В данной статье раскрывается понятие стресса и какое влияние он оказывает на человека и какие влечёт за собой последствия, конкретно в период обучения в высшем учебном заведении, т. е. в студенческом возрасте.
Ключевые слова: стресс, дистресс, студенческий возраст, напряжение, симптом.
В 1936 году канадский врач Ганс Селье ввёл такое понятие как «стресс», который обозначает специфическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование. Г. Селье доказал, что небольшое количество стресса является полезным, он помогает сохранить молодость и вырабатывает у человека способность справляться с трудными жизненными ситуациями.
Характер проявления стресса в большей мере зависит от личностных особенностей индивида и его способностью уметь противостоять стрессовой ситуации. Человеческая жизнь сопровождается различными стрессовыми ситуациями. Одним из важных этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшем учебном заведении. Вопросам изучения стресса в студенческом возрасте посвящены работы К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л. А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р. С. Немова, Д. Маерса, А. Г. Маклакова, Г.Селье, Ю. В. Щербатых и др.
Учебная деятельность в высшем учебном заведении — один из напряженных видов деятельности, она несёт весьма тяжёлую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Обучение в вузе является стрессом для большей части студентов. Начиная с самого начала обучения стресс в большей или меньшей степени постоянно сопровождает студента и становится причиной нарушений эмоциональной, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер деятельности.
Важность учебной ситуации и её компонентов является основной предпосылкой появления стресса у обучающегося. Поступление в вуз очень важный этап в жизни студента, особенно это касается первокурсников, именно на первом курсе студент приобретает новый статус, происходит адаптация к новым жизненным условиям и взаимоотношениям с окружающими. Все эти факторы с высокой вероятностью становятся причиной возникновения стресса.
Студенчество — это трудное, серьёзное испытание. Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами и учиться быть самостоятельными, ответственными и организованными. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, особенно в период экзаменов. Самое травмирующее воздействие на психику и организм студентов оказывает экзаменационная сессия, это связано с тем, что загруженность во время сессии особенно сильная. Настроение обучающегося, его самочувствие, психологическое и эмоциональное состояние напрямую зависит от успеваемости во время сессии.
Успешной учебной деятельности мешают эмоциональные реакции, которые вызывают факторы учебного стресса, а также эти факторы отрицательно сказываются на здоровье студента. К этим факторам относятся: недостаток сна, невозможность равномерно распределить свое личное и рабочее время, высокая учебная нагрузка, неудовлетворенность учебной успеваемостью, невыполненные или неправильно выполненные задания, пропуски занятий, не сданные в срок задания, курсовые работы и т.д, отсутствие интереса к учебным дисциплинам; напряженные отношения в коллективе, конфликты с одногруппниками, преподавателями неблагоприятные физические условия, разочарование в выбранной специальности.
Употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное курение для избавления от напряжения — являются одними из самых негативных исходов стрессовых ситуациях. Симптомы проявления экзаменационного стресса делятся на четыре группы:
− эмоциональные симптомы
− физиологические симптомы
− когнитивные симптомы
− поведенческие симптомы
Типичными проявлениями эмоциональных симптомов являются ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность. Физиологические симптомы проявляются в виде головной боли, перепадах артериального давления, мышечного напряжения, учащенного пульса, учащения дыхания, тошноты. Проявления когнитивных симптомов подразумевают ухудшение памяти, рассеянность, снижение концентрации внимания, плохие воспоминания о своих неудачах во время экзамена, воображение негативного исхода событий на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза. Поведенческие симптомы включают в себя ухудшение аппетита, бессонница или беспокойный сон, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков и т. д.
Неуверенность в своих знаниях, преувеличение важности экзамена способствуют возникновению учебного стресса. Стресс в период сессии занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся. В настоящее время существуют весомые доказательства того, что экзаменационный стресс отрицательно сказвается на нервной системе студента, а также на сердечно-сосудистой и иммунной системах. После завершения сессии физиологические показатели приходят в норму не сразу, требуется определённое время для возвращения артериального давления в исходное состояние.
Интенсивность развития стресса зависит не только от его характера, но и от личностного отношения к происходящему. Одна и та же стрессовая ситуация, которая возникает в процессе обучения, сугубо индивидуально сказывается на студентах. Для некоторых студентов экзаменационный стресс носит вредоносный характер, приводящий к дистрессу, что в свою очередь является разрушительным процессом, ухудшающим протекание психофизиологических функций, а для других, определенное количество стресса приобретает свойство стимула, давая возможность показать лучшие результаты. Для каждой личности характерен свой определенный уровень переживания волнения и страха.
Таким образом, чтобы мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамены одним студентам нужно испытать высокий уровень стресса, а другим его снизить. У студентов с высокой мотивацией достижения успеха адаптация к стрессовым условиям лучше, чем у студентов с низким уровнем притязаний.