Исследовательский подход к обучению не является новым явлением в педагогике. Идея его использования была впервые выдвинута в России во второй половине XVIII века. Сегодня в профессиональном образовании значительно актуализировался исследовательский подход, который обеспечивает подготовку компетентного творческого специалиста, умеющего адаптировать полученные знания к практической деятельности, обладающего фундаментальной теоретической базой и широким спектром компетенций, инициативного, самостоятельного, способного постоянно совершенствовать профессиональную деятельность.
Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью к новшествам, социально- профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.
Многократно возрастает роль науки и научно- исследовательской деятельности в процессе практической подготовки студентов как социального института, занимающего важное место в интеллектуальной и социально- экономической жизни общества.
Проблема развития исследовательско-творческой культуры, формирования творческого отношения к труду анализируется в исследованиях Б. Г. Ананьева, Е. В. Бондаревской, В. И. Загвязинского, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. В. Краевского, Ю. Н. Кулюткина, Е. К. Осиповой, И. П. Раченко, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др.
Научно–исследовательская деятельность студентов как одно из направлений ФГОС СПО занимает важное место в содержании подготовки специалистов среднего профессионального образования. В процессе научного исследования у студентов накапливается значимая научная информация, соответствующий научный аппарат: теоретические понятия, концепции и методология проведения исследования. Система непрерывного образования убеждает студента в том, что каждая отрасль науки находится в постоянном развитии, порождая новые научные направления и совершая новые фундаментальные открытия.
Развитие науки побуждает к новым исследованиям и открытиям, стимулирует стремление к новым знаниям, опровергает ценность тех истин, которые утрачивают достоверность или не находят применения на практике. Студент осваивает методологию научного исследования, совокупность принципов, методов, включающих разработку конкретных методик, процедур исследования.
В период обучения в колледже студенты овладевают основами исследовательской деятельности и выполняют разные виды учебно- исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Освоение студентами колледжа исследовательских и организационно- оформительских навыков является основой для их обучения на второй ступени непрерывного профессионального образования- в вузе. Основными исследовательскими компетенциями, формируемыми в системе непрерывного профессионального образования, являются:
– развитая способность формулировать и обосновывать актуальность темы и цели исследования;
– владение методикой и методологией разработки научного аппарата исследования;
– владение технологией проведения количественного и качественного анализа фактического материала, добытого экспериментально- практическим путем;
– умение аргументировать актуальность, научную и практическую значимость исследуемой темы;
– владение теоретическими научными методами анализа, синтеза, обобщения информации и формирования логически обоснованных выводов, предложений, рекомендаций по внедрению полученных результатов в практику.
Система последовательного включения студентов в творческую и исследовательскую деятельность обеспечивает выход на индивидуальные программы развития и индивидуальные траектории жизнедеятельности студентов. Увлеченность научно–исследовательской деятельностью развивает у студентов качества и способности, которые отвечают запросам современного работодателя.
Среди них такие личностные качества, как разносторонняя эрудированность, любознательность, упорство и работоспособность, предприимчивость в решении нестандартных задач, креативность и самостоятельность, коммуникабельность и организаторские способности, потребность в профессиональном самообразовании и непрерывном обогащении профессиональных знаний, умений, навыков; а также профессиональные качества: умение осуществлять анализ, синтез, диагностику и целеполагание, способность к проектированию профессиональной деятельности.
Конкурентоспособный выпускник должен быть готов к системным действиям в профессиональной ситуации, проявлять ответственность и самостоятельность в условиях неопределенности, стремиться к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Кроме традиционных форм исследовательской работы студентов (лабораторная работа, рефераты, олимпиады, научные кружки и научные общества, научно- практические конференции, конкурсы студенческих работ, подготовка и презентация докладов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ) в последнее время все чаще используется метод проектов (продукты проектной деятельности и их публичная защита).
Метод проектов — это способ достижения цели в виде полученных практико- ориентированных результатов, которые могут быть оформлены в виде научного доклада, научной статьи с применением традиционных и инновационных знаний. Разработка, написание и защита проектов представляет собой включение студентов в творческий процесс, который начинается разработкой идеи и заканчивается защитой данной идеи в виде презентации или научного доклада.
Проектная деятельность настраивает студентов на творческое, нестандартное решение задач, на их теоретическую и практическую реализацию. Проектная деятельность формирует у студентов важные профессионально–личностные качества, среди которых особо выделяется способность к коммуникации, сотрудничеству, умению решать задачи коллективно, на что ориентирован любой совместный, коллективный проект.
Коллективный проект формирует у студентов очень ценные умения: распределять между собой обязанности, согласовывать коллективные действия, уступать желаниям друг друга, слушать и слышать, убеждать друг друга в своей правоте.
Коллективная, совместная, согласованная, увлекательная деятельность, в которой они объединяются для решения общей задачи, формирует определенные качества личности, необходимые для дальнейшей профессиональной работы, что полностью отвечает требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов и делает будущего специалиста достаточно конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Литература:
- Бережнова В. Е., Краевский В. В. Основы учебно–исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2005.
- Пастухова И. П., Тарасова Н. В. Основы учебно–исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2010.
- Пидкасистый П. И. Словарь–справочник по педагогике/ авт.- сост. В. А. Мижериков; под общ. Ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.
- https://infourok.ru/doklad-znachenie-i-organizaciya-issledovatelskoy-raboti-v-podgotovke-konkurentosposobnogo-specialista-3046690.html