Статья раскрывает необходимость повышения уровня профессиональной подготовленности, обеспечения высокой надёжности водителей при выполнении действий в сложных и критических дорожно-транспортных ситуациях с использованием дополнительных элементов автодромной подготовки.
Ключевые слова: транспортное средство, дорожное движение, управление автомобилем, профессиональная подготовка водителей, безопасное управление автомобилем.
Автомобильный транспорт считается одним из самых опасных видов транспорта, а автомобиль относится к средствам повышенной опасности. Ежегодно в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых более 1,2 миллионов человек погибают и ещё 20…50 миллионов получают травмы. В странах имеющих высокое количество зарегистрированных транспортных средств уровень смертности от дорожно-транспортных травм может превышать смертность от многих инфекционных заболеваний [1].
Несмотря на всё внимание Президента и Правительства Российской Федерации, большое количество серьёзных мероприятий и огромную работу, проводимую государственными учреждениями и общественными организациями по предупреждению происшествий в нашей стране, их количество и тяжесть последствий ещё велики. Причины этого явления разнообразны, однако одной из основных причин можно назвать недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки водителей. Это особенно проявляется при интенсивной автомобилизации, когда общее количество водителей за небольшой промежуток времени пополняется большим числом новых, неопытных водителей. Количество лиц, получивших водительские удостоверения на право управления транспортными средствами, впервые после обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств за 2018 год — более 1 миллиона 350 тысяч человек [2]. Это приводит к снижению среднего уровня квалификации водителей. Вместе с этим при современном уровне развития техники надёжность деятельности водителей является решающим фактором обеспечения безопасности движения.
Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3].
Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.
Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.
Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП.
Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.
Классификация ДТП [4]:
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлёкшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Кроме этого, выделяют ещё такие виды ДТП, как:
Бесконтактное дорожное происшествие — ситуация, когда водитель транспортного средства стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель автомобиля выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
Учётное дорожное происшествие — согласно Правил учёта происшествий в статистической отчётности указываются ДТП, в которых получили травмы лёгкой, средней или тяжёлой степени, или погибли люди. То есть именно такие случаи является учётными. Если в аварии люди не пострадали, она учёту не подлежит.
Скрытое происшествие на дороге — это такое ДТП, при котором виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.
К факторам риска совершения ДТП относят:
1)нарушение Правил дорожного движения (ПДД), в том числе:
− алкогольное опьянение;
− наркотическое опьянение;
− превышение допустимой скорости движения;
− неиспользование ремней безопасности;
− неиспользование специальных детских удерживающих средств;
− использование неисправного транспортного средства;
2)усталость водителя;
3)сложные погодные условия;
4)плохое качество дорожного покрытия;
5)факторы, отвлекающие внимание водителя:
− разговоры по мобильному телефону или обмен текстовыми сообщениями;
− разговор с пассажирами;
− курение за рулём;
− употребление пищи за рулём;
− управление электронными устройствами (например, радио, CD-проигрывателем или GPS-навигатором) во время движения;
− прослушивание музыки;
− животные в салоне.
− обувь на высоком каблуке.
6)неправильная оценка дорожной обстановки и несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности движения;
7)неопытность и невнимательность водителя.
Если водитель стремится познать себя и качества своего автомобиля, то это первый шаг к тому, чтобы стать отличным водителем. Для автомобилиста жизненно необходимо постоянно совершенствовать своё водительское мастерство. Если владелец автомобиля считает, что, научившись перемещать автомобиль с одного места на другое, сдав экзамен в ГИБДД, он достиг вершины мастерства в управлении автомобилем, то это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми водителю с небольшим стажем вождения, возможно, ещё не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться, тогда он узнает, что это такое, но будет уже поздно. Разберёмся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить, как сумму трёх составляющих на рисунке 1.
Рис. 1. Составляющие водительского мастерства
Первая составляющая — навыки, овладев которыми водитель сможет быстро и правильно передвигаться на автомобиле в условиях, когда другие участники движения ему не мешают — когда их нет или очень мало. Владение этими навыками при обучении на площадке (автодроме) доводятся до автоматизма.
После этого можно переходить к формированию навыков второй составляющей — навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от водителя потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное — умение заблаговременно прогнозировать возникающие на дороге опасности и предпринимать правильные действия для защиты от их последствий. Освоив эти навыки на занятиях по вождению в реальных дорожных условиях движения, водитель поднимется на вторую ступень мастерства. Третья составляющая самая сложная. Поднявшись на неё, водитель сможет защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т. д. Но такие навыки на занятиях в автошколе не формируют, они приобретаются с опытом вождения и хорошо, если без совершения ДТП.
Одной из основных задач профессиональной подготовки водителей транспортных средств является безопасность профессиональной деятельности будущих водителей. В России в настоящее время профессиональная подготовка водителей транспортных средств не обеспечивает в полной мере усвоение знаний ПДД, основ безопасного управления транспортным средством, устройства и технического обслуживания автомобиля. Кроме того, наблюдается низкая эффективность обучения вождению, происходит «натаскивание» на выполнение экзаменационных упражнений.
В связи со сложившейся ситуацией авторы видят необходимость внедрения в учебный процесс подготовки кандидатов в водители методов, позволяющих при незначительном вмешательстве в процесс обучения вождению повысить его эффективность.
В современных условиях одним из методов подготовки кандидатов в водители является поэтапный метод обучения вождению. Суть метода заключается в том, что рабочая (учебная) программа разбивается на последовательные тематические блоки — этапы. Переход от одного этапа к другому, с низшей ступени на высшую, предваряется обязательным зачетом по пройденному материалу. Этапы обучения вождению по данному методу представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы обучения вождению автомобиля
Этап |
Содержание ицели занятий |
Место проведения |
Начальный теоретический |
Теория безопасного управления автомобилем. На данном этапе происходит формирование знаний и умений по управлению автомобилем, навыков пользования органами управления автомобиля |
Учебные специализированные классы (ПДД, безопасности, устройства автомобиля, тренажерный) |
Начальный практический |
Практическое вождение. На данном этапе происходит знакомство с автомобилем: посадка в автомобиль, знакомство с рабочим местом водителя, формирование навыков трогания автомобиля с места, выполнения маневров, остановки в заданном месте. Формируются базовые навыки управления автомобилем (см. рис. 1 — левый столбец) |
Автодром (площадка начального обучения вождению) |
Развивающий практический |
Практическое выполнение экзаменационных упражнений, вождение по маршруту, имитирующему городские условия. На данном этапе происходит формирование устойчивых автоматических навыков выполнения экзаменационных упражнений, освоение элементов взаимодействия с другими участниками дорожного движения при движении автомобилей на сокращенных дистанциях, формирование навыков объезда препятствий, движения параллельным курсом |
Автодром (площадка начального обучения вождению) |
Управляющий практический |
Практическое вождение в городских условиях (реальное дорожное движение). На данном этапе происходит подготовка обучаемых к практическому применению ПДД в реальных условиях дорожного движения. Формируются навыки управления автомобилем без отвлечения внимания водителя на органы управления (применение первичных автоматических навыков), навыки ориентации в дорожном движении (см. рис. 1 — правый столбец) |
Городские дороги с малой интенсивностью движения |
Закрепляющий практический |
Практическое вождение в городских условиях (реальное дорожное движение). На данном этапе происходит обучение выбору траектории и скорости движения в транспортном потоке, прогнозированию развития дорожно-транспортной ситуации. Формируются навыки взаимодействия с другими участниками движения, закрепляются навыки ориентации в дорожном движении (см. рис. 1 — правый столбец) |
Городские дороги с большой интенсивностью движения (экзаменационные маршруты, утверждённые в ГИБДД) |
Заключительный практический |
Экзамены (внутренний в автошколе, в ГИБДД) |
Сдав экзамены, обучаемый получает водительское удостоверение и переходит в разряд водителей. Но подготовка, полученная в автошколе, не дает навыков управления автомобилем в сложных и критических ситуациях (см. рис. 1 — нижняя строка).
Для устранения данного недостатка в имеющийся метод предлагается внести корректировку и при обучении на автодроме (развивающий практический этап обучения) использовать дополнительные элементы, выполнение которых позволит обучаемому получить недостающие навыки:
− действия водителя при экстренном объезде препятствия (внезапно остановившееся транспортное средство, падение камней и т. п.);
− действия водителя при необходимости применения экстренного торможения (предотвращение ДТП);
− действия водителя при ослеплении фарами встречного автомобиля;
− действия водителя при внезапном «заливе» лобового стекла водой (из-под колёс встречного автомобиля);
− действия водителя при внезапном появлении на проезжей части пешехода (ребенка);
− действия водителя по проезду железнодорожного переезда при различных положениях и режимах работы технических средств регулирования движения (при закрывающемся шлагбауме и горящем бело-лунном сигнале светофора; при открытом шлагбауме и горящем в мигающем режиме красным сигналом светофора и т. д.);
− действия водителя при включении жёлтого сигнала светофора при проезде перекрёстка.
Литература:
1. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. Время действовать, Всемирная организация здравоохранения, 2009 г., https://www.who.int/violence_injury_prevention/road_ safety_status/report/ru/, (обращение от 16.04.2019 года).
2. Госавтоинспекция, Показатели состояния безопасности дорожного движения, Выгрузка показателей БДД, Форма № 1-БДД, Раздел 2. Сведения о деятельности по допуску граждан к управлению транспортными средствами, http://stat.gibdd.ru/, (обращение от 16.04.2019 года).
3. Романов А. Н. Автотранспортная психология, — М., 2002. Стр. 5–14, http://yurpsy.com/files/xrest/10/013.htm, (обращение от 19.03.2019 года).
4. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения, — М., Высшая школа, 2007.