В условиях новых ФГОС перед педагогами ставятся задачи формирования универсальных действий, компетенций, позволяющих ученикам обучаться в новой обстановке на качественно высоком уровне. Переход образования на обучение по Федеральным Государственным Стандартам второго поколения требует от учителей новых форм взаимодействия с учениками. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20–30 %. Методы интерактивного взаимодействия со школьниками занимают особое место в современном образовании. При рассмотрении этого вопроса мы опираемся на труды Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, В. С. Кукушина и т. д. Современный урок английского языка требует постоянного пополнения знаний о методах интерактивного обучения для оптимизации процесса познания.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Иными словами, в отличие от активных методов, интерактивные направлены на более широкое взаимодействие учеников не только с педагогом, но и друг с другом и на более высокую активность учащихся в процессе обучения. Учитель должен направлять деятельность учащихся на достижение целей. Педагог разрабатывает план урока, включает интерактивные упражнения и задания, при выполнении которых учащиеся изучают материал.
Учитель организует таким образом учебный процесс, что практически все обучающиеся вовлечены в процесс активного познания, они понимают и оценивают свои действия. Совместная деятельность означает, что каждый учащийся вносит свой особый вклад, учащиеся обмениваются знаниями, идеями, способами деятельности. Учитель создаёт в классе атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки. На таком уроке школьники получают новые знания, развивают свою познавательную деятельность, что способствует более высокой форме сотрудничества.
Интерактивные методы обучения позволяют ученику становиться полноправным участником процесса обучения, его опыт является основным источником учебного познания. Учитель побуждает детей к самостоятельному поиску. В интерактивном обучении меняется характер взаимодействие преподавателя и ученика: активность обучающих преобладает, а задача педагога заключатся в создании условий для проявления инициативы школьниками.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения увеличивается результативность работы памяти, наблюдается увеличение точности восприятия, интенсивнее развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как — наблюдательность при восприятии, устойчивость внимания, умение его распределять, повышаются аналитические способности при оценке деятельности партнера, его мотивов и целей.
Прежде всего, интерактивные формы проведения уроков:
− вызывают у обучающихся интерес;
− способствуют эффективному усвоению учебного материала;
− поощряют активное участие каждого ученика в учебном процессе;
− обращаются к чувствам школьника;
− оказывают положительное воздействие на учеников;
− осуществляют обратную связь;
− формируют у школьников собственное мнение;
− создают условия для формирования жизненных навыков;
− меняют поведение
При использовании интерактивных методов обучения необходимо соблюдать принципы эффективного взаимодействия учителя и ученика:
− доверительное отношение учителя к ученикам
− всесторонняя помощь обучающимся
− восприятие учителя в качестве источника разнообразного опыта
− наличие у учеников внутренней мотивации к учению
− умение открыто выражать свои чувства и принимать чувства других людей
При использовании интерактивных методов обучения требуется активность каждого участника. Все должны быть вовлечены в работу в той или иной мере. С этой целью важно использовать приёмы, которые позволяют включить всех участников в процесс обсуждения.
Психологическая подготовка участников является обязательной. Учитель должен постоянно поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность для самореализации.
В настоящее время разработано большое количество интерактивных методов и приёмов, среди которых можно выделить следующие:
− работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»
− метод карусели
− кластер
− аквариум
− мозговой штурм (мозговая атака, «брейнсторминг»)
− «ажурная пила»
− броуновское движение
− «дерево решений»
− приём составления ментальной (интеллектуальной) карты
− конференции, дискуссии
− ролевые, деловые, лексические, грамматические игры
− дебаты
− Insert
− синквейн
Учитель имеет возможность применять на уроке разнообразные интерактивные методы и приёмы в зависимости от уровня подготовленности учащихся, учебных задач, которые он ставит на уроке. В качестве примера рассмотрим использование нами метода карусели и приём «Insert». Так, метод карусели даёт хороший результат при изучении грамматического времени Present Continuous в 5 классе (УМК «Spotlight 5» под редакцией Ю. Е. Ваулиной). Образуются два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращённые лицом к внешнему кругу, держат карточки с указанием времени, а внешнее кольцо — это ученики, которые перемещаются по кругу через каждые 20–30 секунд и говорят предложения о себе в настоящем длительном времени. Использование метода карусели позволило нам получить хорошие результаты для отработки диалогов этикетного характера в 5 классе (УМК «Spotlight 5» под редакцией Ю. Е. Ваулиной) («Знакомство и приветствие», «Покупка одежды», «Заказ еды в ресторане» и т. д.).
При работе с текстом мы нашли эффективным использование такого приёма как «Insert». Данный приём был успешно использован нами при чтении текста «Монополия» (УМК «Spotlight 6» под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Модуль 6). Учащиеся индивидуально работали с текстом про всеми любимую игру «Монополия», о которой они много знали, но в тексте присутствовали факты, которые ранее были не знакомы учащимся (где была придумана игра, когда, кем), делали пометки на полях, заполняли таблицу:
«V»— уже знал |
«+»— новое |
«-«думал иначе |
«?»— не понял, есть вопросы |
После заполнения таблицы учащиеся работали в группах, анализировали таблицы, каждая группа представляла результаты классу. Обсудив таблицы, детям не составило труда подготовить рассказ об игре по плану. Приём «Insert» способствовал активному включению всех учащихся в процесс работы с текстом, развитию критического мышления, прочному усвоению знаний, повышению мотивации к изучению языка.
Таким образом, рассмотренные методы и приёмы активизируют мыслительную деятельность обучаемых, их инициативность, умение работать в команде, позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное — результативной. Они позволяют воспитать ученика, отвечающего всем требованиям современного общества, который умеет видеть проблемы и перспективы, ставить чёткие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Литература:
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе / Spotlight: Учебник для 5 кл. общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2014. — 164 с.
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Книга для учителя. 5 класс / учебное пособие для общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2017. — 192 с.
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе / Spotlight: Учебник для 6 кл. общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2016. — 144 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М: АРКТИ, 2009
- Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. — М.: Изд. Центр «Академия», 2008. — 176 с.
- Усейнова Н. В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка / Н. В. Усейнова // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 6. — С. 49–54.