на дистанции 100 м выявлено улучшение времени проплывания студентами всех учебных групп

При различиях в величине абсолютных показателей времени преодоления контрольной дистанции у юношей и девушек отмечается подобие в приростах результатов. Результат на дистанции 100 м вольным стилем по окончании освоения Программы улучшили как юноши, так и девушки.

Литература:

  1. Плавание (теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности и спорта): рабочая прогр. дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 49.03.01 ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ» /сост.: Павлова Т. Н. [и др.]: М-во спорта РФ, федер. гос.бюджет. образоват. учреждение высш. проф образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», каф. спортив. и снхрон. плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло. — М., 2015.
  2. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ФиС, 2001
  3. Примерные Программы дисциплин РГУФКСМиТ
  4. http://umo.sportedu.ru/content/primernye-programmy-distsiplin
  5. https://www.sportedu.ru/sveden/education (дата обращения: 25.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная дистанция, вольный стиль, спортивный способ плавания, владение техникой, прикладной способ, студент, девушка, освоение программы, прикладной способ плавания, учебная дисциплина.


Ключевые слова

студенты, плавание, программа бакалавриата, учебная дисциплина «Плавание», контрольная дистанция 100 метров, прикладной способ плавания, спортивные способы плавания, владение техникой

Похожие статьи

Подготовка студентов технического вуза к сдаче контрольных нормативов

В статье изложены основные положения дисциплины (физическая культура) для студентов технических вузов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовке бакалавриата. Подготовка ...

Уровень общей выносливости воспитанников Филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокского президентского кадетского училища)

В статье рассматривается одно из важнейших физических качеств «выносливость», которая является показателем общего уровня работоспособности воспитанников филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) в ...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

В статье проведено сравнительный анализ нормативов VI ступени комплекса ГТО для мужчин с нормативами учебной программы для студентов вузов. Дана оценка соответствия нормативов комплекса ГТО концепции о трудности их выполнения с позиций физической под...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Особенности занятий волейболом в период дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности занятий физической культурой на примере волейбола в дистанционном формате. Неполное прохождение курса.

Организация тренировочного процесса в секциях по групповым видам спорта

В статье представлена технология проектирования качества организации обучения по физической культуре в секциях по групповым видам спорта. Эта технология, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования, позволяет ре...

Похожие статьи

Подготовка студентов технического вуза к сдаче контрольных нормативов

В статье изложены основные положения дисциплины (физическая культура) для студентов технических вузов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовке бакалавриата. Подготовка ...

Уровень общей выносливости воспитанников Филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокского президентского кадетского училища)

В статье рассматривается одно из важнейших физических качеств «выносливость», которая является показателем общего уровня работоспособности воспитанников филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) в ...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

В статье проведено сравнительный анализ нормативов VI ступени комплекса ГТО для мужчин с нормативами учебной программы для студентов вузов. Дана оценка соответствия нормативов комплекса ГТО концепции о трудности их выполнения с позиций физической под...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Особенности занятий волейболом в период дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности занятий физической культурой на примере волейбола в дистанционном формате. Неполное прохождение курса.

Организация тренировочного процесса в секциях по групповым видам спорта

В статье представлена технология проектирования качества организации обучения по физической культуре в секциях по групповым видам спорта. Эта технология, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования, позволяет ре...

Задать вопрос