Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 19.04.2019

Статья просмотрена: 12539 раз

Библиографическое описание:

Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 22.02.2025).



Данная статья посвящена вопросу введению цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности преподавателю, обеспечивают мощными средствами, которые разрешают следующие вопросы: улучшение организации учебного процесса, повышение индивидуализации обучения; цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность учителю и обучающемуся для устранения пробелов, возникших из-за пропуска уроков; улучшают результаты самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого преподавателя.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии.

Создание педагогом авторских ЦОР способствует совершенствованию его профессионального мастерства, помогает в реализации индивидуального подхода к образовательной траектории каждого обучающегося, в акцентировании внимания именно на тех вопросах, которые менее усвоены студентом [1].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос о том, как результативно обучить всех и каждого обучающегося в отдельности.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 в разделе «Электронное обучение «e-learning» из ряда прочих пунктов имеется следующее: Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса — текст, графика, музыка, видео, звуки и т. д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе [5].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что использование цифрового образовательного контента в современном образовательном процессе, способствует осуществить более качественную подготовку обучающихся.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др [2]. Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные цифровые учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [3].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является учебной дисциплиной в вузе. Данная дисциплина обязывает к использованию ЦОР на уроках. Одним из направлений изучения курса ИКТ выступают информационные процессы и информационные технологии. Практическая часть курса направлена на освоение студентами навыков и умений использования средств информационных технологий для формирования функциональной грамотности и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Это говорит о том, что сама дисциплина ИКТ подразумевает освоение не только структуру компьютерных систем, архитектуру компьютера, но и прикладных программ, мобильных приложений, программ по созданию сайта, с помощью которых в дальнейшем обучающийся будет иметь огромные возможности уметь создавать ЦОР самостоятельно. А для освоения в процессе обучения этих компьютерных программ (как теоретической части, так и практической) необходимо разработать содержательный цифровой образовательный ресурс, в котором обучающийся имел бы возможность изучать все компоненты дисциплины ИКТ. Для создания ЦОР по ИКТ необходимо разобраться с понятием ЦОР и аспектами использования и влияния ЦОР на уроках.

Рассмотрим определенные методические правила при использовании ЦОР:

– ЦОР это средство, ориентированное на решение задач фактического изменения качества образования и увеличения его эффективности;

– ЦОР оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической рациональности, требующей оценки эффективности применения ЦОР в комбинации с различными педагогическими технологиями;

– важным направлением применения ЦОР это обращение к личности обучаемого;

– создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, самостоятельно размышляющего молодого человека;

– ЦОР не заменяет педагога или учебник, наоборот усиливает характер педагогической деятельности.

Использование и применение на уроках интерактивных панелей значительно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку интерактивная панель дает возможность сделать урок интереснее: педагог на занятиях использует одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Любую информацию, отображенную на интерактивной панели, можно распечатать, сохранить, сделать видеозапись экрана, для последующего анализа.

Применение ЦОР на уроках ИКТ является методом организации активной и осмысленной работы студентов, сделав занятия более разнообразными. Таким образом, применение компьютерных систем на уроках не заменяют педагога, а, наоборот способствуют общению с обучающимся более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Рассмотрим некоторые аспекты внедрения приёмов работы с ЦОР в практику работы преподавателя.

– Внедрение ЦОР — это способ развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности у будущих педагогов. Данная специальная методическая подготовка, освоение определенных умений и навыков оказывает влияние на становление у обучающегося специальных методических умений и навыков, которые способствует развитию интереса к изучаемому материалу [4].

– Развитие специальных умений и навыков у будущего учителя владения средствами ЦОР, а также методами ИКТ способствует возможности реализовать себя в педагогической деятельности с современных позиций, не чувствовать себя ущербным в общении с учащимися, достаточно хорошо владеющего приёмами работы с ПК [4].

– Методическое назначение использования цифровых систем обучения в практике работы учителя велико. Благодаря ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, продемонстрировать видеофрагменты, цифровые фотографии, смоделировать различные процессы [4].

– Средства ЦОР можно правомерно приравнять к изобразительным наглядным средствам обучения, сопровождающим демонстрации в процессе лекции, рассказа, беседы. В настоящее время вполне целесообразно выделить в отдельный методический блок наглядных пособий виртуальной среды [4].

– Ошибки при использовании ЦОР. Следует отметить, что не совсем правильно и грамотно полностью заменять на уроках натуральные объекты объектами виртуальной среды [4].

Следуя из этого, можно обобщить, что педагогу целесообразно использование собственно ЦОР и ИКТ, а также программное обеспечение ПК, которое может позволить достигнуть качественно нового уровня реализации принципа наглядности. Изображение объектов средствами виртуальной среды, приёмы компьютерного моделирования в обучении целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить или продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно продемонстрировать с помощью других методов и приёмов. Использование цифровых фотографий, видеофильмов позволяет обучающимся активно включаться в учебный процесс. Компьютерные демонстрации и модели различных процессов, явлений, объектов и экспериментов, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений.

Компьютерные системы, используемые в учебном процессе представляют следующие функции:

1) как источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и учебник) с учётом необходимости найти информацию энциклопедического характера;

2) Как наглядное пособие, благодаря которому возможно детальное изучение объектов посредством виртуальной среды (с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

3) как индивидуальное информационное пространство;

4) как тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым испытаниям;

5) как средство диагностики и контроля.

Таким образом, цифровые средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР.

Рассмотрим основные обучающие функции ЦОР:

– усвоение знаний (о фактах, понятиях, процессах законах, теориях, способах деятельности);

– улучшение качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, осваивание системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности);

– формирование практических умений при работе с виртуальными объектами;

В качестве развивающих функции выступают:

– усовершенствование всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

– усовершенствование аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;

– усовершенствование творческих способностей на базе ЦОР;

Кроме того, использование ЦОР на учебных занятиях способствуют формированию воспитательных функции:

– формирование естественно — научного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

– формирование социально положительных элементов поведения;

– воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Комплекты ЦОР позволяют довести до обучающегося огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

Заключение

Таким образом, использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Литература:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  2. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет. https://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee.../2013/.../vnedrenie-informatsionnykh
  3. https://infourok.ru › Информатика
  4. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3a9377b9–6e13.../um8_konspekt_lekcii.html
  5. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/
  6. Официальный сайт Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» http://edu.of.ru/mediacompetence/default.asp?ob_no=52334
  7. Творческая группа «Разработка цифровых образовательных ресурсов для интерактивной доски» http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=139369&tmpl=com
  8. Степаненко О. В. Материалы мастер-класса «Разработка ЦОР для ИД во Flash» http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/master_klass/23
  9. «По волнам знаний на ИД» http://gumnaziya.narod.ru/brigada/id.html
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, виртуальная среда, ИКТ, образовательный процесс, обучающийся, урок, CD-ROM, интерактивная панель, педагогическая деятельность, цифровой образовательный контент.


Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий

Статья исследует внедрение информационных технологий в образовательный процесс, особенно в контексте обучения иностранным языкам в школе. Авторские исследования подчеркивают важность интеграции ресурсов, таких как Интернет и обучающие программы, для ...

Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий

Статья исследует внедрение информационных технологий в образовательный процесс, особенно в контексте обучения иностранным языкам в школе. Авторские исследования подчеркивают важность интеграции ресурсов, таких как Интернет и обучающие программы, для ...

Задать вопрос