Законное представительство несовершеннолетних является важной предпосылкой осуществления гражданских прав. В статье проанализированы особенности оснований оформления законного представительства ребенка.
Ключевые слова: законный представитель, защита прав и интересов несовершеннолетних, органы опеки и попечительства.
The lawful representation of minors is the important prerequisite of implementation of the civil rights. In article features of the bases of registration of lawful representation of the child are analysed.
Keywords: lawful representative, protection of the rights and interests of minors, agencies of guardianship and guardianship
Как известно, одним из основных законных представителей ребенка являются его родители, которые наделены правами и обязанностями осуществлять свои права, когда ребенок в силу своего возраста и развития не может самостоятельно осуществлять свои права. Согласно статье 47 СК РФ, права и обязанности родителей и детей основаны на происхождении детей, порядок удостоверения которых закреплен законодательно.
Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 и n 1008 «Об отказе в принятии жалобы гражданина Ледневой Анны Борисовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации» поясняется, что «данная процедура в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года n 143-ФЗ» Об актах гражданского состояния «является государственной регистрацией рождения (Глава II), в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка (статья 23), свидетельствующее о происхождении ребенка от указанных в нем родителей (родителей). Таким образом, основанием для представительства родителями прав и интересов ребенка является происхождение ребенка от соответствующих лиц, которое удостоверяется административным или судебным актом (решением суда об установлении отцовства, регистрацией акта о рождении).
Следует отметить, что при определенных обстоятельствах в виде лишения родительских прав, смерти родителей и т. д., ребенок остается без родительского попечения. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны избрать форму усыновления, опеки, приемной семьи, приемной семьи, организации для сирот и детей, лишенных родительской опеки [5].
Опекунство и попечительство являются формой защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, лишенных родительской опеки. Фактически, установление опеки и попечительства над ребенком является промежуточным звеном между его помещением в специализированное учреждение и возможным усыновлением в будущем.
Семейное право предполагает урегулирование отношений между опекунами и детьми, лишенными родителей, в том, что касается образования, содержания и образования (пункт 145 статьи СКРФ). Местные органы опеки и попечительства регулируются нормативно правовыми актами административного права. Кроме того, регулирование отношений между опекунами и попечителями осуществляется на основании 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Гражданский кодекс Российской Федерации опека устанавливается в отношении несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, а затем в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается форма попечительства (п. 1 статья 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При оформлении опеки и попечительства над ребенком принимается во внимание мнение ребенка, а назначение опекуна несовершеннолетнему ребенку старше 10 лет возможно только с его согласия.
Органы опеки и попечительства — городская и районная администрация, расположенная по месту жительства несовершеннолетнего ребенка или опекуна/попечителя (п. 1 ст. 34 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ). Контроль за соблюдением опеки и попечительства возложен на органы народного образования при местной администрации.
Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка без родителей выдается по решению Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна/попечителя последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов. Опекун должен быть назначен не позднее одного месяца с даты, когда ребенок был оставлен без попечения родителей. В случае неявки в течение месяца лицо, ответственное за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны выполнять временные обязанности опекунов / попечителей п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации). Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми могут разрешаться только лицами, обладающими необходимыми личными качествами, с учетом отношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также способности и способности выполнять свои обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун / попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина.
Если несовершеннолетний ребенок, оставленный без попечения родителей, не содержится под стражей, он переводится в образовательное или медицинское учреждение и учреждение социального обеспечения в зависимости от состояния здоровья и возраста.). В таких случаях функции опекуна/попечителя исполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ). В соответствии с пунктом 6 статьи. 145 Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона ФЗ-48 назначение опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком возможно на основании Гражданского договора, включая договор о приемной или патронатной семье.
Что касается регистрации законного представителя несовершеннолетнего ребенка, то в соответствии со статьей 137 СК РФ права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают на основании и с момента вступления в силу решения суда об установлении усыновления. С. П. Гришаев справедливо отметил, что «усыновление относится к числу особых юридических фактов (актов гражданского состояния), которые подлежат специальной регистрации в актовых книгах органов загса» [6]. Основанием законного представительства усыновителей является решение суда об усыновлении.
До усыновления ребенка устанавливается опека и попечительство, и закон предусматривает несколько различных форм опеки и попечительства. Так, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 24.04.2008 n 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об опеке или попечительстве (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона «Об опеке и попечительстве» основой отношений между опекуном или попечителем является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Еще одной формой размещения детей, лишенных родительского попечения, является их размещение под наблюдением в специализированных организациях.
Соответственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 155.2 СК РФ дети, находящиеся под надзором Организации по делам сирот и детей, лишенных родительского попечения, опекуны или опекуны не назначаются. Эти организации отвечают за содержание, воспитание и воспитание детей, защиту их прав и законных интересов.
Поэтому законное представительство этих организаций основано на передаче детей на попечение детей в соответствии с административным актом.
В некоторых случаях защита прав и интересов ребенка возложена на орган опеки и попечительства.
Так, в соответствии с Законом об опеке и попечительстве в случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающихся в попечительстве или попечительстве (пункт 11 статьи 11). 3).); полномочия органов опеки и попечительства связаны с представлением законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношении любого лица (включая суды), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов лиц, находящихся под опекой, противоречат законодательству Российской Федерации и/ или законодательству субъектов Российской Федерации или интересам лиц, находящихся под опекой или попечительством., или если опекуны или попечители не защищают законные интересы лиц, находящихся под опекой. Основой представительства прав и интересов ребенка в органах опеки и попечительства является прямое указание на это в законе, то есть требование закона.
В соответствии с семейным правом признание юридического представительства должно основываться на обстоятельствах, которые объективно подтверждают полномочия представительства. Следует также отметить, что в некоторых случаях семейное право наделяет полномочиями представлять права и интересы детей другим органам, организациям, которые не являются законными представителями.
В качестве примера можно привести п. 1 статьи 122 СК РФ, обязанность должностных лиц организации информировать органы опеки и попечительства, расположенные по месту фактического проживания детей.
Граждане и должностные лица других организаций, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такое право возникает в силу закона и/или случая.
В рамках гражданских правоотношений представительство прав и интересов ребенка на основании случая возможно, например, при совершении действий в чужом интересе без поручения. Так, в силу п. 1 ст. 980 ГК РФ действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных не противоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью. Данные правила носят общий характер и распространяются на всех участников гражданских правоотношений, в том числе и на ребенка [7].
Следует также отметить, что основания для представительства прав и интересов ребенка могут устанавливаться законом, договором, решением суда, административным актом, а также на основании дела, моральными требованиями.
Исходя из этих позиций, следует сделать вывод о том, что представительство прав и интересов ребенка, основанное на конкретном случае, не в полной мере регулируется российским законодательством и что действующие нормы должны быть улучшены за счет регулирования единообразных правил, регулирующих этот вид представительства, которые содержат полномочия представителя и предусматривают его ответственность.
Так, в целях совершенствования механизма осуществления, защиты и защиты прав и интересов ребенка, законодательства Российской Федерации, в частности Соединенного Королевства и закона Об опеке и опеке необходимо разработать и утвердить полный перечень оснований для представительства, областей компетенции представителей и подробно разъяснить ответственность представителей.
Литература:
- Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ [Электронный ресурс] «Консультант плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (Дата обращения 18.08.2018).
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ [Электронный ресурс] «Консультант плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (Дата обращения 18.08.2018).
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] «Консультант плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (Дата обращения 18.08.2018).
- Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2009 N 1008-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ледневой Анны Борисовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации» / Судебная система Российской Федерации. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_7279.htm (Дата обращения 18.08.2018).
- Жаров А. А. Лишение родительских прав в отношении детей, оставленных родителями и восстановление в родительских правах [Электронный ресурс]:http://parnasse.ru/prose/essay/publicism/metodicheskie-posobija-lishyonym-roditeljam.html
- Практикум по семейному праву / С. П. Гришаев, Л. И. Глушкова. — М., 2014. — 156 с.
- Сапрыкин С. Н. Представительство интересов ребенка по гражданскому и семейному законодательству РФ [Электронный ресурс]:http://www.igpran.ru/prepare/a.persons/SaprykinKN/SaprykinKN_Dissertatsyya.pdf