В статье представлен анализ изменения уровня технической и плавательной подготовленности студентов, обучающихся плаванию в рамках учебной дисциплины «Плавание» по программе бакалавриата.
Ключевые слова: программа бакалавриата, учебная дисциплина «Плавание», контрольная дистанция 100 метров, прикладной способ плавания, спортивные способы плавания, владение техникой, студенты, плавание
Введение
В настоящее время в ГЦОЛИФК реализуются программы обучения бакалавриата. Дисциплина «Плавание» (БВ ФСД) включена в блок базовой части программы и является обязательной для освоения обучающимися вне зависимости от направления и профиля обучения по программе бакалавриата.
Объем программы по дисциплине «Плавание» БВ ФСД установлен требованиями образовательных стандартов текущего поколения.
Основной целью реализации данной программы является овладение обучающимися оптимальным объемом знаний, умений и навыков для осуществления будущей педагогической профессиональной деятельности как основной [3].
Важными показателями успешности освоения Программы по дисциплине «Плавание» являются положительная динамика изменения уровня технической и плавательной подготовленности обучающихся.
Полный курс дисциплины «Плавание» предусматривает занятия по четырем основным разделам, три из которых подразумевают практическое освоение упражнений. Основными разделами являются: обучение технике и освоение методики обучения плаванию спортивными способами, обучение технике и навыкам прикладного плавания и практическое ознакомление с основными методами тренировки в плавании [1].
Объект исследования. Процесс обучения плаванию студентов.
Предмет исследования. Уровень владения навыком плавания
Задачи:
- Выявить динамику технической и плавательной подготовленности студентов факультета сложно координационных видов физкультурно-спортивной деятельности
- Сравнить приросты показателей плавательной подготовленности юношей и девушек, студентов факультета сложно координационных ВФСД
Методы:
- Наблюдение. Оценка техники плавания спортивными способами и прикладным способом «на боку» проводилась по критериям соответствия педагогической модели.
- Тестирование. Проплывание контрольной дистанции 100 м с учетом времени (хронометраж).
- Математико-статистические методы обработки данных
Результаты исследования
При проведении предварительной проверки уровня плавательной подготовленности студентов определялись степень владения техникой спортивными способами (или элементами техники спортивных способов плавания) и проплывание контрольной дистанции 100 м (или участка дистанции) с учетом времени.
Предварительная проверка степени владения техникой показала: техникой плавания спортивными способами кроль на груди, кроль на спине, брасс в полной координации (включая владение только элементами техники — движениями ногами перечисленными способами, частичное владение координацией движений спортивных способов плавания, использование комбинированных способов с использованием элементов техники) владеют 40 % обучающихся. 46 % студентов умеют плавать «по-своему, т. е. используют плавание способами: «саженками», «боком», «по-своему», а 14 % студентов не смогли преодолеть контрольную дистанцию (100 м вольный стиль) полностью.
С техникой прикладных способов плавания на боку и брасс на спине студенты не знакомы. Студенты, имеющие опыт занятий плаванием до поступления в университет, занимались по программам массового обучения плаванию в школе или секции плавания, которые не предусматривали изучение этих способов.
Проведена оценка степени владения техникой спортивных способов кроль на груди, кроль на спине и прикладного способа «на боку». Результаты представлены в таблице 1.
Показатели освоенности техники плавания спортивными и прикладными способами (оценка техники в сравнении с моделью техники) студентами ИСиФВ факультета сложно-координационных видов ФСД (девушки и юноши)
Таблица 1
Педагогические критерии оценки техники |
Количество студентов, освоивших технику спортивных способов плавания, % от общего количества обучающихся |
Количество студентов, овладевших техникой прикладного способа плавания на боку, % от общего кол-ва обучающихся |
||
кроль на груди |
кроль на спине |
брасс |
||
«Отлично» (без ошибок) |
52 |
56 |
50 |
52 |
«Хорошо» (незначительные ошибки, не влияют на продвижение) |
23 |
26 |
25 |
23 |
«Удовлетворительно» (значительные ошибки) |
25 |
18 |
25 |
25 |
По окончании курса обучения плаванию было проведено повторное тестирование. Все студенты без исключения преодолели контрольную дистанцию 100 м вольным стилем.
При анализе не выявлено различий у юношей и девушек в показателях, характеризующих освоенность техники спортивными способами и прикладного способов плавания «на боку».
Необходимо отметить, что после освоения Программы учебной дисциплины «Плавание» большинство студентов осваивают технику спортивных способов плавания на «хорошо» и «отлично» (75–80 %) в зависимости от способа. Более доступным для освоения студентами является способ плавания кроль на спине.
В исследовании проводился анализ изменения результатов на контрольной дистанции 100 м вольным стилем после освоения Программы по дисциплине «Плавание».
Время на контрольной дистанции является объединенным показателем освоенности элементов рациональной техники плавания спортивными и прикладными способами, результатом использования тренировочных упражнений для улучшения физической (функциональной) подготовленности в рамках освоения Программы.
Динамика показателей плавательной подготовленности студентов юношей факультета сложно-координационных видов ФСД представлена на рисунке 1. Большие приросты в показателях времени проплывания дистанции 100 м вольным стилем выявлены в группах специализаций единоборства, акробатика и танцевальный спорт. При этом отмечается более высокий исходный уровень плавательной подготовленности у студентов, представителей танцевального спорта.
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня плавательной подготовленности студентов юношей
Динамика показателей плавательной подготовленности девушек, студенток факультета сложно-координационных видов ФСД представлена на рисунке 2. Большие приросты в показателях времени проплывания дистанции 100 м вольным стилем выявлены в группе специализации акробатика.
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня плавательной подготовленности студенток
Необходимо отметить, что юноши студенты демонстрируют более высокие абсолютные величины времени проплывания 100 м вольным стилем по сравнению с девушками. При исходном тестировании студенты юноши проплывают 100 м за 1 мин 55 сек (1.55,0 ± 22), девушки за 2 мин 17 сек (2.17,0 ± 20), по окончании курса обучения юноши 1 мин 44 сек (1.44,0±17), девушки 2 мин 03 сек (2.03, 0 ± 13). Средние показатели при повторном тестировании имеют меньший разброс.
Таким образом, освоение программы студентами (юноши и девушки) позволяет успешно овладеть основами рациональной техники плавания, а также улучшить время на контрольной дистанции 100 м. Обучающиеся овладевают оптимальным объемом знаний, умений и навыков для осуществления будущей педагогической профессиональной деятельности.
Выводы
- Овладение техникой плавания спортивными способами и прикладным способом «на боку» оценивается как положительная динамика изменения технической и плавательной подготовленности студентов факультета сложно-координационных видов ФСД.
- При сравнительном анализе результатов тестирования на дистанции 100 м выявлено улучшение времени проплывания студентами всех учебных групп
При различиях в величине абсолютных показателей времени преодоления контрольной дистанции у юношей и девушек отмечается подобие в приростах результатов. Результат на дистанции 100 м вольным стилем по окончании освоения Программы улучшили как юноши, так и девушки.
Литература:
- Плавание (теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности и спорта): рабочая прогр. дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 49.03.01 ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ» /сост.: Павлова Т. Н. [и др.]: М-во спорта РФ, федер. гос.бюджет. образоват. учреждение высш. проф образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», каф. спортив. и снхрон. плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло. — М., 2015.
- Плавание: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ФиС, 2001
- Примерные Программы дисциплин РГУФКСМиТ
- http://umo.sportedu.ru/content/primernye-programmy-distsiplin
- https://www.sportedu.ru/sveden/education (дата обращения: 25.03.2019)