Формирование системы контроллинга использования персонала на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Хачемизов, А. Р. Формирование системы контроллинга использования персонала на предприятии / А. Р. Хачемизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58177/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цель настоящего исследования состоит в определении концептуального содержания системы контроллинга трудовых ресурсов на предприятии. В качестве основного методологического базиса принят системный подход. В результате исследования разработана схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом на предприятии, рассмотрены функционально-технологический и системно-целевой подходы к формированию системы контроллинга персонала на предприятии.

Ключевые слова: система контроллинга, персонал, контуры управления, информационные процессы

Управление трудовыми ресурсами, как и любой процесс в организации, связано с переработкой значительных объемов информации. Поскольку любая организация является сложной системой, то протекающим в ней процессам свойственны параллельность, пересечение пространства и времени, что обусловливает необходимость создания соответствующей системы контроллинга, ориентированной на разработку и принятие эффективных управляющих воздействий по изменениям внешней среды, организационных требований и условий производственных процессов [1].

В данном случае информационный ресурс является таким же независимым компонентом как трудовой, финансовый, материальный и другой ресурс. В тоже время он играет роль инструмента управления трудовыми ресурсами в частности. При этом он (информационный ресурс) рассматривается как составная часть системы поддержки решений по использованию персонала в рамках одного процесса, перенаправления его на другие процессы или изменение условий его использования. Сформулированные задачи решаются на основе информационных технологий, представляющих собой процессное множество действий по формализации и расширению массива знаний, формирование связей между информацией, персоналом и информационными базами данных. По существу данные действия являются задачами системы контроллинга персонала предприятия [5].

Информационные технологии предоставляют системе контроллинга персонала возможность эффективного решения задач в трудовой сфере. В современных условиях развития информационных технологий обусловливается формирование эффективных мониторинговых систем контроля всех организационных процессов, в которых задействован человеческий ресурс. Такими образом, информация, информационные технологии являются не только самостоятельным независимым ресурсом, но и эффективным инструментом управления персоналом предприятия. Схема управления с учетом взаимодействия элементов системы управления в виде обмена информационными потоками между элементами системы контроллинга представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом: СУП — система управления процессом;

Прямые информационные потоки;

Обратные информационные потоки

Очевидно, что процесс контроллинга персонала управления трудовыми ресурсами осуществляется в двух уровнях организационного управления: процессном и организационном. На организационном уровне решаются задачи стратегического управления использованием человеческих ресурсов. К их числу относятся задачи: прогнозирования, потребности в человеческих ресурсах, найма рабочей силы через внешний рынок труда, перераспределение персонала между процессами, определения режима использования трудовых ресурсов на предприятии, создание системы переподготовки и повышения квалификации и т. д. В рамках организационных процессов система контроллинга занимается перераспределением и использованием трудовых ресурсов в пространстве одного конкретного процесса. При этом решаются задачи начальной подготовки трудовых ресурсов, их перемещения в рамках единичного процесса, повышения эффективности процесса использования рабочей силы, охраны и безопасности труда и т.д. [3]. В данном случае процессы контроллинга и управления неразрывны в связи с их логической взаимосвязью. Если контроллинг рассматривается как информационная составляющая процессов управления, то добавив к нему функцию принятия решений будет иметь место контроллинговое управление персоналом предприятия.

На предприятии МУП «Майкопские тепловые сети» организационный уровень системы информационных взаимодействий представлен следующими подразделениями: производственный отдел, экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т. д. Эти подразделения связаны прямыми информационными потоками с подразделениями, реализующими однородные процессы: котельные, служба внешних коммуникаций, аварийная служба, транспортный цех, производственные участки и т. д. Подразделения, в свою очередь объединены обратными информационными потоками с системой организационного управления и непосредственно с информационным отделом. В рамках одного подразделения может реализовываться несколько единичных процессов. Общеизвестен набор действий по реализации процесса управления системами (в том числе и трудовыми ресурсами): сбор информации, анализ, выработка управляющих воздействий, трансферт информации и решений до исполнителей, получение и оценка результатов, корректировка управляющих воздействий, выработка корректирующих решений [2]. Эффективность управляющих воздействий в большой степени зависит от качества информации, интегрирующего полноту, доступность, своевременность и достоверность.

На предприятии формируется и функционирует множество контуров управления, в которых информационные процессы (процессы сбора, обработки и передачи информации) отличаются спецификой, связанной с особенностями информационных процессов и типов перерабатываемой информации. В число таких контуров на МУП «Майкопские тепловые сети» входят: контуры производственных процессов, финансовые, информационные, контуры учета ресурсов, контуры транспортного обеспечения. Данные контуры интегрируются в единую информационную систему на основе выбранной методологии и методики анализа обработки и трансфера информации, а также характера данных, поступающих из внешней среды (рынок трудовых ресурсов, характеристики трудовых ресурсов на рынке и т. д.). Вся информация, обращающаяся в информационной системе, должна позволять получить полное представление об использовании человеческих ресурсов в основных и вспомогательных процессах и обеспечивать возможность учета финансов для стимулирования персонала. Специализированные программные продукты являются необходимым элементом информационных процессов, протекающих в системе контроллинга предприятия.

Система контроллинга может быть организованна в соответствии с функционально-технологическим или системно-целевым подходами. Функционально-технологический подход позволяет реализовать горизонтальную интеграцию информационных потоков, которые организованы в рамках отдельных функций или технологий [4]. Системно-целевой подход организации информационной системы предполагает ее формирование в соответствии с иерархической системой управления. Очевидно, что при этом возможна вертикальная интеграция различных контуров в системе управления предприятием.

В целях реализации этих подходов необходима разработка интегрированной бизнес модели предприятия. После разработки бизнес модели разрабатывается техническое задание на проектирование и организацию системы контроллинга. Информационная модель организационной модели предприятия отображает содержание и процессное наполнение системы контроллинга. Так, один из вариантов данной модели представляет организационную систему предприятия в виде открытой интегрированной системы, объективно объединяющей организационно- функциональную, функционально-технологическую и процессно-ролевую подсистему. Система контроллинга пронизывает указанные подсистемы и функционирует как множество отдельных процессных информационных контуров, интегрированных не только в названные подсистемы, но и составляющих цельный организационно-информационный контур.

Информационный контур организационно-функциональной подсистемы обеспечивает описание и мониторинг параметров функционирования организационной структуры в увязке с функциональной характеристикой структурных элементов. В функционально-технологической подсистеме функционируют информационные контуры, действующие в пространстве технологических процессов и множества функций. При этом осуществляется мониторинг, и информационная поддержка решений не только текущего состояния, но и ресурсов, которые перерабатываются и используются в данном пространстве.

Информационные контуры процессно-ролевой подсистемы действуют в целях мониторинга и анализа деятельности персонала в различных организационных процессах. Реализация технологии моделирования управления использованием трудовых ресурсов, определяет возможность наиболее полно представить процесс управления для поиска оптимальных решений по управлению рабочей силой [6]. Эффективное управление трудовыми ресурсами реализуется в свою очередь через управление изменениями на основе анализа гипотетических ситуаций, связанных с изменениями внешних и внутренних факторов. Динамика данных факторов может привести к необходимости внесения изменений в систему управления с учетом проявившихся новых требований по совершенствованию системы контроллинга персонала предприятия.

Таким образом, организационно-информационная схема управления трудовыми ресурсами на организационном уровне отражает взаимосвязи внутрифирменного рынка труда с внешним рынком и элементами внешней среды. На процессном уровне обеспечивается полнота и законченность управления трудовыми ресурсами предприятия. В связи с этим для таких предприятий как МУП «Майкопские тепловые сети» необходимо полнофункциональная система контроллинга, обеспечивающая процесс управления использованием персонала при учете стратегических информационных целей.

Литература:

  1. Багдасарян А. Г. Общая структура информационной экспертной системы моделирования и анализа сложных иерархических систем в контуре управления // Управление большими системами. Выпуск 21, РАН, 2009.
  2. Одегов, Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова. — Москва: РГГУ, 2016. — 672 c.
  3. Кибанов, А. Я. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал / А. Я. Кибанов. — М.: Проспект, 2016. — 585c.
  4. Фольмут, Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я / Х. Й. Фольмут. — Москва: Наука, 2016. — 288 c.
  5. Ковалев, С. В. Система контроллинга персонала промышленной организации / С. В. Ковалев. — М.: КноРус, 2015. — 264 c.
  6. Вебер, Юрген Введение в контроллинг / Юрген Вебер, Шеффер Утц. — Москва: ИЛ, 2016. — 416 c.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, ресурс, внешняя среда, контур, персонал предприятия, предприятие, процесс управления, система, система управления, информационная система.


Ключевые слова

персонал, информационные процессы, система контроллинга, контуры управления

Похожие статьи

Управление человеческими ресурсами

Данное исследование затрагивает современный опыт и разработку современных подходов к управлению человеческими ресурсами. Основной задачей становится рассмотрение основного понятия человеческих ресурсов, основной структуры и особенностях. Изучена роль...

Моделирование систем управления машиностроительным предприятием

развитием машиностроительным предприятием на региональном уровне, определены ее основные структурные элементы. Особое внимание уделено механизму управления, который состоит из двух основных составляющих: организационно-экономического механизма и меха...

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Организация управленческого учета и его совершенствование на примере АО «Стройтрансгаз»

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости управленческого учета как основы современной системы контроллинга в организациях на примере АО «Стройтрансгаз». Рассмотрены основные прикладные аспекты и характеристики систем управленческог...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Теоретические подходы к проблеме совершенствования структуры и системы контроллинга капитала на промышленных предприятиях

Проблема систематизации и оптимизации системы контроллинга структуры капитала занимает значительное место в большинстве концепций развития систем управления предприятиями. Особенности подходов к решению и проведению вопросов совершенствования управле...

Отдельные аспекты процесса анализа перспективных направлений развития предприятия

В статье представлен обобщенный анализ методов и механизмов оценки и определения перспективных направлений развития предприятий коммерческого сектора. Кратко изложена авторская позиция касательно вопросов комбинирования соответствующих прикладных мет...

Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы

Представлены результаты исследований по развитию и исследованию организационных структур малого предприятия (МП) с точки зрения его управления. Определен способ соответствия организационных структур управления малых предприятий факторам внешней среды...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Похожие статьи

Управление человеческими ресурсами

Данное исследование затрагивает современный опыт и разработку современных подходов к управлению человеческими ресурсами. Основной задачей становится рассмотрение основного понятия человеческих ресурсов, основной структуры и особенностях. Изучена роль...

Моделирование систем управления машиностроительным предприятием

развитием машиностроительным предприятием на региональном уровне, определены ее основные структурные элементы. Особое внимание уделено механизму управления, который состоит из двух основных составляющих: организационно-экономического механизма и меха...

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Организация управленческого учета и его совершенствование на примере АО «Стройтрансгаз»

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости управленческого учета как основы современной системы контроллинга в организациях на примере АО «Стройтрансгаз». Рассмотрены основные прикладные аспекты и характеристики систем управленческог...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Теоретические подходы к проблеме совершенствования структуры и системы контроллинга капитала на промышленных предприятиях

Проблема систематизации и оптимизации системы контроллинга структуры капитала занимает значительное место в большинстве концепций развития систем управления предприятиями. Особенности подходов к решению и проведению вопросов совершенствования управле...

Отдельные аспекты процесса анализа перспективных направлений развития предприятия

В статье представлен обобщенный анализ методов и механизмов оценки и определения перспективных направлений развития предприятий коммерческого сектора. Кратко изложена авторская позиция касательно вопросов комбинирования соответствующих прикладных мет...

Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы

Представлены результаты исследований по развитию и исследованию организационных структур малого предприятия (МП) с точки зрения его управления. Определен способ соответствия организационных структур управления малых предприятий факторам внешней среды...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Задать вопрос