Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования / Я. А. Арнольбик, Ю. А. Долгих, Н. В. Косталанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58094/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основой формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды в организациях дополнительного образования является методическая работа, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, основанный на педагогическом опыте и научных факторах. Методическая работа нацелена на помощь и обеспечение профессионального роста педагога и его творческого потенциала, что в конечном результате способствует повышению уровня воспитанности и образованности учащихся, а также способствует их социализации в современных условиях.

Первоочередная задача методической работы заключается в оказании помощи педагогам в повышении научно-теоретического и методического уровня в их профессиональной деятельности. Для решения данной задачи необходима система мероприятий, разрабатываемая и реализуемая методистами образовательных учреждений.

Первоосновное понятие о методической деятельности позволяет определить ведущие задачи методиста:

− формирование модели взаимодействия, способствующей включению педагога в сотрудничество и творческий поиск.

− удовлетворение существующих профессиональных потребностей педагога.

− создание новых педагогических потребностей, которые уже востребованы или будут востребованы на практике в ближайшем будущем.

Определив ведущие задачи методиста, необходимо рассмотреть методологические подходы, используемые в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Что же представляет собой методология? Методология — это:

− наука о научном методе и методе отдельной науки;

− приемы и методы исследования, применяемых в отдельных видах наук

− учение о средствах деятельности, ее методах и логической организации;

− учение о логике научного исследования, его процедурах, устройства педагогической теории, соотношении предмета познания и объекта, а также эмпирических и теоретических методах исследования.

Какие же методологические подходы существуют в системе дополнительного образования?

− Системный. В данном подходе самостоятельные компоненты рассматриваются в виде совокупности взаимосвязанных между собой компонентов, таких как образовательные цели; педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса; содержание образования и воспитательного процесса, формы, методы и средства обучения.

− Личностный. В данном подходе личность признается как творение исторического развития и носителя культурного наследия. Личность является важнейшим критерием оценивания эффективности образовательного процесса.

− Деятельностный. Данный подход выделяет деятельность как основное средство развития личности.

− Полисубъектный. Данный подход рассматривает личность не столько со стороны его деятельности, сколько со стороны его человеческой сущности, отслеживаются его способность к доброжелательным взаимоотношениям и создание позитивного психологического климата в коллективе.

− Культурологический подход рассматривает связь человека с культурой, которая является системой ценностей, сформированной в процессе развития человечества. В процессе освоения культуры человеком происходит развитие и самого человека, его становление как личности творческой.

− Этнопедагогический. Данный подход делает опору на воспитание личности с опорой на национальную культуру, традиции и обычаи.

− Антропологический подход использует данные всех наук о человеке и учитывает при осуществлении образовательного и воспитательного процессов.

Для успешного развития учреждений дополнительного образования необходима разработка его методики. В этом процессе наиважнейшую роль играет методическая деятельность. Первостепенными субъектами методической деятельности являются методисты, чья профессиональная деятельность должна быть направлена на приобретение, систематизацию и распространение методических знаний, изучение теоретических и практических аспектов дополнительного образования детей, а также разработку методики, предназначенную для анализа и реализации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Среди видов методической деятельности можно выделить несколько основных:

− Самообразование, т. е. систематическое целенаправленное приобретение знаний и навыков в какой-либо области науки;

− Методическое исследование, которое имеет своей целью разработку методических средств исследования и диагностики новых методик, а также модификацию и адаптацию уже используемых на практике;

− Помощь в описании и обобщении передового педагогического опыта;

− Обучение педагогических кадров с целью повышения их квалификации;

− Методическое руководство, которое включает в себя организацию методической деятельности, начинающуюся с отбора целей, содержания, форм и методов педагогической деятельности;

− Методическая коррекция.

− Создание методической продукции, цель которой выражение и распространение методических знаний. Методическая продукция является методической копилкой и решает различные задачи в зависимости от ее вида:

  • описывает сведения, предназначенные для распространения;
  • дает пояснения приемам и методам;
  • обобщает педагогический опыт;
  • разъясняет цели и порядок действий, методику организации различных мероприятий;

Методическая продукция классифицируется по нескольким параметрам: периодичности, адресату, информационному характеру, инновационному потенциалу или функциональному назначению.

Наиболее часто применяется классификация по функциональному назначению. В этом случае вся методическая продукция делится на: информационно-методическую, организационно-методическую, прикладную методическую продукцию, научно-методическую продукцию образовательную продукцию;

− Методическая помощь, которая заключается в оперативном и перспективном реагировании методиста учреждения дополнительного образования на запросы и потребности детских коллективов и педагогических работников.

Качество организации методической деятельности в учреждении во многом зависит от компетентности и профессионализма методиста. Профессионализм методиста условно можно разделить на пять уровней:

  1. Допрофессионализм, который состоит из трех этапов: первоначальное ознакомление с профессией; адаптация, самореализация в профессии;
  2. Профессионализм, т. е. мастерство, свободное владение профессией;
  3. Суперпрофессионализм — выражается в способности методиста к созданию авторской методической системы;
  4. Послепрофессиональный период — период, который знаменуется способностью методиста выступать в качестве наставника, консультанта, эксперта методической и педагогической систем;
  5. Особую группу представляют собой непрофессионалы-методисты, чья профессиональная деятельность, независимо от стажа работы, сводится к выполнению своих функциональных обязанностей по чужим профессионально искаженным правилам.

Каждая профессия включает в себя несколько ролей, в которых выступает специалист. Так, для методиста, основными ролями являются: роль педагога и воспитателя, исследователя и руководителя профессиональной группы, социального педагога и субъекта самообразования. Профессионально значимыми качествами для методиста в реалиях сегодняшнего времени являются его социальная компетентность, способность к практическому решению возникающих проблем, вербальные способности и методические умения. Лишь сочетая в себе все профессиональные качества и выполняя все отведенные роли, методист способен решить поставленную перед ним задачу — помочь педагогу, раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать свой профессионализм и найти свое предназначение.

Литература:

  1. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. — М., 2008.
  2. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2005
  3. Гуров В. А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Калининград, 2005. — 20 с.
  4. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л. В. Ботякова, А. Е. Голомшток, С. С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
  5. Школа и выбор профессии» / под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агановой. — М.: Педагогика, 2007.
  6. http://metodisty.ru/m/news/index/
  7. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-pedagogov-gotovnosti-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti
Основные термины (генерируются автоматически): методическая деятельность, дополнительное образование, методическая продукция, методическая работа, образовательный процесс, профессиональная деятельность, воспитательный процесс, педагогическая деятельность, педагогический опыт, творческий потенциал.


Задать вопрос