Теоретические основы корпоративного управления (понятие и содержание)
Корпоративное управление — это инструмент, используемый для мониторинга и контроля за результатами деятельности компании, благодаря действиям которой компания демонстрирует эффективность работы с целью удовлетворения интересов акционеров и аффилированных лиц.
Следует отметить, что в каждой стране существует своя модель корпоративного управления, которая адаптирована именно под реалии данной страны, и призвана решать различные экономические проблемы предприятий данной страны. Среди различных моделей развитых стран особенно выделяются модели корпоративного управления Великобритании и США. В модели корпоративного управления Великобритании (2014) имеется 5 основных элементов: менеджмент, эффективность, ответственность, механизмы поощрения и взаимоотношение с акционерами.
В Соединенных Штатах с 2002 года был издан закон Сарбейнса-Оксли, который коренным образом изменил модель корпоративного управления в стране, в результате чего все американские компании были призваны повышать качество и доверенность публичной отчетности компаний, также этим законом регулировалось определение роли и ответственности аффилированных лиц компании.
Теория менеджмента
− Теория агентства
Теория агентства предполагает, что все люди работают в своих личных интересах, поэтому менеджеры в компании не всегда действуют в интересах компании (владельца). Таким образом, следователи данной теории корпоративного управления рекомендуют компаниям повысить независимость наблюдательного совета, что позволит более тесно контролировать Совет директоров. Это в свою очередь поможет компаниям свести к минимуму конфликт интересов между агентами и собственниками, что в целом снизит затраты на агентов (Wang and Huynh, 2013).
− Теория управления
Теория управления является противоположностью теории агентства: менеджеры вместо действия в личных интересах предпочитают действия во благо компании, реализуя таким способом свой потенциал, что в свою очередь дает выгоду владельцам компании. По этой причине следователи данной теории рекомендуют отдать власть управления одному человеку. Так как генеральный директор, являясь одновременно председателем Совета директоров, будет всеми силами стараться приносить наибольшую выгоду для акционеров.
− Теория заинтересованных сторон (теория стейкходеров)
Теория заинтересованных сторон — это расширенная модель теории агентств. Вместо того, чтобы фокусироваться на отношениях между владельцем (акционером) и представителем (менеджером), теория заинтересованных сторон также затрагивает отношения между компанией и различными группами заинтересованных сторон. Теория заинтересованных сторон фокусируется на структуре Совета директоров, в частности на продвижении женщин как членов Совета директоров. Таким образом, гендерное разнообразие в Совете приносит компании определенные преимущества, делая мониторинг Совета директоров более эффективным, более независимым (Ayuso and Argandona, 2007). Кроме того, участие женщин в Совете директоров обычно способствует творческому подходу, повышению производительности, конкурентным преимуществам, а также повышению эффективности управления и мониторинга, что в итоге повышает эффективность деятельности компании.
Теоретические основы эффективности финансовой деятельности компании
Финансовая эффективность компании — это экономическая категория, отражающая выгоду, достигнутую благодаря деловой активности компании.
− Критерии измерения финансовых показателей
Финансовая эффективность компаний, которая отражается в постоянно в публикуемой отчётности, является очень важным показателем для заинтересованных сторон, таких как акционеры, Совет директоров, кредиторов, поставщики и т. д., для принятия деловых или инвестиционных решений. Финансовая эффективность демонстрирует результаты деятельности компании на основе показателей, отражающих экономические цели, включая также группы показателей, отражающих рентабельность, и группы показателей, отражающих рыночную стоимость (Venkatraman и Ramanujam, 1986).
В научных исследованиях финансовая эффективность часто достигается с помощью рыночных подходов, доступа к финансовой отчетности и комплексного подхода (Pham Quoc Viet, 2010). Она измеряется различными показателями, которые можно разделить на две основные группы:
- показатели, отражающие рентабельность;
- показатели, отражающие рыночную стоимость.
Воздействие корпоративного управления на эффективность финансовой деятельности компании
Исследования влияния корпоративного управления на финансовую эффективность часто проводят двумя способами. Первый способ — изучение влияния корпоративного управления на эффективность компании посредством оценочных карт либо показателей корпоративного управления. Второй способ — изучение влияния элементов корпоративного управления на финансовую эффективность.
Первый способ дает разрозненные результаты в связи с зависимостью от времени сбора статистики и зависимостью от правовых институтов и культуры, а также особенностей конкретной страны.
Второй способ рассматривает ряд факторов, представляющих элементы корпоративного управления, влияющих на финансовую эффективность; зачастую основное внимание уделяется элементам, распределённым по группам:
- Характеристика Совета директоров: независимость, профессиональная квалификация членов, количество женщин, входящих в Совет директоров, общее количество членов Совета директоров, право на неполный рабочий день.
- Структура собственности: собственность членов Совета директоров, собственность крупных инвесторов, собственность иностранных инвесторов.
- Характеристики наблюдательного совета: независимость, профессиональная квалификация, количество членов наблюдательного совета.
- Механизм вознаграждения членов Совета директоров.
Как представлено в данном обзоре исследований, в основном, исследование влияния репрезентативных элементов корпоративного управления на финансовую эффективность компаний дает разнообразные, а порой и противоречивые результаты.
Литература:
- Adams R., and Mehran H (2005), “Corporate performance, board structure và its determinants in the banking industry”, Working paper, Federal Reserve Bank of New York.
- Adams Renee B, Heitor Almeida and Daniel Ferreira (2005), “Powerful CEOs and Their Impact on Corporate Performance”, Журнал “The Review of Financial Studie”s, Номер 18(4).
- Aldamen H., Duncan K., Kelly S., McNamara R., and Nagel S (2012), “Audit Committee Characteristics and Firm Performance during the global financial crisis”, Журнал “Accounting và Finance”, Номер 52(4), 971–1000.
- Bethel J. E., Liebeskind J. P., and Opler T (1998), “Block share purchase and corporate performance”, Журнал “The Journal of Finance”, Номер 53(2), 605–634.
- Bhagat Sanjai and Brian Bolton (2008), “Corporate Governance and Firm Performance”, Журнал “The Journal of Finance”, Номер 14, 257–273.
- Brainard W. C., and Tobin J (1968), “Pitfalls in financial model building”, Журнал The American Economic Review, Номер 58(2), 99–122.
- Brickley J., J. Coles and G. Jarrell (1997), “Leadership Structure: Separating the CEO and Chairman of the Board”, Журнал “The Journal of Finance”, Номер 3, 189–220.
- Bronson S. N., J. V. Carcello, C. W. Holligsworth and T. L. Neal (2009), “Are fully independent audit committees really necessary”, Журнал “The Journal of Finance”, Номер 25(5), 609–625.