Исследуются проблемные вопросы, возникающие при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования. Предложено расширить перечень следственных действий, что приведёт к улучшению процессуального контроля за ходом и результатами оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: уголовное дело, следователь, доказательство, предварительное расследование, следственное действие, оперативно-розыскное мероприятие.
Уголовное судопроизводство — регламентируемая законом уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, которая направлена на раскрытие и расследование преступления, а также на рассмотрение дела в суде. Также под уголовным судопроизводством понимают систему правоотношений, которые возникают между уполномоченными субъектами и другими субъектами во время производства по уголовному делу.
Уголовное судопроизводство включает в себя ряд этапов: 1) обнаружение признаков преступления; 2) возбуждение уголовного дела; 3) производство предварительного расследования; 4) рассмотрение дела в суде. Основной целью уголовного судопроизводства является привлечение виновного в совершении преступления к уголовной ответственности и понесение им справедливого наказания, а также, в случае если лицо непричастно к совершению преступления, ограждение его от незаконного и необоснованного уголовного преследования.
Одним из важнейших этапов уголовного судопроизводства является предварительное расследование. Содержание данного этапа заключается в собирании доказательств, доказывании и формировании, на основе полученных доказательств итогового процессуального решения на данном этапе — постановления о направлении дела прокурору или постановления о прекращении уголовного дела. В свою очередь основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, это же утверждает ч. 1 ст. 86 УПК РФ.
В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность представляет собой как гласную, так и негласную деятельность уполномоченных на то Федеральным законом № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» органов, которая заключается в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Главной целью данных мероприятий является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Использование оперативно-розыскной информации в ходе расследования уголовных дел связано с вопросом о формах и пределах ознакомления следователя с оперативными материалами [5, c.15].
Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации [1].
Исходя из вышеуказанных задач, можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность отличную от следственных действий правовую природу. Оперативно-розыскные мероприятия направлены на получение информации, которая позволит в дальнейшем решать задачи по расследованию преступления. Данная информация не может использоваться в доказывании по уголовному делу, однако в дальнейшем она может быть преобразована в доказательства, как раз таки путём проведения следственных действий. Для таких сведений п. 20 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд предполагается ряд требований:
Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе [2].
Ряд оперативно-розыскных мероприятий, как и следственные действия, могут быть произведены только при наличии санкции суда. Однако, наличие такой санкции не отменяет требования по проверке результатов оперативно-розыскной деятельности [3].
В конечном итоге, если оперативно-розыскное мероприятие было произведено надлежащим образом, то его результат будет приобщён к уголовному делу, в целях решения вопроса о доказанности обстоятельств, предусмотренных ст.73 УПК РФ [4].
Основываясь на вышесказанном, следует вывод о то, что оперативно-розыскная деятельность носит вспомогательный характер для предварительного расследования. А так как следственные действия являются основой деятельности на данном этапе, то оперативно-розыскные мероприятия являются вспомогательными и для следственных действий.
Теоретики и практики в сфере уголовного судопроизводства, рассматривают соотношение следственных действий и оперативно-розыскной деятельности в двух вариантах.
Первой вариант — оперативно-розыскная деятельность, представляет собой самостоятельную деятельность, но при этом вспомогательную для уголовного судопроизводства. В данном случае оперативно-розыскная деятельность может заключаться в отыскании информации о совершенном преступлении. Такая информация впоследствии используется следователями или дознавателями при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
Второй вариант — это производство оперативно-розыскных мероприятий по заданию следователя или дознавателя. Согласно ч.1 ст.144 УПК РФ следователь имеет право инициировать оперативно-розыскные мероприятия для получения информации, которую впоследствии можно использовать при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела. Такие оперативно-розыскные мероприятия схожи с мероприятиями по проверке поступившего сообщения о преступлении, однако они их не подменяют, а следовательно должны быть обязательно проверены следователями. В результате такой проверки результаты оперативно-розыскной деятельности и превращаются в доказательства.
В своих работах процесс преобразования итогов оперативно-розыскной деятельности в доказательства исследует профессор С. А. Шейфер. В одной из своих работ профессор утверждает, что следственное действие контроль и запись телефонных переговоров является излишним, так как оно имеет явные признаки оперативно-розыскного мероприятия [6, c.191].
Однако, данное следственное действие затрагивает основные права и свободы человека и гражданина, а потому требует больше обеспечения гарантий соблюдения законности, а потому на его производство требуется судебное решение, что отличает контроль и запись телефонных переговоров от оперативно-розыскных действий. В свою очередь, на практике сложились такие обстоятельства, что производство следственных действий находится под гораздо большим контролем, чем оперативно-розыскные мероприятия. В связи с чем такие действия нельзя переводить в разряд оперативно розыскных мероприятий.
В целом можно отметить, что проверка и контроль оперативно-розыскных мероприятий должна находиться на более высоком уровне для искоренения различных проблем. Генеральной прокуратурой РФ произведен анализ практики, в результате чего были выявлены ряд ошибок при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Так к ним относятся:
− отсутствие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
− неверное отражение в документах оперативно-розыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц;
− неверное название проводимого оперативно-розыскного мероприятия;
− незаконный досмотр лица и другие.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что основное отличие следственных действий от оперативно-розыскных заключается в том, что следственные действия направлены собирание и проверку доказательств, тогда как оперативно-розыскные действия являются вспомогательными по отношению к первым, что не исключает необходимости повышения контроля компетентных государственных органов и должностных лиц, в сфере уголовного производства за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных действий, в основе которых лежит негласный порядок их осуществления, требующий охраны прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства и иных граждан вовлеченных в уголовный процесс.
Литература:
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»// СПС «Гарант»
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант»
- Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2004 г. № 47-О04–75// СПС «Гарант»
- Гущин А. Н., Францифоров Ю. В., Громов Н. А. Использование оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании//Российский следователь. 2000. № 4. С.15.
- Шейфер С. А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: Норма, 2008. С. 191.