Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 15.04.2019

Статья просмотрена: 1280 раз

Библиографическое описание:

Пружинина, Т. С. Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка / Т. С. Пружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58101/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основной целью обучения иностранным языкам в учреждениях основного общего образования является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция понимается как владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом, говорением) и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения [1].

Учителя иностранных языков все чаще сталкиваются с проблемой неравномерного, несбалансированного развития коммуникативной компетенции. «Молчание» учащихся на уроке иностранного языка становится препятствием для успешного овладения коммуникативной компетенцией, что сказывается на умении строить монологические и диалогические высказывания. Данная проблема обуславливает поиск путей и способов, позволяющих развивать умение говорить на иностранном языке.

Применение коммуникативного подхода является основополагающим при обучении иностранным языкам, в частности при развитии умений говорения. Данный подход представляется возможными при использовании метода коммуникативных заданий. Подобный метод обучения представляет собой использование коммуникативной ситуации, существующей в реальном мире, или задачи, выполнение которой невозможно без коммуникативного сотрудничества. В центре внимания находится непосредственно само задание, а не грамматические или лексические составляющие [2].

Д. Нанен отмечает пять основных характеристик метода коммуникативных заданий [3, с. 75]:

1) акцент на обучении общению посредством коммуникации на изучаемом языке;

2) введение аутентичных текстов (учебных материалов) в учебную ситуацию;

3) обеспечение обучающихся возможностью сосредоточиться не только на языке, но и на самом процессе обучения;

4) увеличение личного опыта обучащихся, как важного элемента, способствующего обучению;

5) попытка привязать изучение языка в учебной аудитории с активацией языка за ее пределами.

Примерами коммуникативных заданий на уроке немецкого языка могут стать задания следующих типов:

1) аргументация, например: „Überzeuge deinen Freund einen Hund zu kaufen. Argumentiere, warum er das machen soll“;

2) выражение личного мнения, чувства в ответ на заданную ситуацию, например: „Die heutige Jugend hat ein großes Interesse an Computerspielen. Viele Eltern sind mit dieser Tendenz beunruhigt. Und was meinst du darüber?“;

3) дискуссия, например: „Gemüse sind gesünder als Pizza und Pommes frites. Oder?“;

4) ролевое общение, например: „Aschenputtel und ihr Stiefmutter. Beschreibt den Ball, den ihr besucht habt“;

5) коммуникативные игры, например:

а) игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся. Этот прием предполагает неравномерное распределение информации между партерами по общению, что стимулирует их речевую деятельность и желание узнать отсутствующую у них информацию, например: „Wanja kennt die Uni, an der du das Studium anfangen möchtest. Frage ihn darüber, um die notwendige Information zu bekommen“;

б) игры на поиск пары и координацию действий, например: „Jeder von euch wird reisen. Ein Paar Schüler fährt nach ein und denselben Ort. Die Aufgabe ist das Paar zu finden“;

в) интервью, например: „Du bist Korrespondent(in). Du interessierst dich, wie, wohin und wann deine Mitschüler gern reisen. Nutze die Tabelle, um alle Antworten aufzuschreiben“.

В качестве подтверждения эффективности метода коммуникативных заданий мы сравнили два урока немецкого языка, проведенных в 5-м классе средней общеобразовательной школы. На первом уроке нами был использован учебник по немецком языку И. Л. Бим. Данный автор часто применяет в своих учебных пособиях путь «сверху вниз», который предполагает развитие умений говорения с опорой на прочитанный или прослушанный текст. Стоит отметить, что использованный нами учебник практически не содержит коммуникативных заданий. Тем не менее, говорение на уроке предполагалось за счет: а) высказывания мнения по прочитанному во фронтальной форме; б) вопросно-ответной работы в парной форме. Речь каждого учащегося на иностранном языке продолжалась в течение 7 мин, речь учителя — в течение 15 мин. Таким образом, речь учителя заняла 33 % от общей продолжительности урока, речь учащихся — 15 %.

На втором уроке, посвященном теме „Die Straßen unserer Stadt“ были запланированы одна языковая игра (лото), необходимая для актуализации знаний учащихся, и две игры в качестве коммуникативных. Рассмотрим предложенные коммуникативные задания более подробно.

Формулировка первого задания была предложена на русском языке в силу отсутствия у учащихся опыта выполнять подобное коммуникативное задание:

В игре принимают участие пять учащихся. Каждый учащийся вытягивает карточку, на которой указано общественное место в городе, например, „Zirkus“. Вы должны узнать у своих одноклассников: 1) название вашего объекта; 2) улицу, на какой он располагается; 3) как выглядит его здание; 4) кто в нем работает. У каждого ученика только один пункт информации по вашему объекту. Не забывайте предлагать имеющуюся информацию одноклассникам по их объектам“.

Для второго коммуникативного задания было выбрано интервью: „Frage deine Mitschüler über ihre Interessen in der Stadt. Fülle die Tabelle aus“. В роли вспомогательного элемента учащимся была предложена таблица с основными вопросами. Учащиеся опрашивали одноклассников и на основе получившихся результатов делали вывод во фронтальной форме. Речь учителя на немецком языке длилась не более 5 мин, т. е. 11 % от общей продолжительности урока. Речь каждого учащегося — 18 мин, т. е. 40 % урока.

Таким образом, процент устной речи учащихся вырос с 15 % до 40 % благодаря применению метода коммуникативных заданий. Процент продолжительности речи учителя сократился в три раза.

В заключение следует сказать, что метод коммуникативных заданий является эффективным в плане активизации устной речи на уроке иностранного языка. Доля речи учащихся на немецком языке способна увеличиваться практически в три раза. Кроме того, данный прием позволяет создать стимул к изучению немецкого языка за счет применения некоторых игровых форм (интервью, поиск информации). На основании этого можно сделать вывод, что метод коммуникативных заданий способен не только развивать умения устной речи учащихся средней школы, но и побуждать их к изучению иностранных языков.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2015. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/938 (дата обращения: 09.01.2019).
  2. Использование метода коммуникативных заданий в обучении студентов английскому языку [Электронный ресурс] // Научные журналы Уральского государственного педагогического университет. — 2015. — Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/879/13.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
  3. Nunan D. Second Language Teaching and Learning [Text] / D. Nunan. — Boston: Heinle and Heinle Publishers, 2002–336 p.
  4. Сборник коммуникативных заданий по английскому языку [Электронный ресурс] // Инфоурок. — 2016. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-kommunikativnih-zadaniy-po-angliyskomu-yaziku-983906.html (дата обращения: 09.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, иностранный язык, задание, коммуникативная компетенция, речь учителя, урок, общая продолжительность урока, речевая деятельность, устная речь учащихся, фронтальная форма.


Похожие статьи

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Похожие статьи

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Задать вопрос