Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 18.04.2019

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Вшивкова, А. А. Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ / А. А. Вшивкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58163/ (дата обращения: 18.12.2024).



Психологическая безопасность в образовательной среде является одной из проблем современной психологии, наряду с такими как конфликтология, толерантность и профилактика экстремизма, проблемы причин профессионального выгорания и др.

Изучением психологической безопасности образовательной среды занимались такие ученые как В. В. Авдеев, Б. Г. Ананьев, А. А. Реан, В. И. Слободчиков и другие.

Проблема безопасности России и ее граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. И это обстоятельство нашло свое закрепление в законодательстве Российской Федерации. Так в федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность — это состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Проблема безопасности очень актуальная, а также уделяется большое внимание психологической безопасности, в том числе психологической безопасности в образовательной среде. Внимание уделяется как практикующими работниками, так и учеными и исследователями.

После того, как мы обозначили, как в законодательстве России определяется безопасность, дадим определение образовательной среды.

В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда» — это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

б) такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексии (то есть отношение к своему собственному опыту внутри данной общности);

в) такой важнейший характеристикой, как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается» (ибо, может быть, этого никогда не было). Все это связано с порождением того средства, которое дат этой общности возможность принять этот образец как его собственный, то есть его создать [3, с.69].

Безопасность образовательной среды является пространством, оказывающем значимое влияние на развитие и формирование личности граждан. Образовательная среда обладает необходимой совокупностью условий, в которых формируется и развивается человек.

Необходимо уделять большое значение психологической безопасности в образовательной среде, так как это обеспечивает положительное развитие будущего страны. Уделять внимание нужно образовательной среде как в обычных условиях жизнедеятельности людей, так и в особенных, таки как уголовно-исполнительная система, специальные образовательные учреждения.

Исследователи отмечают, что угрозы безопасности в образовательной среде уместно разделить на внешние и внутренние.

Внешние угрозы могут носить:

  1. социальный характер: ухудшение здоровья детей, демографические проблемы — вырождение, наличие большого количества врожденных уродств, рождение малого количества здоровых детей, террористические акты, социальные конфликты, захват заложников, похищение детей с целью выкупа, полуголодное существование, пропуски уроков с целью заработка, участие детей в криминальных группах;
  2. техногенный характер: различного рода аварии, отопительные проблемы, заливы, пожары, взрывы, ДТП с участие детей, нарушение техники безопасности, наличие оружия у детей;
  3. эпидемиологический характер: эпидемии гриппа, гепатита, туберкулеза, кишечные инфекции, венерические заболевании;
  4. природный характер: экологические проблемы — экологические проблемы — загрязнение окружающей среды, повышение радиационного фона, природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары природного характера); болезни животных; болезни и зараженность растений вредителями;
  5. внутрисемейный характер: алкоголизм, наркомания, конфликты, насилие в семьях;
  6. характер другого рода: распространение религиозных организаций, сект.

Внутренние угрозы:

  1. социально-психологического характера:

− напряженный социально-психологический климат в классе — натянутые отношения между учащимися;

− малые неформальные группировки (социальные и антисоциальные);

− общение и конфликты — грубые выходки и проступки учащихся, конфликты между учащимися, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища;

− традиции и обычаи, опасные для жизнедеятельности учащихся;

− отклоняющееся поведение — наркомания, злоупотребление алкоголем;

− личностного порядка — агрессия грубость, вспыльчивость.

  1. со стороны персонала: вымогательства, сексуальные домогательства, проявление агрессивности по отношению к учащимся;
  2. насилие среди учащихся: групповое, индивидуальное, унижение, сексуальное насилие в группировках;
  3. большой объем учебных заданий [1, с. 49].

Что касается осужденных, находящихся в местах лишения свободы, например внутрисемейный характер угрозы безопасности в образовательной среде (насилие в семье, алкоголизм, наркомания) оставляют свой отпечаток на психике детей, подростков. И если такие подростки оступаются, то осуждаются и помещаются судом в колонии для отбывания наказания. С такими подростками работают все службы уголовно-исполнительной системы, в том числе педагоги, воспитатели, психологи, они выполняют работу по разъяснению несовершеннолетним осужденным, что какие-то аспекты его поведения не приемлемы в обществе, каким-то просто необходимо обучиться заново.

Известный психиатр В. Л. Леви выразил мысль, что педагог по своей объективной функции является психотерапевтом, так как он видит отношения учащихся и может влиять на систему отношений ребенка. Психотерапевтическая функция учителя реализуется в двух сферах общения: «учитель — ученик» и «коллектив — ученик». В первой сфере учитель, непосредственно вступая в отношения с ребенком, обеспечивает его эмоциональное благополучие, во второй — учитель влияет на ребенка опосредованно, реализуя взаимоотношения учащихся [2, с. 25].

И это, несомненно, имеет место быть, в том числе применительно к уголовно-исполнительной системе, так как педагоги плодотворно работают с осужденными в школах и профессиональных училищах при исправительных колониях, объясняют и показывают им, что считается нормой, а что асоциальным.

Так как осужденные, при прибытии в исправительные колонии зачастую отстают по образовательному уровню сверстников, педагоги делают все, чтобы дать им нужные знания. Нередко это сложный процесс, ведь в местах лишения свободы обучаются по таким же образовательным стандартам, что и вне этих мест. Педагоги стараются сделать образовательный процесс интереснее, увлекательнее, чтобы у осужденных не было дискомфорта, и они хорошо усваивали учебный материал. Рассказывают, что для психологической безопасности в образовательной среде необходимо постараться избавиться от конфликтных ситуаций, а постараться поддерживать друг друга и восполнять свои недостающие знания по образовательным предметам.

Образование обеспечивает сохранение здоровья будущего поколения. При обеспечении безопасности в образовательной среде происходит интеграция ценностей безопасности в общественную жизнь, снижается уровень преступности, насилия между людьми, а также развивается адекватное поведение деятельности людей в разных жизненных ситуациях как в обычных, так и в экстремальных.

При изучении научной литературы (труды Баевой И. А. и других) можно консолидировать, что психологическая безопасность в образовательной среде в своей структуре имеет несколько компонентов, таких как поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Поведенческий, то есть, как субъект может управлять своим поведением. Когнитивный — характеризуется тем, что личность субъекта образовательной среды должен осознавать и понимать, что учебное заведение и вся образовательная среда развивает его личность, обучает его определенным навыкам и умениям, тем самым повышается его интеллект, способности и другие аспекты его жизнедеятельности. Эмоциональный компонент определяется, как человек переживает весь учебный план и сам процесс образования, как он относится к сверстникам, одноклассникам, учителям и другим участникам образовательной среды.

Психологическая безопасность в образовательной среде характеризуется тем, что, у ее субъектов должны присутствовать положительные эмоции (радость, увлечение, интерес) и не должно быть отрицательных эмоций (страх, отвращение, гнев, злость и др.).

Психологи, а также педагоги должны уделять огромное значение психологическому состоянию обучающихся, и в случае хоть малейшей угрозы психологической безопасности должны предпринимать попытки устранения угроз и помогать обучающимся всеми возможными способами.

Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы ограничены в общении с близкими, родственниками, друзьями, они находятся в не привычной для себя обстановки, что негативно сказывается на их психике и поведении. Поэтому воспитатели, психологи, педагоги делают все возможное, чтобы осужденные не чувствовали дефицита внимания, поддерживают их в благоприятных начинаниях, подготавливают к освобождению из мест лишения свободы, чтобы они освободились психологически готовыми к нормам и устоям современного общества.

Цель обеспечения эмоциональной безопасности образовательной среды – это свести к минимуму отрицательные эмоции, переживаемые субъектами образовательного процесса (страха, гнева, отвращения, печали) и увеличение количества положительных эмоций (радости, удовольствия, интереса).

Несомненно, что при вовлечении в образовательную среду человек формируется и осознает степень важности своей деятельности, значимость образования для его дальнейшей жизни. Так, например, образовательная среда в уголовно-исполнительной системе формирует у человека те качества, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств были деформированы в его представлениях и действиях. Через образовательную среду человек формируется. В дальнейшем он становится полноправным и сильным участникам жизнедеятельности общества.

Как показывает практика и исследования ученых, вне зависимости, где человек находится в образовательной среде (привычная среда или в местах лишения свободы) необходимо уделять большое значение психологической безопасности в образовательной среде, так как это является пространством, оказывающем значимое влияние на развитие и формирование личности граждан.

Литература:

  1. Лактионова Е. Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. С. 41–53.
  2. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1996. 256 с.
  3. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. — М.: МГППУ, 2008. 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, образовательная среда человек, образовательный процесс, природный характер, состояние защищенности, участие детей, формирование личности граждан.


Похожие статьи

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Историко-правовой анализ становления и развития иных мер уголовно-правового характера в уголовном законодательстве России

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза

Похожие статьи

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Историко-правовой анализ становления и развития иных мер уголовно-правового характера в уголовном законодательстве России

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза

Задать вопрос