Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 16.04.2019

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте / Ф. С. Газизова, А. Ш. Гиниятуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58123/ (дата обращения: 15.11.2024).



Изобразительное искусство играет значительную роли в развитии не только эстетических чувств ребенка, но и участвует в развитии его как личности. Для дошкольников характерна предрасположенность к рисованию. Технические приемы рисования можно развивать у дошкольника посредством нетрадиционных техник. На данный момент времени наблюдается большое количество педагогических технологий в области нетрадиционных техник.

Ключевые слова: рисование, дошкольник, нетрадиционные техники, развитие, формирование.

Fine art plays a significant role in the development of not only the aesthetic feelings of the child, but also participates in the development of his personality. For preschoolers, a predisposition to drawing is characteristic. Drawing techniques can be developed at a preschooler through non-traditional techniques. At this time there is a large number of educational technologies in the field of non-traditional techniques.

Keywords: drawing, preschooler, non-traditional techniques, development, formation.

В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально — нравственные убеждения, определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей задачей занятий по рисованию в ДОО является развитие личности дошкольника путем формирования его сложного внутреннего мира. Изобразительная деятельность влияет на развитие духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение.

«В своём произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей зависимости и, одновременно власти над ним» [2, с. 65]. Через искусство дети познают мир прекрасного, приобщаются к этой важной области человеческого существования, постигают премудрости творческого труда. Дошкольники наиболее предрасположены к изобразительной деятельности. Однако создание изображения требует целого ряда навыков и умений, формирующихся на образах восприятия и представлений. Ребенок, создавая изображение, приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в ходе работы над изображением он осмысливает новые качества предметов, приобретает художественно — изобразительные умения и навыки, стремиться их использовать в своем рисунке. Каждый ребенок по своей природе талантлив, уникален, только он не всегда знает об этом. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от посещения кружка или студии» [1, с. 49]. Заинтересовать, выявить способности каждого дошкольника — главная задача воспитателя. Оказать помощь в ее решении могут нетрадиционные техники рисования.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования способствует развитию художественно — образного мышления. Помочь дошкольникам проникнуться смыслом и гармонией нетрадиционной техники рисования — вот сложнейшая задача воспитателя [3, с. 77].

Цель исследования: изучить нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте как средство развития технических навыков рисования.

Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие технических приёмов рисования будет более эффективной, если использовать нетрадиционные приемы рисования.

Для достижения цели были использованы следующие методы и формы работы:

− методика «Диагностика определения уровня сформированности технических навыков рисования» Т. С. Комаровой [4],

− наблюдение,

− анализ продуктов деятельности дошкольников (рисунков).

Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить, что уровень сформированности технических умений и навыков рисования у дошкольников экспериментальной группы находятся на стадии формирования.

Для развития данного навыка были рекомендованы дошкольники экспериментальной группы для участия на формирующем этапе исследования.

С нетрадиционными техниками рисования дети дошкольного возраста начинают знакомиться с младшей группы, вследствие чего занятия проходили довольно плодотворно и с высоким уровнем эмоциональной отдачи со стороны дошкольников.

Некоторые дети испытывали небольшие затруднения не только в процессе проведения занятий, но и при использовании нетрадиционных техник. Это связано с тем, что нетрадиционная техника рисования является фактически недоступной для людей с низким уровнем креативности, которые не понимают ее суть и назначение.

Но для данного возраста характерен высокий уровень обучаемости: детям достаточно было дать направление в работе, уточнить понимание инструкции и удержании ее в памяти или повторно обратить внимание ребенка на образец.

Таким образом, в процессе проведения формирующего этапа, при переходе от одного занятия к другому и от одной нетрадиционной техники к другой наблюдалось повышение уровня развития технических навыков и умений рисования и творческой активности детей. Дети стали вести более уверенно и раскованно, не стеснялись переспрашивать о технике выполнения изображения, стремились прийти на помощь товарищу.

После проведения формирующего этапа выявлены следующие отличия:

− после проведения формирующего этапа исследования снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 80 % до 0 % (положительная динамика оценивается в 80 %); в контрольной группе — с 10 % до 5 % (положительная динамика оценивается в 5 %);

− после проведения формирующего этапа исследования повысилось количество дошкольников со средним уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 20 % до 55 % (положительная динамика оценивается в 35 %); в контрольной группе — остался на прежнем уровне — 60 % (положительная динамика оценивается в 0 %);

− после проведения формирующего этапа исследования повысилось количество дошкольников с высоким уровнем сформированности технических навыков и умений рисования пейзажа: в экспериментальной группе — с 0 % до 45 % (положительная динамика оценивается в 45 %); в контрольной группе — с 30 % до 35 % (положительная динамика оценивается в 5 %).

Таким образом, уровень сформированности технических умений и навыков рисования пейзажа у дошкольников экспериментальной группы в среднем повысился на 80 % после проведения формирующего этапа исследования, в контрольной группе, которая не принимала участие на формирующем этапе — на 5 %.

А значит, подтверждается гипотеза.

В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для обучения в ДОО.

Литература:

  1. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды [Текст] / А. В. Бакушинский. — М.: Словис, 2013. — 352 с.
  2. Буровкина, Л. А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография [Текст] / Л. А. Буровкина. — М.: МГПУ, 2014. — 320 с.
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горязева, А. С. Питерских. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 129 с.
  4. Художественно-творческие способности ребенка: Диагностический материал [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Светоч, 2012. — 169с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирующий этап, положительная динамика, экспериментальная группа, дошкольник, контрольная группа, нетрадиционная техника рисования, изобразительная деятельность, умение рисования пейзажа, высокий уровень, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Шрифтовая графика как инструмент развития творческого потенциала школьников

В статье рассмотрены условия и способы формирования творческого потенциала у школьников в процессе работы со шрифтами. Проанализированы основные понятия и приемы шрифтовой графики. Проведено исследование между учениками средней общеобразовательной шк...

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру

В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей ...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Похожие статьи

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Шрифтовая графика как инструмент развития творческого потенциала школьников

В статье рассмотрены условия и способы формирования творческого потенциала у школьников в процессе работы со шрифтами. Проанализированы основные понятия и приемы шрифтовой графики. Проведено исследование между учениками средней общеобразовательной шк...

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру

В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей ...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Задать вопрос