В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. «Туризм» может рассматриваться как одна из перспективных «точек роста» повышения конкурентоспособности и привлекательности региона, как как является высокодоходной отраслью. При проведении грамотной программы продвижения в туристической сфере можно сделать территорию привлекательной для разных целевых групп. В статье проводиться анализ туристической привлекательности республики Тыва и даются рекомендации по ее повышению.
Ключевые слова: туристическая привлекательность региона, бренд региона, продвижение территории, имидж территории.
Продвижение территории и создание ее положительного имиджа стали одним из приоритетов деятельности региональных и муниципальных органов власти. Сверхзадачей продвижения территории является ее интенсивное экономическое развитие, для чего требуется привлечение инвестиций, иногда человеческих ресурсов и всегда формирование положительного отношения жителей региона к принимаемым политическим решениям. Конечно, для эффективного продвижения территории необходимо, чтобы в наличии были как материальные (например, природные ресурсы, средства производства, промышленные и рекреационные зоны и т. д.) так и нематериальные (технологические ресурсы, репутация, торговые марки и т. п.) активы. Однако, даже имея все это, город или регион не смогут ничего достичь, если о них не будут знать целевые группы, которые оказывают существенное влияние на финансовые потоки.
В сложившихся условиях конкуренция между регионами идет по всем возможным направлениям привлечения средств. Одним из основных факторов конкурентоспособности региона является его туристическая привлекательность.
И. Бегг рассматривает термин конкурентоспособность с двух позиций: во-первых, с позиции уровня развития экономики региона; во-вторых, в сравнении с другими регионами. В этом смысле, по его мнению, конкурентоспособность региона заключается в защите им своей доле рынка (аналогично компаниям).
И. Бегг обращает внимание на то что, способность территории конкурировать зависит от основных его «атрибутов», отвлекающих привлекательность региона как места «региональных действующий лиц», а также от слабых и сильных сторон экономический агентств. [1]
Повышение привлекательности региона в туристической сфере направлено на создание, развитие, распространение общественного признания положительного образа региона для потенциальных туристов. По сравнению с другими направлениями конкурентоспособности региона это направление является относительно недорогим, хотя и требующим определенных затрат. Ведущие инструменты маркетинга имиджа — это коммуникационные мероприятия, с помощью которых можно демонстрировать открытость территории для контактов и привлечении внешних субъектов.
Процесс управление туристической привлекательностью региона можно разделить условно на несколько этапов.
Во-первых — сбор статистической информации по туристической сфере
данного региона для определения текущей ситуации (количество туристических фирм, гостиниц, отелей, объектов общественного питания, выставочных, экскурсионных залов и т. д.). Без наличия этого этапа все шаги, направленные на управление процессом конкурентоспособности территории будут совершаться «вслепую»
Во-вторых, анализ туристической инфраструктуры и туристических продуктов конкурентных регионов предполагает правильное определение соперников для конкретного уровня развития туристической отрасли данного региона. Так, например, для республики Тыва целесообразно конкурировать с другими регионами Сибири, такими как республика Алтай, Карелия, Хакасия, которые находятся на более высокой ступени развития туристической индустрии и уже имеют широко известные бренды.
Подчеркивается исключительная важность необходимости правильного выбора конкурентов, что позволит не только эффективно нести борьбу за существующее количество туристов, но и планомерно развивать отрасль в данном регионе. Возможно проведение анкетирование туристических фирм с целью выявление основных предпочтений и интересов туристов в исследуемом регионе.
Проанализируем туристическую привлекательность республики Тыва. Начать необходимо с самого региона. Республика Тыва — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Регион обладает значительными туристскими ресурсами, включающими природно-рекреационный и историко-культурный аспекты. Туристов привлекают красота и экологическая чистота природы, большое количество уникальных памятников истории и культуры, выгодное географическое положение в центре Азии.
Ниже следуют основные направления развития туризма в Республике Тыва. Культурно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, событийный туризм, сельский туризм, экологический туризм, спортивный туризм.
Необходимо подчеркнуть, что главной особенностью республики является то, что на сравнительно небольшой площади расположены практически все природные зоны земного шара. Как отмечалось ранее, туристов поражает резкий контраст зон на сравнительно небольшой территории: раскаленный песок пустыни и белоснежные шапки гор, ковыльные степи и дремучая тайга, тундра и альпийские луга.
Важно также отметить, что из 807 объектов культурного наследия, стоящих на государственной охране, 756 памятников являются памятниками археологии. Тува имеет богатейшие запасы минерализованных вод — 34 группы минеральных источников и 11 солено-грязевых озер. Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Тыва находится 23 баз отдыха, которые в основном эксплуатируются только в летний период.
Можно сделать вывод, что республика Тыва имеет все возможности и ресурсы, чтобы стать конкурентоспособным регионом Сибири. Основной задачей на данный момент становится разработка уникальных туристических продуктов, проведение комплексной программы продвижения республики на туристическом рынке и как следствие формирование благоприятного имиджа региона в целом. Для этого необходим четкий статистический сбор данных по потоку туристов.
Перейдем к показателям. Далее в таблице продемонстрирована динамика показателей туризма по данным Тывастата на 2017г.
Таблица 1
Динамика показателей туризма вРеспублике Тыва
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. (оценка) |
Прирост 2014г./ 2017г., % |
1. Число туристских фирм, штук |
15 |
21 |
25 |
28 |
63 |
2. Реализовано путевок (турпакетов), штук |
428 |
662 |
728 |
864 |
41 |
3. Количество обслуженных граждан, человек |
34155 |
44065 |
48471 |
50861 |
61 |
4. Объем платных услуг населению в сфере туризма, млн. рублей |
47,8 |
62,1 |
62,4 |
68,6 |
70 |
5. Количество коллективных средств размещения, единиц |
18 |
18 |
30 |
40 |
45 |
Однако нельзя не отметить, что развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Тыва существенно сдерживается недостаточным ассортиментом туристического продукта, высокой стоимостью и качеством транспортных и гостиничных услуг, отсутствием системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения республиканского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов, инфраструктуру туризма.
Для выявления конкурентных преимуществ территории с целью ее дальнейшего продвижения, а также для диагностики имеющихся предпосылок и барьеров развития Республики Тыва автором была использована схема SWOT — анализа, фиксирующая сильные и слабые стороны, возможности и угрозы региона.
Таблица 2
SWOT-анализ республики Тыва.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
достаточно высокий рекреационный потенциал, имеет уникальные природные ресурсы для организации отдыха и лечения исторические и архитектурные памятники и уникальные археологические открытия национальная культура, традиционный уклад жизни тувинцев, быт русских староверов, шаманизм и горловое пение вызывают большой интерес у туристов |
отсутствие практики создания благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру отдаленность республики от международных путей сообщения и дорогой проезд, слабая развитость услуг авиации недостаточное число гостиниц, несоответствие качества услуг средств размещения международным стандартам отсутствие на республиканском уровне программы продвижения, а также единого логотипа и слогана, раскрывающих туристские перспективы республики. отсутствие достоверной государственной статистической информации по организациям туристской индустрии Непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма |
Возможности |
Угрозы |
перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников; — наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия; — повышение спроса на сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма; — восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня); |
- усиление конкуренции со стороны других регионов — спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и мире; — усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации; — наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма; — неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов; |
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии республики необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Республики Тыва современной туристской индустрии.
Развитие туристической привлекательности региона тесно связано с задачей создание бренда республики. Основные идеи брендинга могут быть использованы в развитии региона как в национальной, так и международной конкурентной среде. Как отмечалось ранее, республика Тыва всегда славилась богатой культурным наследием и уникальными природными ресурсами. Именно расположение Тувы в географической центре азиатского материка, очень часто привлекает не только внутренних туристов, но и зарубежных.
Для повышения конкурентоспособности в национальной и международной среде необходимо еще разрабатывать элементы брендинговой политики на постоянной основе, где должны быть четко определены ассоциации, связанные с республикой Тыва — логотип, слоган, цвет.
Для создание широкой доступности туристической информации о регионе как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом рекомендован целый комплекс мероприятий. Следует начать с развития информационных ресурсов как эффективного средства распространения информации. Далее, необходимо взаимодействие с представителями СМИ в рамках специализированных мероприятий для прессы; создание креативной концепции по продвижению туристических продуктов на ключевых рынках; производство рекламных материалов: выпуск тематических брошюр, дизайн рекламных модулей и т. д.
В заключении стоит упомянуть о том, что при использовании различных инструментов и способов формирования имиджа региона, следует руководствоваться системным подходом, который предполагает использование всех элементов системы, а в нашем случае системы мер и инструментов, во взаимосвязи и взаимозависимости, которые представляют собой единое целое, направленное на выполнение конкретной миссии.
Литература:
- Василенко И. А., Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько; под ред. И. А. Василенко. Имидж России: Концепция национального и территориального брендинга. М.:«Экономика», 2012г.
- Голубцов О. Н. Становление интернет-брендинга в автобизнесе: Сайты выходят в офлайн-пространство // Маркетинг услуг. 2013. № 2.
- Дупленко Н. Г. Использование инструментов маркетинга территорий в региональных программах социально-экономического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1.
- Дупленко Н. Г. Использование бенчмаркинга для развития малого предпринимательства в муниципальном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4.
- Дупленко Н. Г. Механизм выравнивания асимметрии социально-экономического развития региона // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2012.
- Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. и Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы, СПб. «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005.
- Шабанов Т. И. Развитие инструментов интернет-брендинга в России // Бизнес в законе. 2012.
- Шалимова А. А. Интернет-маркетинг в продвижении бренда Калининградской области // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1.
- Имидж России: поиск инновационных технологий: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова 19 марта 2013 г. [Под ред. И. А. Василенко] — Пушкино: «Центр стратегической конъюнктуры», 2013.