Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 19.04.2019

Статья просмотрена: 12394 раза

Библиографическое описание:

Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена вопросу введению цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности преподавателю, обеспечивают мощными средствами, которые разрешают следующие вопросы: улучшение организации учебного процесса, повышение индивидуализации обучения; цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность учителю и обучающемуся для устранения пробелов, возникших из-за пропуска уроков; улучшают результаты самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого преподавателя.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии.

Создание педагогом авторских ЦОР способствует совершенствованию его профессионального мастерства, помогает в реализации индивидуального подхода к образовательной траектории каждого обучающегося, в акцентировании внимания именно на тех вопросах, которые менее усвоены студентом [1].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос о том, как результативно обучить всех и каждого обучающегося в отдельности.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 в разделе «Электронное обучение «e-learning» из ряда прочих пунктов имеется следующее: Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса — текст, графика, музыка, видео, звуки и т. д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе [5].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что использование цифрового образовательного контента в современном образовательном процессе, способствует осуществить более качественную подготовку обучающихся.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др [2]. Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные цифровые учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [3].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является учебной дисциплиной в вузе. Данная дисциплина обязывает к использованию ЦОР на уроках. Одним из направлений изучения курса ИКТ выступают информационные процессы и информационные технологии. Практическая часть курса направлена на освоение студентами навыков и умений использования средств информационных технологий для формирования функциональной грамотности и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Это говорит о том, что сама дисциплина ИКТ подразумевает освоение не только структуру компьютерных систем, архитектуру компьютера, но и прикладных программ, мобильных приложений, программ по созданию сайта, с помощью которых в дальнейшем обучающийся будет иметь огромные возможности уметь создавать ЦОР самостоятельно. А для освоения в процессе обучения этих компьютерных программ (как теоретической части, так и практической) необходимо разработать содержательный цифровой образовательный ресурс, в котором обучающийся имел бы возможность изучать все компоненты дисциплины ИКТ. Для создания ЦОР по ИКТ необходимо разобраться с понятием ЦОР и аспектами использования и влияния ЦОР на уроках.

Рассмотрим определенные методические правила при использовании ЦОР:

– ЦОР это средство, ориентированное на решение задач фактического изменения качества образования и увеличения его эффективности;

– ЦОР оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической рациональности, требующей оценки эффективности применения ЦОР в комбинации с различными педагогическими технологиями;

– важным направлением применения ЦОР это обращение к личности обучаемого;

– создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, самостоятельно размышляющего молодого человека;

– ЦОР не заменяет педагога или учебник, наоборот усиливает характер педагогической деятельности.

Использование и применение на уроках интерактивных панелей значительно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку интерактивная панель дает возможность сделать урок интереснее: педагог на занятиях использует одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Любую информацию, отображенную на интерактивной панели, можно распечатать, сохранить, сделать видеозапись экрана, для последующего анализа.

Применение ЦОР на уроках ИКТ является методом организации активной и осмысленной работы студентов, сделав занятия более разнообразными. Таким образом, применение компьютерных систем на уроках не заменяют педагога, а, наоборот способствуют общению с обучающимся более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Рассмотрим некоторые аспекты внедрения приёмов работы с ЦОР в практику работы преподавателя.

– Внедрение ЦОР — это способ развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности у будущих педагогов. Данная специальная методическая подготовка, освоение определенных умений и навыков оказывает влияние на становление у обучающегося специальных методических умений и навыков, которые способствует развитию интереса к изучаемому материалу [4].

– Развитие специальных умений и навыков у будущего учителя владения средствами ЦОР, а также методами ИКТ способствует возможности реализовать себя в педагогической деятельности с современных позиций, не чувствовать себя ущербным в общении с учащимися, достаточно хорошо владеющего приёмами работы с ПК [4].

– Методическое назначение использования цифровых систем обучения в практике работы учителя велико. Благодаря ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, продемонстрировать видеофрагменты, цифровые фотографии, смоделировать различные процессы [4].

– Средства ЦОР можно правомерно приравнять к изобразительным наглядным средствам обучения, сопровождающим демонстрации в процессе лекции, рассказа, беседы. В настоящее время вполне целесообразно выделить в отдельный методический блок наглядных пособий виртуальной среды [4].

– Ошибки при использовании ЦОР. Следует отметить, что не совсем правильно и грамотно полностью заменять на уроках натуральные объекты объектами виртуальной среды [4].

Следуя из этого, можно обобщить, что педагогу целесообразно использование собственно ЦОР и ИКТ, а также программное обеспечение ПК, которое может позволить достигнуть качественно нового уровня реализации принципа наглядности. Изображение объектов средствами виртуальной среды, приёмы компьютерного моделирования в обучении целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить или продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно продемонстрировать с помощью других методов и приёмов. Использование цифровых фотографий, видеофильмов позволяет обучающимся активно включаться в учебный процесс. Компьютерные демонстрации и модели различных процессов, явлений, объектов и экспериментов, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений.

Компьютерные системы, используемые в учебном процессе представляют следующие функции:

1) как источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и учебник) с учётом необходимости найти информацию энциклопедического характера;

2) Как наглядное пособие, благодаря которому возможно детальное изучение объектов посредством виртуальной среды (с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

3) как индивидуальное информационное пространство;

4) как тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым испытаниям;

5) как средство диагностики и контроля.

Таким образом, цифровые средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР.

Рассмотрим основные обучающие функции ЦОР:

– усвоение знаний (о фактах, понятиях, процессах законах, теориях, способах деятельности);

– улучшение качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, осваивание системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности);

– формирование практических умений при работе с виртуальными объектами;

В качестве развивающих функции выступают:

– усовершенствование всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

– усовершенствование аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;

– усовершенствование творческих способностей на базе ЦОР;

Кроме того, использование ЦОР на учебных занятиях способствуют формированию воспитательных функции:

– формирование естественно — научного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

– формирование социально положительных элементов поведения;

– воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Комплекты ЦОР позволяют довести до обучающегося огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

Заключение

Таким образом, использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Литература:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  2. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет. https://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee.../2013/.../vnedrenie-informatsionnykh
  3. https://infourok.ru › Информатика
  4. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3a9377b9–6e13.../um8_konspekt_lekcii.html
  5. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/
  6. Официальный сайт Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» http://edu.of.ru/mediacompetence/default.asp?ob_no=52334
  7. Творческая группа «Разработка цифровых образовательных ресурсов для интерактивной доски» http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=139369&tmpl=com
  8. Степаненко О. В. Материалы мастер-класса «Разработка ЦОР для ИД во Flash» http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/master_klass/23
  9. «По волнам знаний на ИД» http://gumnaziya.narod.ru/brigada/id.html
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, виртуальная среда, ИКТ, образовательный процесс, обучающийся, урок, CD-ROM, интерактивная панель, педагогическая деятельность, цифровой образовательный контент.


Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Дистанционное обучение как компонент системы современного образования

Современные тенденции демонстрируют нам, что в последние годы происходят глубокие изменения в сфере образования во многих странах. Это обусловлено новыми экономическими потребностями в условиях глобализации, развития информационных технологий. Дистан...

Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Дистанционное обучение как компонент системы современного образования

Современные тенденции демонстрируют нам, что в последние годы происходят глубокие изменения в сфере образования во многих странах. Это обусловлено новыми экономическими потребностями в условиях глобализации, развития информационных технологий. Дистан...

Задать вопрос