Цель настоящего исследования состоит в определении концептуального содержания системы контроллинга трудовых ресурсов на предприятии. В качестве основного методологического базиса принят системный подход. В результате исследования разработана схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом на предприятии, рассмотрены функционально-технологический и системно-целевой подходы к формированию системы контроллинга персонала на предприятии.
Ключевые слова: система контроллинга, персонал, контуры управления, информационные процессы
Управление трудовыми ресурсами, как и любой процесс в организации, связано с переработкой значительных объемов информации. Поскольку любая организация является сложной системой, то протекающим в ней процессам свойственны параллельность, пересечение пространства и времени, что обусловливает необходимость создания соответствующей системы контроллинга, ориентированной на разработку и принятие эффективных управляющих воздействий по изменениям внешней среды, организационных требований и условий производственных процессов [1].
В данном случае информационный ресурс является таким же независимым компонентом как трудовой, финансовый, материальный и другой ресурс. В тоже время он играет роль инструмента управления трудовыми ресурсами в частности. При этом он (информационный ресурс) рассматривается как составная часть системы поддержки решений по использованию персонала в рамках одного процесса, перенаправления его на другие процессы или изменение условий его использования. Сформулированные задачи решаются на основе информационных технологий, представляющих собой процессное множество действий по формализации и расширению массива знаний, формирование связей между информацией, персоналом и информационными базами данных. По существу данные действия являются задачами системы контроллинга персонала предприятия [5].
Информационные технологии предоставляют системе контроллинга персонала возможность эффективного решения задач в трудовой сфере. В современных условиях развития информационных технологий обусловливается формирование эффективных мониторинговых систем контроля всех организационных процессов, в которых задействован человеческий ресурс. Такими образом, информация, информационные технологии являются не только самостоятельным независимым ресурсом, но и эффективным инструментом управления персоналом предприятия. Схема управления с учетом взаимодействия элементов системы управления в виде обмена информационными потоками между элементами системы контроллинга представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом: СУП — система управления процессом;
Прямые информационные потоки;
Обратные информационные потоки
Очевидно, что процесс контроллинга персонала управления трудовыми ресурсами осуществляется в двух уровнях организационного управления: процессном и организационном. На организационном уровне решаются задачи стратегического управления использованием человеческих ресурсов. К их числу относятся задачи: прогнозирования, потребности в человеческих ресурсах, найма рабочей силы через внешний рынок труда, перераспределение персонала между процессами, определения режима использования трудовых ресурсов на предприятии, создание системы переподготовки и повышения квалификации и т. д. В рамках организационных процессов система контроллинга занимается перераспределением и использованием трудовых ресурсов в пространстве одного конкретного процесса. При этом решаются задачи начальной подготовки трудовых ресурсов, их перемещения в рамках единичного процесса, повышения эффективности процесса использования рабочей силы, охраны и безопасности труда и т.д. [3]. В данном случае процессы контроллинга и управления неразрывны в связи с их логической взаимосвязью. Если контроллинг рассматривается как информационная составляющая процессов управления, то добавив к нему функцию принятия решений будет иметь место контроллинговое управление персоналом предприятия.
На предприятии МУП «Майкопские тепловые сети» организационный уровень системы информационных взаимодействий представлен следующими подразделениями: производственный отдел, экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т. д. Эти подразделения связаны прямыми информационными потоками с подразделениями, реализующими однородные процессы: котельные, служба внешних коммуникаций, аварийная служба, транспортный цех, производственные участки и т. д. Подразделения, в свою очередь объединены обратными информационными потоками с системой организационного управления и непосредственно с информационным отделом. В рамках одного подразделения может реализовываться несколько единичных процессов. Общеизвестен набор действий по реализации процесса управления системами (в том числе и трудовыми ресурсами): сбор информации, анализ, выработка управляющих воздействий, трансферт информации и решений до исполнителей, получение и оценка результатов, корректировка управляющих воздействий, выработка корректирующих решений [2]. Эффективность управляющих воздействий в большой степени зависит от качества информации, интегрирующего полноту, доступность, своевременность и достоверность.
На предприятии формируется и функционирует множество контуров управления, в которых информационные процессы (процессы сбора, обработки и передачи информации) отличаются спецификой, связанной с особенностями информационных процессов и типов перерабатываемой информации. В число таких контуров на МУП «Майкопские тепловые сети» входят: контуры производственных процессов, финансовые, информационные, контуры учета ресурсов, контуры транспортного обеспечения. Данные контуры интегрируются в единую информационную систему на основе выбранной методологии и методики анализа обработки и трансфера информации, а также характера данных, поступающих из внешней среды (рынок трудовых ресурсов, характеристики трудовых ресурсов на рынке и т. д.). Вся информация, обращающаяся в информационной системе, должна позволять получить полное представление об использовании человеческих ресурсов в основных и вспомогательных процессах и обеспечивать возможность учета финансов для стимулирования персонала. Специализированные программные продукты являются необходимым элементом информационных процессов, протекающих в системе контроллинга предприятия.
Система контроллинга может быть организованна в соответствии с функционально-технологическим или системно-целевым подходами. Функционально-технологический подход позволяет реализовать горизонтальную интеграцию информационных потоков, которые организованы в рамках отдельных функций или технологий [4]. Системно-целевой подход организации информационной системы предполагает ее формирование в соответствии с иерархической системой управления. Очевидно, что при этом возможна вертикальная интеграция различных контуров в системе управления предприятием.
В целях реализации этих подходов необходима разработка интегрированной бизнес модели предприятия. После разработки бизнес модели разрабатывается техническое задание на проектирование и организацию системы контроллинга. Информационная модель организационной модели предприятия отображает содержание и процессное наполнение системы контроллинга. Так, один из вариантов данной модели представляет организационную систему предприятия в виде открытой интегрированной системы, объективно объединяющей организационно- функциональную, функционально-технологическую и процессно-ролевую подсистему. Система контроллинга пронизывает указанные подсистемы и функционирует как множество отдельных процессных информационных контуров, интегрированных не только в названные подсистемы, но и составляющих цельный организационно-информационный контур.
Информационный контур организационно-функциональной подсистемы обеспечивает описание и мониторинг параметров функционирования организационной структуры в увязке с функциональной характеристикой структурных элементов. В функционально-технологической подсистеме функционируют информационные контуры, действующие в пространстве технологических процессов и множества функций. При этом осуществляется мониторинг, и информационная поддержка решений не только текущего состояния, но и ресурсов, которые перерабатываются и используются в данном пространстве.
Информационные контуры процессно-ролевой подсистемы действуют в целях мониторинга и анализа деятельности персонала в различных организационных процессах. Реализация технологии моделирования управления использованием трудовых ресурсов, определяет возможность наиболее полно представить процесс управления для поиска оптимальных решений по управлению рабочей силой [6]. Эффективное управление трудовыми ресурсами реализуется в свою очередь через управление изменениями на основе анализа гипотетических ситуаций, связанных с изменениями внешних и внутренних факторов. Динамика данных факторов может привести к необходимости внесения изменений в систему управления с учетом проявившихся новых требований по совершенствованию системы контроллинга персонала предприятия.
Таким образом, организационно-информационная схема управления трудовыми ресурсами на организационном уровне отражает взаимосвязи внутрифирменного рынка труда с внешним рынком и элементами внешней среды. На процессном уровне обеспечивается полнота и законченность управления трудовыми ресурсами предприятия. В связи с этим для таких предприятий как МУП «Майкопские тепловые сети» необходимо полнофункциональная система контроллинга, обеспечивающая процесс управления использованием персонала при учете стратегических информационных целей.
Литература:
- Багдасарян А. Г. Общая структура информационной экспертной системы моделирования и анализа сложных иерархических систем в контуре управления // Управление большими системами. Выпуск 21, РАН, 2009.
- Одегов, Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова. — Москва: РГГУ, 2016. — 672 c.
- Кибанов, А. Я. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал / А. Я. Кибанов. — М.: Проспект, 2016. — 585c.
- Фольмут, Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я / Х. Й. Фольмут. — Москва: Наука, 2016. — 288 c.
- Ковалев, С. В. Система контроллинга персонала промышленной организации / С. В. Ковалев. — М.: КноРус, 2015. — 264 c.
- Вебер, Юрген Введение в контроллинг / Юрген Вебер, Шеффер Утц. — Москва: ИЛ, 2016. — 416 c.