Основой формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды в организациях дополнительного образования является методическая работа, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, основанный на педагогическом опыте и научных факторах. Методическая работа нацелена на помощь и обеспечение профессионального роста педагога и его творческого потенциала, что в конечном результате способствует повышению уровня воспитанности и образованности учащихся, а также способствует их социализации в современных условиях.
Первоочередная задача методической работы заключается в оказании помощи педагогам в повышении научно-теоретического и методического уровня в их профессиональной деятельности. Для решения данной задачи необходима система мероприятий, разрабатываемая и реализуемая методистами образовательных учреждений.
Первоосновное понятие о методической деятельности позволяет определить ведущие задачи методиста:
− формирование модели взаимодействия, способствующей включению педагога в сотрудничество и творческий поиск.
− удовлетворение существующих профессиональных потребностей педагога.
− создание новых педагогических потребностей, которые уже востребованы или будут востребованы на практике в ближайшем будущем.
Определив ведущие задачи методиста, необходимо рассмотреть методологические подходы, используемые в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Что же представляет собой методология? Методология — это:
− наука о научном методе и методе отдельной науки;
− приемы и методы исследования, применяемых в отдельных видах наук
− учение о средствах деятельности, ее методах и логической организации;
− учение о логике научного исследования, его процедурах, устройства педагогической теории, соотношении предмета познания и объекта, а также эмпирических и теоретических методах исследования.
Какие же методологические подходы существуют в системе дополнительного образования?
− Системный. В данном подходе самостоятельные компоненты рассматриваются в виде совокупности взаимосвязанных между собой компонентов, таких как образовательные цели; педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса; содержание образования и воспитательного процесса, формы, методы и средства обучения.
− Личностный. В данном подходе личность признается как творение исторического развития и носителя культурного наследия. Личность является важнейшим критерием оценивания эффективности образовательного процесса.
− Деятельностный. Данный подход выделяет деятельность как основное средство развития личности.
− Полисубъектный. Данный подход рассматривает личность не столько со стороны его деятельности, сколько со стороны его человеческой сущности, отслеживаются его способность к доброжелательным взаимоотношениям и создание позитивного психологического климата в коллективе.
− Культурологический подход рассматривает связь человека с культурой, которая является системой ценностей, сформированной в процессе развития человечества. В процессе освоения культуры человеком происходит развитие и самого человека, его становление как личности творческой.
− Этнопедагогический. Данный подход делает опору на воспитание личности с опорой на национальную культуру, традиции и обычаи.
− Антропологический подход использует данные всех наук о человеке и учитывает при осуществлении образовательного и воспитательного процессов.
Для успешного развития учреждений дополнительного образования необходима разработка его методики. В этом процессе наиважнейшую роль играет методическая деятельность. Первостепенными субъектами методической деятельности являются методисты, чья профессиональная деятельность должна быть направлена на приобретение, систематизацию и распространение методических знаний, изучение теоретических и практических аспектов дополнительного образования детей, а также разработку методики, предназначенную для анализа и реализации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Среди видов методической деятельности можно выделить несколько основных:
− Самообразование, т. е. систематическое целенаправленное приобретение знаний и навыков в какой-либо области науки;
− Методическое исследование, которое имеет своей целью разработку методических средств исследования и диагностики новых методик, а также модификацию и адаптацию уже используемых на практике;
− Помощь в описании и обобщении передового педагогического опыта;
− Обучение педагогических кадров с целью повышения их квалификации;
− Методическое руководство, которое включает в себя организацию методической деятельности, начинающуюся с отбора целей, содержания, форм и методов педагогической деятельности;
− Методическая коррекция.
− Создание методической продукции, цель которой выражение и распространение методических знаний. Методическая продукция является методической копилкой и решает различные задачи в зависимости от ее вида:
- описывает сведения, предназначенные для распространения;
- дает пояснения приемам и методам;
- обобщает педагогический опыт;
- разъясняет цели и порядок действий, методику организации различных мероприятий;
Методическая продукция классифицируется по нескольким параметрам: периодичности, адресату, информационному характеру, инновационному потенциалу или функциональному назначению.
Наиболее часто применяется классификация по функциональному назначению. В этом случае вся методическая продукция делится на: информационно-методическую, организационно-методическую, прикладную методическую продукцию, научно-методическую продукцию образовательную продукцию;
− Методическая помощь, которая заключается в оперативном и перспективном реагировании методиста учреждения дополнительного образования на запросы и потребности детских коллективов и педагогических работников.
Качество организации методической деятельности в учреждении во многом зависит от компетентности и профессионализма методиста. Профессионализм методиста условно можно разделить на пять уровней:
- Допрофессионализм, который состоит из трех этапов: первоначальное ознакомление с профессией; адаптация, самореализация в профессии;
- Профессионализм, т. е. мастерство, свободное владение профессией;
- Суперпрофессионализм — выражается в способности методиста к созданию авторской методической системы;
- Послепрофессиональный период — период, который знаменуется способностью методиста выступать в качестве наставника, консультанта, эксперта методической и педагогической систем;
- Особую группу представляют собой непрофессионалы-методисты, чья профессиональная деятельность, независимо от стажа работы, сводится к выполнению своих функциональных обязанностей по чужим профессионально искаженным правилам.
Каждая профессия включает в себя несколько ролей, в которых выступает специалист. Так, для методиста, основными ролями являются: роль педагога и воспитателя, исследователя и руководителя профессиональной группы, социального педагога и субъекта самообразования. Профессионально значимыми качествами для методиста в реалиях сегодняшнего времени являются его социальная компетентность, способность к практическому решению возникающих проблем, вербальные способности и методические умения. Лишь сочетая в себе все профессиональные качества и выполняя все отведенные роли, методист способен решить поставленную перед ним задачу — помочь педагогу, раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать свой профессионализм и найти свое предназначение.
Литература:
- Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. — М., 2008.
- Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2005
- Гуров В. А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Калининград, 2005. — 20 с.
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л. В. Ботякова, А. Е. Голомшток, С. С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
- Школа и выбор профессии» / под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агановой. — М.: Педагогика, 2007.
- http://metodisty.ru/m/news/index/
- http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-pedagogov-gotovnosti-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti