Оборона своей территории является основой деятельности любого государства. Вооруженные Силы Российской Федерации являются гарантом государственного суверенитета и самостоятельного международного статуса. В международной практике полномочия руководителя страны в области обороны зависят от двух факторов [2] (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на полномочия руководителя страны в области обороны
Сегодня деятельность Президента РФ в области обороны определяет Конституция Российской Федерации и Законом «Об обороне» [1]. Они содержат основополагающие нормы, которые определяют направления, в которых действует глава государства.
Закон «Об обороне» в п.1 ст. 4 определяет, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В своей деятельности он определяет военную политику Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации.
Сегодня глобальные угрозы сместились в информационное пространство, что привело к оборонительному характеру, утвержденной до 2020 военной доктрины России. Согласно ее Президент должен не только контролировать действия военных сил, но и учитывать современные, ранее не существовавшие угрозы. Например, актуальными являются такие проблемы как угроза создания протестных настроений населения, спровоцированных и финансируемых извне, то есть иностранными силами. Руководитель страны принимая решения, связанные с гражданским обществом, на самом деле реализует свои обязанности в области обороны.
В современном российской политики неизменными остались принципы применения ядерного оружия: только в качестве ответного удара, если под угрозу поставлено существование государства. Но в то же время появилось понятие «неядерное сдерживание», под которым подразумевается снижение агрессии против нашей страны без использования оружия массового поражения (рис. 2).
Рис. 2. Гарантии неядерного сдерживания
Президент Российской Федерации имеет право:
− объявить общую или частичную мобилизацию;
− ввести военное положение.
Все перечисленные действия Президент России может вводить в случае появления следующих угроз:
− вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства,
− военная оккупация любой территории России,
− бомбардировка,
− блокада портов или берегов,
− нападение на вооруженные силы России в любом месте,
− засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных,
− объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Конечно, военное положение может быть отменено, но для этого Указ Совета Федерации (который он утверждает в течение 48 часов), не набирает больше половины голосов от списочного состава.
К полномочиям президента в области обороны можно отнести также такие действия, как привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, что связано, в первую очередь с особенностью возникающих проблем и задач, которые требуют специфических знаний и умений. Это, в первую очередь, задачи гражданской обороны.
Президент РФ Федерации непосредственно утверждает многие планы, которые напрямую управляют деятельностью Вооруженных Сил. К ним можно отнести, такие как, например, план мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против РФ до объявления мобилизации в стране; непосредственно сам мобилизационный план, план перевода РФ на условия военного времени, план гражданской обороны и защиты населения и многие другие. Кроме различных планов, которые определяют действия Вооруженных Сил, Президент РФ утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний [1].
Только с согласования с Президентом РФ происходит дислокация и передислокация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше, а также утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и т. п.
Сложно перечислить все действия в области обороны, ответственность за которые несет ответственность руководитель государства, начиная от назначение высшего командования и заканчивая присвоением высших воинских званий, но важнее всего является то, что Президент формирует и руководит Советом Безопасности, а также отдельными министерствами и ведомствами, которые непосредственно участвуют в обороне государства.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, наделяя руководителя нашей страны полномочиями в области обороны, возлагает на него ответственность за оборону государства, которая является основой по обеспечению общей национальной безопасности и интересов каждого конкретного гражданина. Определяя государственную военную политику, именно президент руководит Вооруженными силами и обеспечивает суверенитет государства и его престиж в мире.
Литература:
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (последние изменения от 3 августа 2018 г. № 309-ФЗ) // ИПП Гарант
- Вербицкая Т. В. Глава государства как субъект обеспечения обороны // Армия и общество. — 2014. — № 1. — с. С.15–24.
- Ковалев А. А. Военные полномочия Президента России // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 352–355.