Налоги представляют собой основной инструмент в арсенале государственной экономической политики. Они отражают основную политико-правовую природу современного государства.
С точки зрения управления налогообложением налог наиболее часто трактуется как экономическая, финансовая и правовая категория [6, с. 24–25].
Все процессы, связанные с налогообложением в Российской Федерации, регулируются Налоговым Кодексом.
В НК РФ представлено следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Исчислять и уплачивать налоговые платежи — важнейшая обязанность каждого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное выполнение упомянутой обязанности дает возможность предприятию оптимизировать налоговую нагрузку, а также избежать таких дополнительных финансовых потерь как штрафные санкции.
В большем числе случаев налоговые платежи выплачиваются в установленные законодательством сроки, налоговые органы, в свою очередь должны лишь сопоставлять данные поступления с расчетными обязательствами налогоплательщиков по надлежащим налоговым сборам и за соответствующие периоды. Платежи, не поступившие в назначенные сроки, считаются просроченными. При их зачислении налогоплательщикам должна предъявляться уплата процента за просрочку. После истечения определенного законом срока невнесенные налоги считаются недоимкой. В отношении сумм недоимок, которые также включают в себя проценты, начисленные в течение периода просрочки, налоговый орган должен предпринимать определенные меры и действия по их взысканию. Еще одним источником недоимок могут считаться суммы налогов, доначисленные налоговыми органами по результатам их контрольно-ревизионной работы [4, с. 469].
В ст. 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Недоимка образуется, в том случае, если налогоплательщик не перечислил в бюджет причитающихся налогов или произвел их перечисление частично. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения камеральных и выездных налоговых проверок [ст. 87 НК РФ].
В случае, если налогоплательщик, независимо от того, является он юридическим или физическим лицом, обязанное в соответствии с законами о налогах своевременно эти налоги выплачивать, не выполняет возложенных на него налоговых обязательств и игнорирует требования и уведомления налоговых органов об уплате, подлежащая уплате сумма должна быть взыскана принудительно, не исключая такой меры, как арест имущества.
«Пристав имеет право арестовать имущество должника только в том размере и объеме, которые необходимы и достаточны, чтобы выполнить исполнительный документ, при этом учитывая исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий» [п. 2 ст. 69 Федерального закона № 229-ФЗ]. Из этого следует, что невозможно арестовать собственность, стоимость которой больше суммы задолженности. К тому же пристав не имеет права арестовать собственность, которая не подлежит взысканию [ст. 446 ГПК РФ].
Таким образом, на практике нередко складывается ситуация, создающая препятствие судебным приставам арестовывать, например, транспортное средство, с целью побуждения лица к неотложному выполнению конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, которая сформировалась в результате несвоевременной уплаты транспортного налога, объектом которого и является транспорт.
На практике налоговые органы нередко сталкиваются с описанной ситуацией. В течение трех месяцев со дня образования недоимки у налогового органа появляется основание для направления налогоплательщику по установленной форме требование об уплате налога, пени, штрафа [п. 1 ст. 45 НК РФ].
Уведомление об аресте имущества налогоплательщика создает для него практически неосуществимой возможность продление выданного ранее или получения нового кредита. Из этого вытекает ситуация, при которой налогоплательщик не сможет занять денежные средства на погашение налоговой задолженности.
С целью повышения эффективности взыскания налоговой задолженности в ходе процедур банкротства необходима концентрация функций обеспечения процедур банкротства как на уровне региональных управлений ФНС России, так и в правовой и досудебной работе ФНС России на уровне центрального аппарата для инициирования исключительно тех процедур, в которых задолженность по налогам будет погашена. Для устранения возможности использования недобросовестными лицами банкротства для уклонения от уплаты налогов, а также повышения эффективности процедур банкротства, необходимо следующее:
1) взыскание налоговой задолженности с реальных бенефициаров или руководителя, не исполнившего обязанность по подаче должником заявления о своем банкротстве;
2) привлечение к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей (участников) должника;
3) создание рыночных условий по проведению торгов по реализации имущества должников и ограничение возможности участия в процедуре лиц, аффилированных с должником.
Делая выводы касательно принудительного взыскания налогов, можно указать по пунктам, что:
1) Принудительное взыскание недоимки по налогу производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок и регулируется статьями 46, 47, 48 НК РФ.
2) Взыскание недоимки производится за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, его электронных денежных средств, или же за счет его имущества.
3) Процедура принудительного взыскания задолженности начинается с направления налогоплательщику налоговым органом требования об уплате определенной суммы налога (пени), сбора или штрафа.
4) Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
5) Налоговые органы вправе взыскать долг в бесспорном порядке.
6) Данное решение может подлежать обжалованию налогоплательщиком в судебном порядке.
Литература:
- Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть 1
- Гражданско-Правовой Кодекс Российской Федерации, ст. 446
- Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 2 ст. 69
- Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. — 2-е изд. / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019
- Евстигнеев Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е. Н. Евстегнеев, Н. Г. Викторова. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012
- Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. — 2-е изд. / И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010