Изобразительное искусство играет значительную роли в развитии не только эстетических чувств ребенка, но и участвует в развитии его как личности. Для дошкольников характерна предрасположенность к рисованию. Технические приемы рисования можно развивать у дошкольника посредством нетрадиционных техник. На данный момент времени наблюдается большое количество педагогических технологий в области нетрадиционных техник.
Ключевые слова: рисование, дошкольник, нетрадиционные техники, развитие, формирование.
Fine art plays a significant role in the development of not only the aesthetic feelings of the child, but also participates in the development of his personality. For preschoolers, a predisposition to drawing is characteristic. Drawing techniques can be developed at a preschooler through non-traditional techniques. At this time there is a large number of educational technologies in the field of non-traditional techniques.
Keywords: drawing, preschooler, non-traditional techniques, development, formation.
В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально — нравственные убеждения, определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей задачей занятий по рисованию в ДОО является развитие личности дошкольника путем формирования его сложного внутреннего мира. Изобразительная деятельность влияет на развитие духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение.
«В своём произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей зависимости и, одновременно власти над ним» [2, с. 65]. Через искусство дети познают мир прекрасного, приобщаются к этой важной области человеческого существования, постигают премудрости творческого труда. Дошкольники наиболее предрасположены к изобразительной деятельности. Однако создание изображения требует целого ряда навыков и умений, формирующихся на образах восприятия и представлений. Ребенок, создавая изображение, приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в ходе работы над изображением он осмысливает новые качества предметов, приобретает художественно — изобразительные умения и навыки, стремиться их использовать в своем рисунке. Каждый ребенок по своей природе талантлив, уникален, только он не всегда знает об этом. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от посещения кружка или студии» [1, с. 49]. Заинтересовать, выявить способности каждого дошкольника — главная задача воспитателя. Оказать помощь в ее решении могут нетрадиционные техники рисования.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования способствует развитию художественно — образного мышления. Помочь дошкольникам проникнуться смыслом и гармонией нетрадиционной техники рисования — вот сложнейшая задача воспитателя [3, с. 77].
Цель исследования: изучить нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте как средство развития технических навыков рисования.
Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие технических приёмов рисования будет более эффективной, если использовать нетрадиционные приемы рисования.
Для достижения цели были использованы следующие методы и формы работы:
− методика «Диагностика определения уровня сформированности технических навыков рисования» Т. С. Комаровой [4],
− наблюдение,
− анализ продуктов деятельности дошкольников (рисунков).
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить, что уровень сформированности технических умений и навыков рисования у дошкольников экспериментальной группы находятся на стадии формирования.
Для развития данного навыка были рекомендованы дошкольники экспериментальной группы для участия на формирующем этапе исследования.
С нетрадиционными техниками рисования дети дошкольного возраста начинают знакомиться с младшей группы, вследствие чего занятия проходили довольно плодотворно и с высоким уровнем эмоциональной отдачи со стороны дошкольников.
Некоторые дети испытывали небольшие затруднения не только в процессе проведения занятий, но и при использовании нетрадиционных техник. Это связано с тем, что нетрадиционная техника рисования является фактически недоступной для людей с низким уровнем креативности, которые не понимают ее суть и назначение.
Но для данного возраста характерен высокий уровень обучаемости: детям достаточно было дать направление в работе, уточнить понимание инструкции и удержании ее в памяти или повторно обратить внимание ребенка на образец.
Таким образом, в процессе проведения формирующего этапа, при переходе от одного занятия к другому и от одной нетрадиционной техники к другой наблюдалось повышение уровня развития технических навыков и умений рисования и творческой активности детей. Дети стали вести более уверенно и раскованно, не стеснялись переспрашивать о технике выполнения изображения, стремились прийти на помощь товарищу.
После проведения формирующего этапа выявлены следующие отличия:
− после проведения формирующего этапа исследования снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 80 % до 0 % (положительная динамика оценивается в 80 %); в контрольной группе — с 10 % до 5 % (положительная динамика оценивается в 5 %);
− после проведения формирующего этапа исследования повысилось количество дошкольников со средним уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 20 % до 55 % (положительная динамика оценивается в 35 %); в контрольной группе — остался на прежнем уровне — 60 % (положительная динамика оценивается в 0 %);
− после проведения формирующего этапа исследования повысилось количество дошкольников с высоким уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 0 % до 45 % (положительная динамика оценивается в 45 %); в контрольной группе — с 30 % до 35 % (положительная динамика оценивается в 5 %).
Таким образом, уровень сформированности технических умений и навыков рисования пейзажа у дошкольников экспериментальной группы в среднем повысился на 80 % после проведения формирующего этапа исследования, в контрольной группе, которая не принимала участие на формирующем этапе — на 5 %.
А значит, подтверждается гипотеза.
В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для обучения в ДОО.
Литература:
- Бакушинский, А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды [Текст] / А. В. Бакушинский. — М.: Словис, 2013. — 352 с.
- Буровкина, Л. А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография [Текст] / Л. А. Буровкина. — М.: МГПУ, 2014. — 320 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горязева, А. С. Питерских. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 129 с.
- Художественно-творческие способности ребенка: Диагностический материал [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Светоч, 2012. — 169с.