Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 16.04.2019

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Дохмила, К. И. Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве / К. И. Дохмила. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58093/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются правовые проблемы и практика деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законности.

Ключевые слова: функции прокурора, прокурорский надзор, обеспечение законности.

Начиная с 2007 г., уголовно-процессуальный закон [1] претерпел существенные перемены, напрямую касающиеся правовой регламентации процессуальной работы прокурора по надзору за законностью действий и решений органов предварительного расследования.

Однако предмет прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве остается прежним, а именно соблюдение дознавателями и следователями требований Конституции РФ и исполнение ими федерального законодательства в ходе производства по уголовному делу [2].

Многочисленность публикаций, приуроченных к данному вопросу, говорит о том, что законодательные переустройства вплоть до этих времен стремительно обсуждаются и по большей составляющей критикуются адвокатской общественностью. Основой для оценки в основном считаются снижение прокурорского надзора и сокращение производительности работы прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса.

Следует выделить, что возлежащая в основании законодательных переустройств концепция о фактическом, а не формальном разграничении надзора за предварительным следствием и, непосредственно, самого следствия обоснована, и потребность подобного разграничения у многих ученых не порождала колебания. Тем не менее, фактическая реализация законодательных новелл продемонстрировала присутствие очевидных трудностей в плане охраны прав участников уголовного судопроизводства средствами прокурорского надзора.

Результатом преобразований уголовно-процессуального закона, согласно верному суждению С. Хлопушина, стал нецелесообразный формализм при исполнении надзора за законностью предварительного расследования, а кроме того, ещё более возросшая неясность в установлении приоритетности функций, которыми наделен обвинитель в уголовном судопроизводстве [3].

Нельзя не принять, то, что первопричина трудностей в разрешении проблемы о многофункциональном направлении работы прокурора в уголовном судопроизводстве сопряжена с неоднозначностью регламентации его возможностей уголовно-процессуальным законодательством.

Так, в соответствии с положениям УПК РФ, прокурор, с одной стороны, считается участником уголовного процесса со стороны обвинения (гл. 6 УПК РФ) и его функциями считаются реализация уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ) и процессуального руководства расследованием уголовных дел в форме дознания (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). С иной стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор должен реализовывать и надзор за процессуальной работой органов предварительного расследования. По этой причине прокурор в уголовном процессе призван реализовывать ряд видов работы, чем и определена многозначность представления учеными функционального назначения его роли в уголовном судопроизводстве.

В связи с данным немаловажно остановиться на имевшихся и имеющихся в настоящее время точках зрения ученых на свойственные прокурору уголовно-процессуальные функции.

Сторонники первой из них полагают, что главной и одной функцией прокурора в процессе производства по уголовному процессу считается функция уголовного преследования. В частности, И. Л. Петрухин считал, то, что прокурор призван реализовывать общественное преследование, являться только лишь обвинителем, а обвинительная власть не может реализовывать надзор [4].

В аналогичных утверждениях, на наш взгляд, упускается из виду, то что работа прокурора регламентируется не только лишь уголовно-процессуальным законодательством, однако и Законом «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с ст. 1 которого главной функцией прокуратуры считается реализация надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и осуществлением законов, функционирующих на её основе.

Представители 2-ой точки зрения, наоборот, полагают главной и единственной функцией прокурора надзор за соблюдением законности в процессе уголовного судопроизводства. В частности, М. С. Строгович акцентировал внимание, на то, что «в уголовном процессе прокурор считается тем же, кем он считается в абсолютно во всех сферах собственной работы, — блюстителем законности, стражником закона. Однако данную свою главную и единую задачу обвинитель реализовывает в уголовном процессе в специальных конфигурациях, характерными способами» [5].

Сторонники третьей позиции полагают функции надзора и процессуального руководства предварительным расследованием выводными от обвинительной функции прокурора. Равно как подмечал И. Я. Фойницкий, «невзирая на весьма обширный размер заботы об охране закона, возлежащей на прокуратуре, в деятельности её предпочтительное значение обладает иная область — обвинительная» [6], по этой причине, с точки зрения представителей этой позиции, «реализация прокурором надзора за работой органов предварительного расследования есть работа, исполняемая в рамках функции обвинения».

Согласно суждению четвертой группы ученых, прокурор «совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по собственному происхождению функцию надзора за соблюдением законов» [7], по этой причине функции надзора и уголовного преследования считаются равносильными в деятельности прокурора в российском уголовном процессе.

Приведенное многообразие подходов к установлению направления работы прокурора в уголовном судопроизводстве демонстрирует, то, что вплоть до этих времен трудность соотношения видов работы прокурора в уголовном судопроизводстве не обнаружила собственного разрешения. Между тем, считается явным, то что её решение содержит базисное значение, так как сущность и объем полномочий прокурора, равно как и других должностных лиц, являющихся участниками уголовного процесса, обусловлены не только лишь их процессуальным статусом, но и определенным кругом задач, вызванные их функциональным назначением в досудебном производстве.

Анализируя слово «функция», возможно отметить 2 его значения, первое из которых сопряжено с тем, что под функцией подразумевается назначение того либо другого органа в механизме страны, а следовательно, дает возможность сконструировать ответ на вопрос, для чего же прокуратура сформирована и функционирует. Второе — с осознанием видов работы государственного органа, однако не различных его действий, а сопряженных с его целевой направленностью, так как каждая функция подчинена цели и работает на нее.

Исходя из данного анализа, очевидно, то, что главным назначением процессуальной работы прокурора обязан являться надзор за соблюдением законности в процессе уголовного судопроизводства, по этой причине приоритетной обязана быть его надзорная функция.

Надзор за осуществлением законов считается одним из основных направлений в деятельности прокуратуры РФ. Эта отрасль прокурорского надзора напрямую связана не только лишь с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов регионального самоуправления, однако и с утверждением эффективной вертикали власти. Она в окончательной степени проявляется в действительной защите и обеспечивании прав и свобод лица и гражданина. В надзоре за осуществлением законов реализуется существенная часть профилактического потенциала прокурорской концепции, так как непосредственно с помощью надзора завоевывается не только лишь надлежащее исполнение законов, однако и обнаружение правонарушений на преждевременных стадиях их развития [8].

Так, например, при осуществлении надзорных полномочий прокуратурой Краснодарского края в 2018 году выявлено почти 89 тысяч нарушений федерального законодательства, в том числе почти 9 тысяч незаконных правовых актов. Значительный объем от числа оспоренных актов составляют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций [9].

С учетом возросшего количества незаконных нормативных правовых актов, прокурорами приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства в муниципальном нормотворчестве, в том числе наличию пробелов в правовом регулировании. Обеспечение законности нормативных правовых актов во многом способствует укреплению правопорядка и охране прав граждан, в связи с чем работа органов прокуратуры Краснодарского края на данном направлении и впредь будет осуществляться в приоритетном порядке.

В суды направлено 10 тысяч исков (заявлений) на сумму 442 млн. рублей. По материалам общенадзорных проверок возбуждено 387 уголовных дел. В судах с участием прокуроров рассмотрено свыше 23,5 тысяч уголовных и гражданских дел. Прокурорами разрешено 45,8 тысяч обращений, принято 23,7 тысяч граждан.

Наиболее важными для прокуроров являлись вопросы укрепления законности в сферах соблюдения трудовых прав граждан, ценообразования на продукты питания, землепользования и градостроительства, охраны окружающей среды, оборонно-промышленного комплекса, безопасности отдыха граждан в период курортного сезона, противодействия коррупции, террористическим и экстремистским угрозам. Принимались меры, направленные на восстановление прав дольщиков, предоставление компенсации пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам, погашение перед предпринимателями задолженности по оплате государственных и муниципальных контрактов. Особое внимание уделялось обеспечению законности при реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив, подготовке к проведению на территории края Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. В результате прокурорского вмешательства удалось предотвратить незаконное расходование и хищение бюджетных средств на сумму более 900 млн. рублей, по материалам проверок возбуждено 47 уголовных дел в указанной сфере.

Особое внимание следует уделить соблюдению конституционных прав граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в первую очередь, при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу, обеспечению принципа неотвратимости наказания, своевременно реагировать на нарушение разумных сроков расследования и затягивание проведения доследственных проверок. В поле зрения держать вопросы возмещения ущерба от преступных посягательств [9].

Что же касается функций уголовного преследования и процессуального руководства расследованием, в таком случае, принимая во внимание утверждения ч. 2 ст. 21 УПК РФ, вменяющей в обязанность прокурора в любом случае выявления признаков преступления осуществлять предусмотренные законодательством меры по установлению действия преступления, изобличению личности, лиц, виновных в совершении преступления, данные задачи обусловлены главной надзорной функцией, соподчинены ей, а вследствие того считаются дополнительными функциями прокурора.

Поэтому непосредственно через призму обеспечения законности обязана рассматриваться работа прокурора в процессе уголовного судопроизводства: прокурор должен вторгаться в процесс расследования уголовного дела с одной целью — предотвращения, выявления и ликвидации нарушений закона.

В связи с данным является подходящим внесение изменений в уголовно процессуальный закон, которые могут состоять в последующем:

1) статью 37 «Прокурор» переместить в гл. 5, наименование которой поменять на «Участники уголовного судопроизводства со стороны государства»;

2) статью 29 назвать «Суд»;

3) часть 1 ст. 37 УПК РФ изъяснить в последующей редакции:

«1. Прокурор считается должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предустановленной настоящим Кодексом, реализовывать от имени государства надзор за соблюдением законодательства в процессе уголовного судопроизводства».

Представляется, то, что рекомендованные изменения станут содействовать достаточной конкретизации значимости и назначения прокурора в уголовном судопроизводстве, производя упор на приоритетности его надзорной функции.

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.
  2. Францифоров Ю.В. Противоречия уголовного судопроизводства: автореф. дисс…докт. юрид. наук. Н.Новгород, 2007. С. 64.
  3. Хлопушин С. Применение УПК после внесения изменений / С. Хлопушин // Законность. 2008. № 4. С. 9.
  4. Петрухин И. Л. Судебная власть и расследование преступлений / И. Л. Петрухин // Государство и право. 1993. № 7.C. 82.
  5. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса / М. С. Строгович. М.: Наука, 1968. Т. 1. С. 188.
  6. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. / И. Я. Фойницкий. Изд. 3-е, доп. СПб.: Сенат. Тип., 1902. Т. 1. С. 112.
  7. Смирнов А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / К. Б. Калиновский, А. В. Смирнов; под общ.ред. А. В. Смирнова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. С. 132.
  8. Яхьяева, М. У. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / М. У. Яхьяева // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 908.
  9. http://prokuratura-krasnodar.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное судопроизводство, РФ, уголовный процесс, предварительное расследование, прокурорский надзор, уголовное преследование, FIFA, прокурор, процессуальное руководство, Российская Федерация.


Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Задать вопрос