В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.
Ключевые слова: мир природы, экологическое воспитание, дошкольник.
Введение:
Экологическое образование дошкольников — это не просто актуальное в последнее время направление в педагогике. Это воспитание в детях способности любить мир природы и ответственно относиться к нему. При знакомстве детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует положительные моральные качества. Когда ребенок узнает окружающий мир, важно, чтобы в деятельность входили и объекты природы. У нас, современного поколения, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых является проблема загрязнения окружающей среды.
Будущее новых поколений зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его участия в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его проявлениях приобретает главнейшее значение. Систематизация работы по экологическому воспитанию дошкольников, в правильной, занимательной форме, помогает детям раскрыть всю красоту природы, узнать многие ее тайны и законы, воспитает в детях ответственное отношение к окружающему миру, в котором им жить.
Детский сад является первой ступенью для системы непрерывного экологического воспитания детей, ведь мы обязаны правильно воспитать детей, что бы они учились на ошибках прошлых поколений и не допустили такого катастрофического попустительства по отношению к природе, и первая задача научить рациональному природопользованию.
Дошкольный возраст — самый главный этап в развитии экологической культуры. В эти года формируются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, закладываются основы нравственно-экологических представлений личности, которые проявляются в соприкосновении ребёнка с природой, в осознании связанности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с окружающей средой, с объектами живой и неживой природы, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является целью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру, так как в этот период детства у детей происходит бурный рост интеллектуального и духовного развития.
Дошкольники всегда и везде в том или ином виде взаимодействуют с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и поля, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их творчества, развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, формировать правильные представления воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней — важнейшие задачи, решаемые в детском саду. Отсутствие у детей знаний, реально отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто являются причиной агрессивного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, змеек, полезных насекомых и прочих объектов живой природы это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
Изменить неправильное представление, навязанное со стороны, очень трудно, намного труднее, чем образовать новые, правильные, которые в дальнейшем будут фундаментом конкретных знаний будущего взрослого. Каждый ребенок должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос: правильны ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер? Экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом — значит делать пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды, быть не может. Нужна целенаправленная, серьезная работа, направленная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, пережиты, а многие и открыты детьми, чтобы стать их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать обувь перед входом в дом.
Обогащение знаний о природе познание её запахов и цвета, красоты невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача воспитателя — воспитать у детей главное, основу которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Экологическое воспитание дошкольника выражается в том что они начинают ценить ее и гуманно к ней относиться, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их вид или состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывать их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, так как именно в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства мы должны развивать. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных особенностях, о том, что он сам, часть природы.
Заключение:
Ребенок научившийся наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на каждого человека, вызывает у него гамму чувств от удивления, радости восторга, до жалости сопереживания и печали побуждает к передаче чувств в слове, творчестве и деятельности. Но не каждый способен глубоко проникнуть в мир природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, а главное чувствовать, беречь красоту природы. Эстетическое невежество пагубно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольника. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировать и поощрять. Дошкольники по своей природе любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший целый неизведанный мир для изучения. Остаётся только помочь выбрать правильное к нему отношение. Это является главной задачей воспитателя детского сада при реализации экологического воспитания.
Литература:
- Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин. — М.: Просвещение, 2010.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. — М.: Просвещение, 2009.
- Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! / Л. В. Ковинько. — М.: Линка-Пресс, 2014.
- Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С. Н. Николаева. — М., 2014.