В статье рассмотрены особенности подходов к разработке маркетинговой стратегии для стоматологии, тенденции развития стоматологической отрасли, направления развития стоматологической отрасли.
Ключевые слова:стоматологический бизнес, продукт, рынок, маркетинговая стратегия, услуга, стоматология, стоматологическое лечение, реставрация зубов, развитие, клиника, клиент.
В настоящее время ситуация на рынке стоматологических услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, поэтому для сохранения бизнеса необходимо укреплять свои позиции на рынке и усиливать сферу влияния компании. Для это необходимо выстроить правильную и эффективную стратегию для дальнейшего развития бизнеса
Эффективная стратегия развития бизнеса предусматривает максимальное количество нюансов: профиль клиники, ее ресурсы и возможности, конъюнктуру рынка. Разработка стратегии должна начаться со скрупулезного анализа рынка стоматологических услуг, его действующих тенденций. Наибольшее внимание должно уделяться самым рентабельным продуктам. Остальные услуги, входящие в обязательный перечень, но менее доходные, будут на втором месте в приоритетах развития при ситуации ограниченности ресурсов.
Прежде чем приступить к разработке маркетинговой стратегии, необходимо проанализировать влияние на развитие конкретной стоматологической клиники или сети клиник, следующих факторов:
Состояние рынка стоматологических услуг.
- Виды оказываемых на рынке стоматологических услуг.
- Ценовая политика.
- Коммуникационная политика.
Профессиональный подход к разработке маркетинговой стратегии развития стоматологического бизнеса ориентирован не только на привлечение новых клиентов, но и на увеличение доходов за счет повышения производительности труда, то есть, в данном случае, путем внедрения новых высокотехнологичных продуктов взамен имеющихся.
Исходя из особенностей стоматологического бизнеса, можно выделить 2 направления, по которым должно идти развитие клиники для удержания или усиления позиции на рынке.
С одной стороны, стоматологический бизнес является отраслью, подверженной быстрой смене технологий, т. е. высокотехнологичный, с другой стороны, бизнес относится к сфере услуг, то есть предполагает, что позиции компании на рынке находятся в сильной зависимости от качества предоставляемых услуг.
Изучив и систематизировав мнения экспертов (Марина Колесниченко (стоматолог, главный врач BeautyLine), Станислав Васильев (Хирург-имплантолог, шеф стоматологического центра «CLINIC IN»), можно сделать вывод, что рынок новых технологий в стоматологии за короткий промежуток очень изменился и продолжает меняться и в будущем такая тенденция будет сохраняться.
Анализ технологий в стоматологии, которые можно отнести к уходящим в прошлое и новых отражен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ технологических тенденций встоматологическом бизнесе
Новые технологии |
Технологии прошлого |
1) Инновационные технологии:
|
1) Изменение применяемых технологий:
|
2. Клиентоориентированные инновации: появление «Телемедицины» — платформы для стоматологов, предназначенной для проведения визуальных online- консультаций пациентов, находящихся в удаленных местах с помощью обычного веб-браузера; увеличение роли седации (наркоза) в подготовке и проведении стоматологического лечения, совершенствование местной анестезии — самой неприятной части любой стоматологической процедуры; инъекционная анестезия (уколы) останется, но появятся более тонкие и более прочные иглы, шприцы с электронными дозаторами; большинство стоматологических инструментов станут одноразовыми. |
2. Изменения в качестве и характере клиентских услуг:
|
Резюмируя все вышеизложенное, можно отметить несколько тенденций развития стоматологии в ближайшие 10–20 лет:
− существенное увеличение доли профилактических мероприятий;
− количество лечебных манипуляций уменьшится;
− уменьшение количества сложных случаев и осложнений после стоматологического лечения;
− лечение станет более простым и удобным для стоматологов, комфортным и безопасным для пациентов;
− длительные стоматологические процедуры, такие как протезирование и ортодонтическое лечение, ускорятся.
− микропротезирование станет основным способом реставрации зубов;
− пародонтология как отдельная стоматологическая специальность исчезнет;
− мостовидные и съемные протезы уйдут в прошлое;
− основным способом протезирования отсутствующих зубов останется протезирование с опорой на дентальные имплантаты.
Для успешного развития бизнеса современный собственник стоматологического бизнеса должен идти в ногу со временем, постоянно быть в курсе новых технологий.
При этом максимальное внимание также необходимо уделять и продвижению своих услуг. Рекламировать частный стоматологический бизнес непросто, так как из-за особенностей организационной структуры, превалирующей в данном бизнесе, часто эта функция возложена на руководителя или даже собственника бизнеса, у которого множество других обязанностей и часто не хватает компетенций для оценки эффективности того или иного инструмента продвижения для данного этапа развития бизнеса с учетом имеющихся ресурсов.
Стабильное функционирование и дальнейшее развитие любого бизнеса невозможно представить без маркетинга. В широком смысле — маркетинговые решения решают массу задач, в частности, организационных, помогая построить правильную маркетинговую политику, и избавить компанию от рисков в принятии каких-либо решений.