Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудиторская тайна, налоговый контроль.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1] под аудиторской деятельностью понимается «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Аудит проводится в целях выражения мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.
Неотъемлемым элементом аудиторской деятельности является аудиторская тайна. В соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ № 307 к ней относятся «любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом № 307, за исключением: сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия; сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг; сведений о величине оплаты аудиторских услуг». Соответственно, можно сделать вывод, что аудиторская тайна может быть разглашена с согласия аудируемого лица.
10 апреля 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [2]. В первую очередь он направлен на противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, что, несомненно, защищает публичные интересы. Однако, с другой стороны, данный закон в значительной степени затрагивает частные интересы, а именно: предоставляется право федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, при «возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» (ст. 13 ФЗ № 307).Следовательно, возникает вопрос о сохранении в законодательстве Российской Федерации института аудиторской тайны, а также о соблюдении прав аудируемых лиц.
Ранее, до внесения изменений в статью 13 ФЗ № 107, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о возможных нарушениях, только в том случае, если руководитель аудируемой компании в течение 90 дней не принимал надлежащих мер, после поступления информации от аудитора. После внесения изменений, аудитор обязан незамедлительно сообщать о возможных нарушениях в федеральную службу, при этом ему запрещено сообщать об этом руководителю аудируемой организации.
В настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» защищает права не только частных лиц, а отдает приоритет защите публичных интересов, позволяя осуществлять передачу сведений и документов, содержащих аудиторскую тайну, третьим лицам на основании закона. Тем не менее, данное обстоятельство не свидетельствует об упразднении института аудиторской тайны, который и в настоящее время продолжает выполнять свою базовую функцию по защите интересов частных лиц.
Так, в законодательстве содержится ряд норм, ограничивающих истребование документов, составляющих аудиторскую тайну. Например, согласно п.4 ст.82 НК РФ [3], при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну. Однако, ФЗ от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ [4] НК был дополнен статьей 93.2, вступающей в силу с 1 января 2019 года и регламентирующей истребование документов у аудиторских организаций. Вводимая статья содержит исключение для ст. 82 НК и позволяет осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудиторской организации документов в целях налогового контроля. На первый взгляд, ФЗ № 231 законодатель в очередной раз вводит приоритет публичных интересов над частными. Также как и в ФЗ № 107, вводимая статья не предусматривает информирование аудируемого лица, в отношении которого получен запрос. Впрочем, ст.93.2 содержит определенные гарантии соблюдения прав аудируемых лиц. Во-первых, ограничивается субъектный состав лиц, которые вправе принимать решения об истребовании документов, к ним относятся: руководитель (заместителя руководителя) федеральной налоговой службы. Во-вторых, в качестве основания такого истребования вводится непредоставление налогоплательщиком сведений в установленном порядке, если они ранее были истребованы налоговым органом. В-третьих, вводится конкретный перечень обстоятельств, по которым такое истребование возможно: выездная налоговая проверка; проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; запрос компетентного органа иностранного государства.
Положения п.2 ст.90 НК также посвящены вопросу аудиторской тайны. Согласно данной норме не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности аудитор.
Закон о банках и банковской деятельности (ст.26) также содержит запрет на раскрытие аудиторскими организациями третьим лицам сведений об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг.
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что российский законодатель в процессе регулирования института аудиторской тайны, с одной стороны, идет по пути обеспечения приоритета публичных интересов над частными. Это в свою очередь обеспечит налоговым органам получение информации для выявления налоговых правонарушений из дополнительных источников, поспособствует борьбе с финансовыми преступлениями. Помимо этого, вводимые в законодательство изменения будут способствовать исполнению Российской Федерацией своих международных обязательств по предоставлению информации по запросам органов иностранных государств. С другой стороны, законодатель также вводит определенные гарантии для обеспечения частных интересов. Доступ уполномоченных органов к сведениям, составляющих аудиторскую тайну, не будет нарушать прав законопослушных налогоплательщиков, но в то же время, позволит сэкономить материальные и временные ресурсы государственным органам.
Литература:
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», N 267, 31.12.2008.
- Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», N 88, 25.04.2018.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// «Российская газета», N 148–149, 06.08.1998.
- Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»// «Российская газета», N 165, 31.07.2018.