Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 21.04.2019

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Чупрова, Е. С. Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны / Е. С. Чупрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58229/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудиторская тайна, налоговый контроль.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1] под аудиторской деятельностью понимается «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Аудит проводится в целях выражения мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

Неотъемлемым элементом аудиторской деятельности является аудиторская тайна. В соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ № 307 к ней относятся «любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом № 307, за исключением: сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия; сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг; сведений о величине оплаты аудиторских услуг». Соответственно, можно сделать вывод, что аудиторская тайна может быть разглашена с согласия аудируемого лица.

10 апреля 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [2]. В первую очередь он направлен на противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, что, несомненно, защищает публичные интересы. Однако, с другой стороны, данный закон в значительной степени затрагивает частные интересы, а именно: предоставляется право федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, при «возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» (ст. 13 ФЗ № 307).Следовательно, возникает вопрос о сохранении в законодательстве Российской Федерации института аудиторской тайны, а также о соблюдении прав аудируемых лиц.

Ранее, до внесения изменений в статью 13 ФЗ № 107, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о возможных нарушениях, только в том случае, если руководитель аудируемой компании в течение 90 дней не принимал надлежащих мер, после поступления информации от аудитора. После внесения изменений, аудитор обязан незамедлительно сообщать о возможных нарушениях в федеральную службу, при этом ему запрещено сообщать об этом руководителю аудируемой организации.

В настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» защищает права не только частных лиц, а отдает приоритет защите публичных интересов, позволяя осуществлять передачу сведений и документов, содержащих аудиторскую тайну, третьим лицам на основании закона. Тем не менее, данное обстоятельство не свидетельствует об упразднении института аудиторской тайны, который и в настоящее время продолжает выполнять свою базовую функцию по защите интересов частных лиц.

Так, в законодательстве содержится ряд норм, ограничивающих истребование документов, составляющих аудиторскую тайну. Например, согласно п.4 ст.82 НК РФ [3], при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну. Однако, ФЗ от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ [4] НК был дополнен статьей 93.2, вступающей в силу с 1 января 2019 года и регламентирующей истребование документов у аудиторских организаций. Вводимая статья содержит исключение для ст. 82 НК и позволяет осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудиторской организации документов в целях налогового контроля. На первый взгляд, ФЗ № 231 законодатель в очередной раз вводит приоритет публичных интересов над частными. Также как и в ФЗ № 107, вводимая статья не предусматривает информирование аудируемого лица, в отношении которого получен запрос. Впрочем, ст.93.2 содержит определенные гарантии соблюдения прав аудируемых лиц. Во-первых, ограничивается субъектный состав лиц, которые вправе принимать решения об истребовании документов, к ним относятся: руководитель (заместителя руководителя) федеральной налоговой службы. Во-вторых, в качестве основания такого истребования вводится непредоставление налогоплательщиком сведений в установленном порядке, если они ранее были истребованы налоговым органом. В-третьих, вводится конкретный перечень обстоятельств, по которым такое истребование возможно: выездная налоговая проверка; проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; запрос компетентного органа иностранного государства.

Положения п.2 ст.90 НК также посвящены вопросу аудиторской тайны. Согласно данной норме не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности аудитор.

Закон о банках и банковской деятельности (ст.26) также содержит запрет на раскрытие аудиторскими организациями третьим лицам сведений об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что российский законодатель в процессе регулирования института аудиторской тайны, с одной стороны, идет по пути обеспечения приоритета публичных интересов над частными. Это в свою очередь обеспечит налоговым органам получение информации для выявления налоговых правонарушений из дополнительных источников, поспособствует борьбе с финансовыми преступлениями. Помимо этого, вводимые в законодательство изменения будут способствовать исполнению Российской Федерацией своих международных обязательств по предоставлению информации по запросам органов иностранных государств. С другой стороны, законодатель также вводит определенные гарантии для обеспечения частных интересов. Доступ уполномоченных органов к сведениям, составляющих аудиторскую тайну, не будет нарушать прав законопослушных налогоплательщиков, но в то же время, позволит сэкономить материальные и временные ресурсы государственным органам.

Литература:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», N 267, 31.12.2008.
  2. Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», N 88, 25.04.2018.
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// «Российская газета», N 148–149, 06.08.1998.
  4. Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»// «Российская газета», N 165, 31.07.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, аудиторская тайна, аудируемое лицо, налоговый контроль, внесение изменений, истребование документов, сведение, аудитор, интерес, федеральная служба.


Ключевые слова

налоговый контроль, аудиторская деятельность, аудиторская тайна

Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности

В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законод...

Аудиторская проверка как независимый контроль в частной организации: преимущества и проблемы

В данной статье проанализированы основные положения законодательства, регулирующего деятельность аудиторский организаций, осуществляющих аудиторскую проверку в частных компаниях, а также были выявлены положительные и отрицательные факторы данной пров...

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования

Адвокатская тайна как вид профессиональной тайны

В статье рассматривается вопрос об этике адвоката, в частности о необходимости сохранения в тайне сведений, полученных адвокатом от своего доверителя, рассматриваются возможные противоречия, возникающие между положениями Кодекса профессиональной этик...

Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода

В данной статье рассмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля.

Правовое регулирование консалтинговой деятельности

В статье рассматривается актуальность консультационных услуг в современном обществе.

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля

Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности

В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законод...

Аудиторская проверка как независимый контроль в частной организации: преимущества и проблемы

В данной статье проанализированы основные положения законодательства, регулирующего деятельность аудиторский организаций, осуществляющих аудиторскую проверку в частных компаниях, а также были выявлены положительные и отрицательные факторы данной пров...

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования

Адвокатская тайна как вид профессиональной тайны

В статье рассматривается вопрос об этике адвоката, в частности о необходимости сохранения в тайне сведений, полученных адвокатом от своего доверителя, рассматриваются возможные противоречия, возникающие между положениями Кодекса профессиональной этик...

Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода

В данной статье рассмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля.

Правовое регулирование консалтинговой деятельности

В статье рассматривается актуальность консультационных услуг в современном обществе.

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля

Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Задать вопрос