Трудности изучения русского языка в национальных группах и пути их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 19.04.2019

Статья просмотрена: 1738 раз

Библиографическое описание:

Азимова, У. О. Трудности изучения русского языка в национальных группах и пути их преодоления / У. О. Азимова, Р. М. Ходжиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58189/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы в республике Узбекистан в высшие учебные заведения нефилологического направления поступают учиться студенты со слабыми знаниями русского языка. Причиной наблюдаемой ситуации можно назвать несколько факторов: уменьшение количества часов по предмету, отток русскоязычного населения и сужение круга общения на данном языке, сокращение русскоязычных средств массовой информации и т. д. Однако интерес молодежи к изучению русского языка остается высоким.

При обучении русскому языку студентов неязыковых факультетов вузов основная задача заключается в выработке у студентов речевых умений, необходимых им в будущей работе по специальности, и в первую очередь, навыков говорения, чтения и аудирования. В развитии этих навыков и умений немаловажную роль играет обучение правильному интонированию русской речи, ибо интонационные ошибки искажают смысл высказывания.

Нами был проведен эксперимент с целью выявления интонационной грамотности студентов. Анализ чтения вслух и пересказа заученных текстов позволил выделить следующие наиболее типичные интонационные ошибки:

Немотивированное повышение голоса в конце русского повествовательного предложения, что противоречит звуковым нормам русского языка. Эта ошибка особенно заметна при репродуцировании безличных, назывных предложений.

1. Например: Тишина. Вечер. Светает. Холодно.

Повышение голоса в конце повествовательного предложения искажает его интонационную организацию, придает ему оттенок незаконченности, нарушает естественность звучания.

2. Пауза в той части предложения, где она по смыслу не должна быть. Например: Болельщики оказывают... большую помощь любимой команде. Два мальчика прыгнули... в воду и старались обогнать друг друга.

Подобные паузы нарушают интонационную структуру, а в отдельных случаях и смысловое содержание предложения.

3. Нарушение интонационной организации предложения в результате раздельного произношения предлогов и существительных. Например, предложения типа: Мы с трудом сели в автобус, некоторые студенты произнесли: Ми сы трудом сели в автобус. Эта ошибка объясняется интерферирующим влиянием узбекского языка, в котором отсутствует стечение согласных.

4. Неумение ставить логическое ударение.

5. Нарушение вопросительной интонации в предложениях без вопросительного слова, отсутствие которого определяет своеобразную интонацию вопросительного предложения.

6. Неверное интонирование восклицательных предложений, где вместо интонации радости, восхищения, негодовании и т. д. высказываемая мысль звучала лишь несколько громче, чем в повествовательных.

7. Отклонение от интонационных закономерностей русской речи в предложении с однородными членами, точнее отсутствие интонации перечисления, где каждый последующий однородный член произносится с повышением тона и с паузой.

8. Несоблюдение интонации при обращении. Особенно большую трудность представляют распространенные обращения, стоящие в начале предложения. Например: Дорогие наши гости, мы очень рады вашему приезду.

9. Неправильное интонирование причастных и деепричастных оборотов как синтагм, не допускающих какого- либо членения. Например: Спортсмены, хорошо отдохнув в санатории, снова приступили к тренировкам.

Студенты, допуская паузы внутри причастных и деепричастных оборотов, не выделяют их соответствующей интонацией, что приводит к искажению смысла предложения: Спортсмены, хорошо отдохнув...в санатори, снова приступили к тренировкам.

10. Неуместные паузы в сложноподчинённых предложениях с придаточными внутри главного: В небольшом зале, в который... я вошёл, было много тренажеров.

11. Неумение отделить средствами интонации прямую речь от слов автора.

Учёт этих ошибок даст возможность разработать специальные упражнения, направленные на предупреждение ошибок, на выработку навыков правильного интонирования предложений в русском языке, что очень важно как для понимания воспринимаемой речи, так и для правильного выражения мысли на русском языке.

Учителя русского языка должны воспитать у детей любовь и уважение к языку дружбы и единения народов мира, желание овладеть им так, чтобы он стал вторым родным языком для каждого. Создав на уроке речевые ситуации, учителя должны привлекать такой материал, чтобы у учащихся появилось желание рассказать о языке, о чем-то важном, что волнует их. Каждый урок в школе должен быть призван воспитать учащихся не только содержанием учебного материала, но и самой обстановкой. Ученику на всех уроках необходимо проявлять максимальную психологическую активность в усвоении содержания изучаемого материала. В этом заключается подлинная суть самостоятельности.

Выполнения требований к уроку необходимо для совершенствования процесса обучения при условии творческого отношения учителя к своему труду, внимательному отношению к культуре речи учащихся.

Важнейшим условием совершенствования урока, придания ему современного характера является осмысления образования и, в частности, знаний. Важны в обучении такие виды знаний, как факты, законы, теории. Стремление вооружить учащихся прикладными знаниями, т. е. знаниями о практическом знании изучаемого. Тем самым осуществляется одна из форм связи обучения с жизнью.

Урок, как и весь учебный процесс не только обучает, но воспитывает всеми своими компонентами — содержанием. Методами, средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива.

Каждый урок сегодня должен быть одновременно обучающим, воспитывающим и развивающим.

Думается, что прежде чем зайти в класс к ребятам, каждому учителю нужно задуматься, как их сделать своими. Современный учитель обязан владеть искусством общения, искусством разговаривать с учениками, искусством завоевывать внимание ребят. Для ученика каждый урок должен быть открытием, поиском. Не опекать ребёнка, а побуждать к мысли, к действию.

Во-первых, каждый урок должен отличиться четкой мировоззренческой направленностью. Цель школы — подготовка грамотного выпускника, сформировать сознательного гражданина с прочными нравственными качествами и убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, каждый урок должен отличаться практической профориентационной направленностью, школам нужно готовить активного участника трудовой и общественной жизни страны, будущего предпринимателя. Важный фактор — формирование предметных компетенций, привитие любви к труду и уважение к людям труда, экономическое воспитание средствами русского языка. Задача эта не одного дня, и только за счет уроков труда и производственной практики ее не решить. Такая задача посильна только всему учебно-воспитательному процессу.

В-третьих, урок должен иметь исследовательский характер, где совместная деятельность учащихся и учителя направлены на приобретение жизненно необходимых навыков.

К. Д. Ушинский говорил, что мышлением распоряжается идея, именно тогда, когда появляется идея, проблема, вопрос или удивление, недоумение или противоречие. Возникает активное мышление.

Вот почему подать идею, создать на уроке проблемную ситуацию, вызывает интерес — важнейшая задача учителя. Именно проблемное изложение является наиболее эффективным средством раскрытия процесса познания. Поставить проблему, создать вокруг себя поле, ищущей мысли, показать сложный, но доступный учащимся путь решения этой проблемы, это во многом определяет творчество учителя.

Глубокому изучению языка и языковых ситуаций помогает технология развития критического мышления через чтение и письмо. Разбор текста, поиск проблем и путей их решения, определение идеи автора и высказывание собственных, развивают не только кругозор учащихся, но и их речь, умение четко и ясно выражать свои позиции.

Связь с наукой должна проявляться в постоянном творческом поиске нового, необычного, наиболее действенного. Не отбрасывать какие-либо из существующих методов организации урока — фронтальный, групповой, индивидуальный, потому что пренебрежение к прошлому опыту никогда добра не приносило — наполнять их новым содержанием, совершенствовать их структуру, их организацию, настойчиво вводить элементы новой педагогической технологии.

Чтобы повысить темп осуществления реформы образования, надо сломать инерцию «традиционного» преподавания, повысить внимание к передовому, опыту, к новой педагогической технологии.

У каждого учителя свои методы обучения, методы преподавания. «Надо идти по принципу, от более простого к более сложному, от частного к общему».

Литература:

  1. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение литературы в средней школе. Москва, 1993.
  2. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. Москва, 1992
  3. Гуляев Н. А. Теория литературы. Москва,1997.
  4. Поспелов Г. Н. Теория литературы. Москва,1998.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, урок, ошибка, пауза, педагогическая технология, предложение, учебно-воспитательный процесс, учитель.


Похожие статьи

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Проблемы воспитания основ духовной культуры младшего школьника и пути их решения

Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков

Особенности современного иноязычного образования в высшей школе

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках русского языка

Интеграция информационных технологий и задач языкового воспитания при изучении иностранного языка

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Проблемы воспитания основ духовной культуры младшего школьника и пути их решения

Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков

Особенности современного иноязычного образования в высшей школе

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках русского языка

Интеграция информационных технологий и задач языкового воспитания при изучении иностранного языка

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос