На основе личного опыта преподавания иностранного языка мы пришли к выводу: преподавание иностранных языков особенно эффективно, если оно ведется систематически и планомерно, во взаимосвязи с преподаванием других предметов, предусмотренных программой начальной школы.
Цель нашей статьи — показать, как конкретно и практически осуществляется эта взаимосвязь на уроках английского языка в 4 классе общеобразовательной школы.
Самые тесные связи обнаруживаются между первоначальным обучением детей иностранному языку устным методом и обучением арифметике.
Анализ учебника для 4 класса по математике показывает, что большинство заданий, предложенных учащимися, основано на лексическом материале, взятом из окружающей действительности, на бытовой и учебной тематике, понятной и близкой школьнику.
Счету подлежат игрушки, предметы домашнего обихода, животные, птицы и растения, фрукты, учебные принадлежности.
Эту же лексику включают и такие темы, как «Игрушки», «Мой дом», «Звери и птицы», «Наш класс» и др., изучаемые на уроках английского языка во 2 классе.
Следовательно, бытовая конкретная общеупотребительная лексика, тесно связанная с деятельностью первоклассника и его играми, лежит в основе взаимосвязи между арифметикой и иностранным языком.
Основу межпредметной связи образуют и характерны для математических задач и примеров простые, чёткие, постоянно повторяющиеся синтаксические модели.
Взаимосвязь двух дисциплин проявляется и в возможности использования программного материала по математике на занятиях иностранным языком. Усвоение этого материала вырабатывает у ребят определённые пространственные представления (много — мало, справа — слева), представление о каждом числе, о натуральном ряде чисел, умение считать и производить арифметические действия в приделах до 100, обращаться с монетами, ориентироваться во времени.
Чтобы правильно осуществить взаимосвязь двух дисциплин на практике, учитель должен выбрать формы и приемы работы на занятиях иностранным языком.
Так, на занятиях иностранным языком мы решаем арифметические задачи и примеры.
Что же делает арифметическую задачу эффективным упражнением для развития языковых умений и навыков?
Прежде всего решение задачи — отличный прием для создания ситуации. Каждая арифметическая задача обязательно предполагает наличие простейшей ситуации, побуждающей к высказыванию, значение которой для изучения иностранного языка трудно переоценить.
Арифметические задачи на уроке английского языка охватывают все темы, подлежащие изучению на уроках иностранного языка в 3 классе. Приведём примеры:
The little hand is at 2.
The big hand is at 12.
What time is it?
* * *
I have 2 books.
My friend has 3 books.
How many books have we?
* * *
Niff-Niff has a straw house.
Naff-Naff has a wooden house.
Nuff-Nuff has a stone house.
How many houses have they?
Решение арифметических задач на уроках иностранного языка — эффективное упражнения для усвоения речевых образцов. Решая однотипные задачи на занятиях английским языком, дети учатся:
1) подставлять постоянные элементы в речевом абзаце:
Ann
Natasha has two apples
Betty
* * *
Mother
Granny gives her two more apples
Father
* * *
Ann
How my apples has Natasha
Betty
2) подставлять переменные элементы в речевом абзаце:
ball
Ann has a doll in her hand
Car
* * *
Drum
Ada has a flag in her hand
Hoop
How many toys have the girls?
3) Расширять речевой образец:
Ann has an apple
Dolly has an apple
How many apples have the girls?
Ann has a white apple
Dolly has a red apple
How many apples have the girls?
Придумывая задачу, ребёнок по-своему усмотрению использует определённый речевой образец, наполняя его соответствующим лексическим содержанием. В работе такого вида дети учиться творческому применению изучаемого образца в речи.
Арифметическая задача на уроке английского языка — эффективное упражнение, цель которого — выработать умение мыслить на иностранном языке. При решении задач максимально активизируется мыслительная деятельность ребёнка. Для того чтобы решить задачу, первоклассник должен прежде всего понять ее содержание, изложенное на иностранном языке. Сосредоточивая внимание на решении задач, дети в тоже время непроизвольно запоминают языковый материал, содержащейся в них.
Каждая арифметическая задача по самой своей структуре представляет собой диалог. Это может быть диалог между учителем и классом, между учителем и отдельным учеником, между учащимися. Поэтому задача на уроке иностранного языка может рассматриваться как упражнение, направленное на развитие устной диалогической речи.
Задачи-диалоги можно подразделить на два типа: развёрнутый диалог и двучастный диалог.
1) развёрнутый диалог представляет собой ряд вопросов и ответов, облегчающих первокласснику восприятие языкового материала.
Задача-диалог такого типа отличаются по своей форме от традиционной арифметической задачи. Например:
What do you see, Ann? (демонстрируетсякартинка)
— I see a drum.
What do you see, Bob? (демонстрируется картинка)
— Iseeaflag
How many toys do they see, children?
— Theyseetwotoys
2) Двучастный диалог состоит из развернутого высказывания, заканчивающегося вопросом, и ответа:
You see Ann. (демонстрируетсякартинка) She has a white ribbon. Mother gives her a pink ribbon. Howmanyribbonshasshe?
— Shehastworibbons
Задача-диалог такого типа вырабатывает у детей умение слушать иностранную речь в связном потоке и может рассматриваться как упражнения, способствующие развитию навыков слушания.
Итак, задача как эффективный прием, направленный на развитие навыков диалогической речи, слушания и мышления на основе предложенной ситуации, может занять соответствующее место в системе устных упражнений на уроке иностранного языка. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) Задача, предложенная первокласснику на занятиях иностранным языком, должна быть построена исключительно на изученных речевых образцах.
2) Арифметические трудности в задаче сводится к минимуму, чтобы не тормозить усвоение языкового материала.
3) Решение задач на уроке иностранного языка следует по возможности проводить с опорой на наглядность.
4) Задачи необходимо решать в течение всего года при прохождении соответствующих лексических тем.
Наряду с задачами на занятиях иностранным языком мы предлагаем ребятам примеры на сложение и вычитание.
Первоначально примеры полагаются форме задач:
Teacher: Sam has two cars
Dick has three cars
How many cars have the boys?
Children: They have five cars
Teacher: That’s right. Two plus three is five.
В третей четверти мы прилагаем учащимся решать примеры такого типа:
How much is two and two?
— Two and two is four
How much is two from five?
— Two from five is three
Так как решение примеров в отрыве от определённой ситуации открывает значительно меньше возможности (по сравнению с примерами, построенными на материале задач) для использования тематического языкового материала, то мы отводим им незначительное место на занятиях иностранным языком.
Литература:
- Пчелко А. С., Поляк Г. Б. Арифметика, учебник для первого класса начальной школы. Москва: «Просвещение», 1967.
- М. В. Вербицкая М. Б., Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. Проф. М. В. Вербицкой. — М.: Вентана-Граф:
- Н. И. Быкова, Д. Дули М. Д. Поспелова, Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 3 класса. — М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2011.