В работе были рассмотрены основные требования к процессу погрузки танкера на нефтеналивных причалах, а также особенности его автоматизации на базе платформы MS Dynamics NAV.
Ключевые слова: автоматизация бизнес-процесса, морской порт, нефтеналивной терминал, погрузка груза на танкер.
В последние годы ускоренными темпами увеличивается потенциал российских компаний нефтегазового комплекса, расширяются рынки сбыта российской нефти и газа, ряд крупных компаний создают свой собственный транспортный флот, строятся новые порты по перевалке углеводородов. [1] Также основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. [2]
Однако на текущий момент не существует единого решения по автоматизации процесса документального оформления для нефтеналивных терминалов. Это обусловлено несколькими причинами, такими как исторически сложившиеся процессы на каждом из терминалов, различиями в методах управления, структурой информации и требованиями, предъявляемыми управляющей компанией, а также необходимостью оформления узкоспециализированных документов, указанных в законах и нормативных актах. Но главная причина — это малое количество компаний, обусловленное большими капитальными вложениями на ранних стадиях и логичной естественной ограниченностью ниши в экономике России. Вследствие чего каждая компания вынуждена разрабатывать свое решение по автоматизации бизнес-процессов.
Основными процессами нефтеналивного терминала являются прием груза с железной дороги в резервуарный парк, хранение груза в резервуарном парке, а также последующая погрузка груза на танкер или его передача на другой терминал. В рамках работы была выполнена задача по автоматизации модуля документального сопровождения погрузки танкера на нефтеналивных причалах.
Таблица 1
Документы, необходимые впроцессе погрузки танкера
Название |
Описание |
Приемный Акт (ПА) |
Документ, по которому груз принимается на склад компании (резервуарный парк) на ответственное хранение, формируется по факту перегрузки нефтепродуктов из вагонов в резервуары. |
Таможенная декларация (ТД) |
Грузовая таможенная декларация, документ, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи. В нем декларант заявляет основные сведения о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, таможенный режим, под который они помещаются, и другие сведения. |
Погрузочное Поручение (ПП) |
Поручение экспортёра или его полномочного представителя (портового экспедитора) терминалу или его представителю на отгрузку экспортного груза морским транспортом. |
Сертификат количества |
Официальный документ, в котором зафиксировано, что погруженный на танкер нефтепродукт количественно соответствует требованиям. |
Сертификат качества |
Официальный документ, в котором зафиксировано, что погруженный на танкер нефтепродукт соответствует заявленному качеству. |
Коносамент |
Международный документ (Bill of Lading), удостоверяющий право собственности на отгруженные нефтепродукты, подтверждает количество нефтепродуктов, погруженных на танкер. Является основанием для снятия груза с ответственного хранения. Оформляется экспедитором. |
Акт Приема-Передачи (АПП) |
Документ, подтверждающий факт передачи груза от терминала Портовому Экспедитору согласно Погрузочным Поручениям в Количестве Коносаментов, указанных в нем. Является документом, списывающим количество груза с баланса терминала. |
Одна из особенностей процесса погрузки танкера это таможенный контроль вывозимого груза. Контроль осуществляется как в рамках документа таможенная декларация, так и в рамках погрузочных поручений, в которых указывается, по какой таможенной декларации выводится определенное количество груза. Также в погрузочном поручении портовый экспедитор формирует список конкретных приемных актов, по которым терминал принимал вывозимый груз.
Таким образом одной из проблем процесса является необходимость контролировать что на танкер не было погружено больше, чем имеется в резервуарном парке по документам. В качестве решения было предложено реализовать механизм резервирования груза под погрузочное поручение, а в дальнейшем его перерезервирование под коносамент в разрезе приемных актов. Данное решение дает возможность контролировать остатки по приемным актам в реальном времени, не ожидая завершения погрузки судна.
Распространенными системами для автоматизации являются ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами предприятия в удобном для пользователя виде. Одна из таких систем, MS Dynamics NAV, на базе которой сформировано множество типовых решений для малого и среднего бизнеса, таких как управление гостиничным бизнесом, управления финансами, производством, взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, ведения аналитики и электронной торговли. [3]
Однако в данном случае система оценивалась как платформа для создания кастомизированного решения, а не с точки зрения внедрения уже существующего функционала. В качестве альтернатив были рассмотрены такие платформы как 1С, SAP, Oracle.
Для выбора платформы был использован экспертный метод, включающий в себя сравнение по таким критериям как:
– стоимость софта;
– стоимость работ по внедрению;
– длительность внедрения;
– максимальное количество пользователей;
– стоимость поддержки;
– требования к железу.
В результате проведения анализа была выбрана система MS Dynamics NAV как имеющая относительно короткие сроки разработки и внедрения при средней стоимости.
Литература:
1. Инфраструктура морских терминалов нефтеналивных грузов РФ [Электронный ресурс] URL: https://morproekt.ru/articles/blog/614-infrastruktura-morskikh-terminalov-neftenalivnykh-gruzov-rf-2016 (дата обращения:14.04.19).
2. Добыча нефти в России [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Добыча_нефти_в_России (дата обращения:14.04.19).
3. Microsoft Dynamics NAV [Электронный ресурс] URL: https://dynamics.microsoft.com/ru-ru/ (дата обращения:15.04.19).