В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) у детей со сложной структурой дефекта необходимо сформировать такие умения, которые позволят им решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей [4, с.268]. В первую очередь, это умения обслуживать себя: ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры и др.
Большинство детей учатся самообслуживанию непроизвольно, путем обобщения ранее освоенных навыков. Наш педагогический опыт показывает, что детям со сложной структурой дефекта для освоения тех же навыков требуется структурированная программа в рамках поведенческого подхода, основанная на многократном повторении.
Обучая детей навыкам самообслуживания, мы должны учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Мы считаем, что обязанность педагогов, и в первую очередь, воспитателей, помочь детям вышеназванной категории стать как можно более самостоятельными в повседневной жизни. Мы согласны с утверждением, что чем больше навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок освоит, тем меньше он будет зависеть от окружающих во взрослом возрасте [2, с.439].
В своей статье мы хотели бы обобщить наш педагогический опыт по формированию навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта. Понятие «сложная структура дефекта» мы понимаем как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует новую, сложную структуру нарушений развития (Л. С. Выготский, М. Г. Блюмина, Р. А. Мареева, Н. М. Назарова, М. С. Певзнер и др.) [3].
В первую очередь, мы хотели бы отметить, что подход к формированию навыков самообслуживания должен быть систематичным и единообразным. При составлении специальной индивидуальной программы развития педагоги и родители совместно определяют общие цели в разделе формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания. Важно информировать всех специалистов, которые участвуют в коррекционно-развивающем образовательно-воспитательном процессе, о том, на какие умения и навыки в данный момент следует обращать особое внимание и какие конкретные упражнения (средства и т. п.) применяются для их формирования.
Например, ребенок учится соотносить одинаковые предметы для формирования навыка — мытье рук и навыка следования расписанию. Об этом должны знать не только воспитатель и дефектолог, но и логопед, социальный педагог и другие специалисты и сотрудники, с которыми воспитанник находится в постоянном контакте. Решающую роль при этом будет играть и согласованность с родителями, так как родители в домашних условиях будут постоянно поддерживать формируемые умения и навыки.
Во вторую очередь, мы хотели бы остановиться на особенностях применения учебных материалов и адаптивного оборудования, необходимых для формирования навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта.
Как уже было отмечено выше, целью формирования навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта является научение их самостоятельному удовлетворению повседневных бытовых нужд. Причем, без адаптивного оборудования. Но в тех случаях, когда ребенок не способен выполнить самостоятельно, мы рассматриваем возможность использования вспомогательных устройств. Например, мы обучаем ребенка открывать кран для осуществления процедуры помыть руки. Воспитаннику трудно самостоятельно управлять рычагом смесителя. Тогда мы предлагаем надеть пустую бутылку из-под шампуня на рычаг смесителя, это существенно облегчит выполнить действие с краном. Но иногда требуется применение более профессионального специального адаптивного устройства. Вместе со специалистом по реабилитации, медицинским работником мы подбираем адаптивное оборудование для конкретного ребенка. Обсуждаем его приобретение и использование с родителями.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо использовать: демонстрацию реальных предметов (например, мыло или флакон с жидким мылом), демонстрацию иллюстративно-изобразительного материала (например, карточку с изображением девочки, которая моет руки). Большое внимание необходимо уделять использованию практических методов и приемов обучения: упражнения как многократное повторение практических действий; наглядно-действенный показ (способа действия) как прием обучения; дидактическая игра; наглядно-практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, навыка мытья рук.
В-третьих, мы хотели бы раскрыть некоторые стратегии формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. В нашем учреждении при обучении определенным навыкам и умениям мы используем технологию «Маленькие шажки», суть которой состоит в разбивании каждого действия на этапы — «шажки». Воспитанника обучаем каждому «шагу» по очереди, постепенно добиваясь самостоятельного выполнения всего действия. Например, не стоит ожидать, что ребенок сразу научиться открывать кран и мыть руки. Проанализировав это действие, мы коллегиально решили, что оно состоит из следующих «шажков»:
– открыть кран с холодной водой;
– открыть кран с горячей водой;
– подобрать нужную температуру воды для мытья рук;
– засучить рукава (если есть необходимость);
– взять мыло;
– намылить руки;
– положить мыло на место;
– мыть руки под проточной водой;
– выключить кран с горячей водой;
– выключить кран с холодной водой;
– взять полотенце;
– вытереть руки;
– повесить полотенце на место.
Необходимо отметить, что в нашем учреждении в разных группах разные типы смесителей. Есть группы, в которых находятся смесители с рычагом, такими смесителями легче пользоваться детям с нарушениями моторных функций, мышечной слабостью. В таком случае, мы учим детей управлять рычагом смесителя для открывания, регулирования температуры воды и закрывания.
Нам очень хотелось бы, чтобы ребенок смог выполнить самостоятельно все действие сразу, но и самостоятельное выполнение одного-двух «шажков» уже можно рассматривать как значительное достижение воспитанника.
При формировании «маленьких шажков» мы часто используем визуальное расписание действия. Если, конечно, ребенок имеет предварительные навыки, которые помогут ему работать с визуальным расписанием [1, с. 16–27].
Как было отмечено нами ранее, формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков необходимо проводить в естественной обстановке. Например, обучение мытью рук нужно проводить в режимные моменты у раковины, а не с помощью тазика в группе или кабинете. Анализ нашего личного педагогического опыта, опыта работы коллег по данной теме показывает, что наиболее эффективное формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков оказывается при воспитании их в естественной обстановке, с использование настоящих предметов и в надлежащее время.
Таким образом, обобщая свой собственный педагогический опыт, опыт коллег других учреждений, а также теоретические сведения в отечественной и зарубежной литературе, нам хотелось бы еще раз перечислить методические рекомендации, которые желательно учитывать при формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта:
– взаимодействие и согласованность действий специалистов и родителей;
– командная разработка содержания специальной индивидуальной программы развития по разделу «Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки»;
– фиксация результатов формирования навыка;
– использование «Маленьких шагов» при анализе действия по формированию нужного навыка;
– применение физических подсказок (например, «рука в руке»);
– использование четких инструкций;
– формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков в естественной обстановке, с использованием бытовых предметов, в подходящее время;
– использование вспомогательного оборудования (при необходимости).
Всё это позволит ребенку со сложной структурой дефекта как можно в большей степени быть самостоятельным и независимым в его дальнейшей жизни.
Литература:
1. МакКланнахан Л. И., Крантц П.Дж. Расписания для детей с аутизмом. /Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. — Самара: ООО «Книжное издательство», 2018.
2. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. — 2-е изд. / Кэти Хайдт и др. — М.: Теревинф, 2018.
3. Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлквой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.